18+
пятница, 19 октября
Армии и войны

Экспортный «винтокрылый БТР»

Новый год в Казани пообещали открыть крупнейшим контрактом

  
15920
На фото: российские вертолеты Ми-35М, Ми-8АМТШ-В и Ми-17В-5 (слева направо)
На фото: российские вертолеты Ми-35М, Ми-8АМТШ-В и Ми-17В-5 (слева направо) (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Наступающий 2018 год, скорее всего, ознаменуется не только поставкой в Индию многоцелевого Ми-171А2, но и заключением контракта на поставку индийским ВВС 48 военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, общий объем которого составляет более миллиарда долларов. Во всяком случае переговоры по этому поводу уже завершены. Об этом в конце декабря заявил журналистам генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский.

Вынужденное событие

«Родословную» Ми-17В-5 чаще всего начинают с созданного в 70-х и потом доработанного с учетом боевого применения Ми-8МТ. Вообще, появление «МТ» может считаться одним из самых значительных событий в истории развития легендарной «восьмерки». Вопрос появления неприхотливого и надежного Ми-8, усиленного более мощным двигателем был поднят уже к 65 году. На тот момент выходило, что зарубежные «ровесники», уступая первым Ми-8 по целому ряду параметров, явно превосходили их по высотным характеристикам. А когда в начале 70-х трудившиеся в высокогорных районах Ми-4 начали сниматься с вооружения, работу над новой модификацией невольно пришлось ускорить.

Первый полет Ми-8МТ совершил в 1975 году, а уже через год в Казани было налажено его серийное производство. Вместо прежних двигателей модифицированный вертолет получил ТВ3−117М, специально разработанные в Ленинграде для морской амфибии Ми-14, и, как показали испытания, значительно более внушительные летно-технические характеристики: практический потолок в 5 тысяч метров (статистический — 1,76), дальность в 500 км и т. д. Активно использовался Ми-8МТ во время войны в Афганистане, став там настоящими «рабочими лошадками». В итоге, именно модификации «МТ-шки» в 80-х стали основной продукцией, сходящей с заводских конвейеров.

Читайте также

Для чужого десанта

Что же касается конкретно Ми-17В-5, то его серийный выпуск начался в 1996 году. Специализация этого вертолета — перевозка десантников и грузов (в том числе, крупногабаритных, на внешней подвеске), а в вооруженном варианте — еще и огневая поддержка с прицельным бомбометанием. Машина оснащена системой беспарашютного десантирования да и вообще, как заявляется, построена таким образом, что при боевом десантировании 36 бойцов смогут покинуть ее буквально за 15 секунд. В 2011 году Казанский вертолетный завод именно с многоцелевым вертолетом Ми-17В-5 официально вошел - заодно с шоколадными вафлями, кетчупом, имитаторами запаха взрывчатых веществ и шкатулкой «Битва за Казань» — в число лауреатов республиканского конкурса «Лучший товар Республики Татарстан». Но главное, сама литера «17» в названии изначально обрекала эту обновленную «восьмерку» именно на экспортное будущее.

Заказчик всегда прав

В мае 2017 года в преддверии выставки «HeliRussia 2017» пресс-служба «Рособоронэкспорта» заявила, что за тридцать лет Россия поставила за рубеж более четырех тысяч многофункциональных Ми-17В-5. В Индию первая партия этих вертолетов была поставлена в ноябре 2011 года по договору, заключенному в ходе визита еще президента Дмитрия Медведева. Причем, министерство промышленности и торговли Татарстана заявило тогда, что данные вертолеты строились в соответствии с конкретными требованиями заказчика и являются в некотором роде уникальными — «на каждом вертолёте установлен комплекс навигации и электронной индикации КНЭИ-8. Этот комплекс позволил исключить индикаторы информации целого ряда систем вертолёта, заменив их четырьмя многофункциональными индикаторами, что разгрузило приборные доски и значительно снизило нагрузку на экипаж. Комплекс также позволяет значительно упростить предполетную проверку вертолёта за счет вывода информации от всех датчиков сопряженных систем, а также демонстрации подсказок экипажу».

Добавим, что таким же комплексом оснащались, например, в 90-е Ми-8МТКО — «круглосуточные» транспортно-боевые вертолеты, адаптированные к пилотажной системе ночного видения. Следующая «индийская» партия, отправленная заказчику через год, отличалась, по слухам, новыми более мощными двигателями c электронной системой управления. Как раз в 2012 году были закончены испытания ВК-2500, собранного из российских комплектующих — работать над ним «климовцы» начинали еще на рубеже нулевых, но как и все «климовские» двигатели выпускались они на Украине. Через несколько лет в «Ростехе» подчеркнули: за 2016 год в России было выпущено этих двигателей в шесть раз больше, чем в предыдущем году, а к 2019 году планируется достичь стопроцентного удовлетворения потребностей заказчиков в этих российских «движках».

Читайте также

«Распробовал» и Таиланд

Информация о возможности поставки в Индию новой партии Ми-17В-5 (сразу без малого пять десятков машин общей стоимостью 1,1 миллиард долларов) прошла еще летом 2017 года. «Сейчас идут переговоры с коллегами из „Рособоронэкспорта“. Мы надеемся, что до конца года мы выйдем на подписание контракта. Если это произойдет, то уже в 2018 году мы сможем поставить первый вертолет», — рассказывал в интервью одному из телеканалов генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский.

Тем временем, в конце 2017 года стало известно о том, что в рамках существующего соглашения Казанскому вертолетному заводу придется изготовить дополнительную партию из двух тех же военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, но уже для Минобороны Таиланда.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Судаков

Политолог-американист, профессор Академии военных наук

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ