18+
понедельник, 20 августа
Армии и войны

Экспортный «винтокрылый БТР»

Новый год в Казани пообещали открыть крупнейшим контрактом

  
15845
На фото: российские вертолеты Ми-35М, Ми-8АМТШ-В и Ми-17В-5 (слева направо)
На фото: российские вертолеты Ми-35М, Ми-8АМТШ-В и Ми-17В-5 (слева направо) (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Наступающий 2018 год, скорее всего, ознаменуется не только поставкой в Индию многоцелевого Ми-171А2, но и заключением контракта на поставку индийским ВВС 48 военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, общий объем которого составляет более миллиарда долларов. Во всяком случае переговоры по этому поводу уже завершены. Об этом в конце декабря заявил журналистам генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский.

Вынужденное событие

«Родословную» Ми-17В-5 чаще всего начинают с созданного в 70-х и потом доработанного с учетом боевого применения Ми-8МТ. Вообще, появление «МТ» может считаться одним из самых значительных событий в истории развития легендарной «восьмерки». Вопрос появления неприхотливого и надежного Ми-8, усиленного более мощным двигателем был поднят уже к 65 году. На тот момент выходило, что зарубежные «ровесники», уступая первым Ми-8 по целому ряду параметров, явно превосходили их по высотным характеристикам. А когда в начале 70-х трудившиеся в высокогорных районах Ми-4 начали сниматься с вооружения, работу над новой модификацией невольно пришлось ускорить.

Первый полет Ми-8МТ совершил в 1975 году, а уже через год в Казани было налажено его серийное производство. Вместо прежних двигателей модифицированный вертолет получил ТВ3−117М, специально разработанные в Ленинграде для морской амфибии Ми-14, и, как показали испытания, значительно более внушительные летно-технические характеристики: практический потолок в 5 тысяч метров (статистический — 1,76), дальность в 500 км и т. д. Активно использовался Ми-8МТ во время войны в Афганистане, став там настоящими «рабочими лошадками». В итоге, именно модификации «МТ-шки» в 80-х стали основной продукцией, сходящей с заводских конвейеров.

Читайте также

Для чужого десанта

Что же касается конкретно Ми-17В-5, то его серийный выпуск начался в 1996 году. Специализация этого вертолета — перевозка десантников и грузов (в том числе, крупногабаритных, на внешней подвеске), а в вооруженном варианте — еще и огневая поддержка с прицельным бомбометанием. Машина оснащена системой беспарашютного десантирования да и вообще, как заявляется, построена таким образом, что при боевом десантировании 36 бойцов смогут покинуть ее буквально за 15 секунд. В 2011 году Казанский вертолетный завод именно с многоцелевым вертолетом Ми-17В-5 официально вошел - заодно с шоколадными вафлями, кетчупом, имитаторами запаха взрывчатых веществ и шкатулкой «Битва за Казань» — в число лауреатов республиканского конкурса «Лучший товар Республики Татарстан». Но главное, сама литера «17» в названии изначально обрекала эту обновленную «восьмерку» именно на экспортное будущее.

Заказчик всегда прав

В мае 2017 года в преддверии выставки «HeliRussia 2017» пресс-служба «Рособоронэкспорта» заявила, что за тридцать лет Россия поставила за рубеж более четырех тысяч многофункциональных Ми-17В-5. В Индию первая партия этих вертолетов была поставлена в ноябре 2011 года по договору, заключенному в ходе визита еще президента Дмитрия Медведева. Причем, министерство промышленности и торговли Татарстана заявило тогда, что данные вертолеты строились в соответствии с конкретными требованиями заказчика и являются в некотором роде уникальными — «на каждом вертолёте установлен комплекс навигации и электронной индикации КНЭИ-8. Этот комплекс позволил исключить индикаторы информации целого ряда систем вертолёта, заменив их четырьмя многофункциональными индикаторами, что разгрузило приборные доски и значительно снизило нагрузку на экипаж. Комплекс также позволяет значительно упростить предполетную проверку вертолёта за счет вывода информации от всех датчиков сопряженных систем, а также демонстрации подсказок экипажу».

Добавим, что таким же комплексом оснащались, например, в 90-е Ми-8МТКО — «круглосуточные» транспортно-боевые вертолеты, адаптированные к пилотажной системе ночного видения. Следующая «индийская» партия, отправленная заказчику через год, отличалась, по слухам, новыми более мощными двигателями c электронной системой управления. Как раз в 2012 году были закончены испытания ВК-2500, собранного из российских комплектующих — работать над ним «климовцы» начинали еще на рубеже нулевых, но как и все «климовские» двигатели выпускались они на Украине. Через несколько лет в «Ростехе» подчеркнули: за 2016 год в России было выпущено этих двигателей в шесть раз больше, чем в предыдущем году, а к 2019 году планируется достичь стопроцентного удовлетворения потребностей заказчиков в этих российских «движках».

Читайте также

«Распробовал» и Таиланд

Информация о возможности поставки в Индию новой партии Ми-17В-5 (сразу без малого пять десятков машин общей стоимостью 1,1 миллиард долларов) прошла еще летом 2017 года. «Сейчас идут переговоры с коллегами из „Рособоронэкспорта“. Мы надеемся, что до конца года мы выйдем на подписание контракта. Если это произойдет, то уже в 2018 году мы сможем поставить первый вертолет», — рассказывал в интервью одному из телеканалов генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский.

Тем временем, в конце 2017 года стало известно о том, что в рамках существующего соглашения Казанскому вертолетному заводу придется изготовить дополнительную партию из двух тех же военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, но уже для Минобороны Таиланда.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ