18+
среда, 12 декабря
Армии и войны

Зачем заброшенные цеха под Нижним отдали роботам

Журналистам рассказали, где именно теперь будут собирать авиафугасы-«полутонники»

  
3395
На фото: ФКП "Завод имени Я.М. Свердлова" расположенный в г. Дзержинске
На фото: ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» расположенный в г. Дзержинске (Фото: dzer.ru)

За всеми годовыми подведениями итогов и отчетами об исполнении гособоронзаказа достаточно незаметно прошла новость об открытии под самый конец года нового производства во втором по величине городе Нижегородской области — некогда «химическом» Дзержинске. При том, что эту новую автоматическую линию по снаряжению пятисоткилограммовых «изделий» с индексом ФАБ-500 уже успели назвать первой в России.

Из царской России

Свою историю завод имени Свердлова на родине создателя шуховских башен и изобретателя промышленного способа получения автомобильного бензина Владимира Шухова начинает с июня 1916 года и постройки в Нижегородской губернии казенного завода взрывчатых веществ вместе с рабочим поселком, школой и полагающимися в таких случаях лавками и церквями. После событий семнадцатого года завод не остановился, а, напротив, лишь набрал обороты, одним из первых перейдя на производство столь необходимого для новой власти тротила для земляных работ и прокладки туннелей. За последние пятнадцать лет на этом заводе, по некоторым данным, было запущено не менее полутора десятков новых производств (режимность и «закрытость» предприятия лишь добавляет интриги в том, что именно нового осваивали пять тысяч рабочих-«свердловцев»).

Согласно официальному сайту завода, непосредственно «оборонка» составляет лишь 30% его деятельности (остальное — промышленная химия, машиностроение и т. д.) — при этом именно это дзержинское предприятие является единственным в России производителем октогена и гексогена. В декабре 2017 года на церемонии открытия производства фугасных авиабомб гендиректор завода Вадим Рыбин заявил журналистам, что до 2025 года на территории недостроенных и законсервированных еще в начале восьмидесятых цехов планируется открыть 16 новых «гражданских и оборонных производств, которые касаются новых составов и изделий» при общей сумме инвестиций в 25 миллиардов рублей (само предприятие вложит лишь два миллиарда, остальное добавят за федеральный счет).

Читайте также

Оценят ли автоматизацию на рынке?

Что же касается непосредственно производства авиабомб ФАБ-500, то его, по последним данным, уже развернули на площади в десять тысяч квадратных метров, задействовать на нем планируется всего 50 человек. Дело в том, что в отличие от аналогичного производства в Чебоксарах (ПО имени Чапаева, как известно, производит не только фейерверки и резиновые сапоги), в Дзержинске «снаряжательство» авиабомб, как заявляется, полностью автоматизировано и привычный ручной труд там сведен к минимуму, что, по задумке, и должно обеспечить ему особенную уникальность… Впрочем, гендиректор завода не случайно признался изданию «Коммерсантъ»: «Открыть производство — одно, а вот войти в рынок очень сложно. Как показывает практика, это занимает два-три года, даже если мы являемся монополистами на российском рынке. Например, шнуры для детонации мы запустили почти три года назад и только в этом году вышли на 95% продаж, хотя конкуренты в России отсутствуют».

После сверхзвуковых испытаний

Считается, что первые фугасные ФАБ-500 (также как и ФАБ-100, ФАБ-250, наконец, ФАБ-2000 — в зависимости от собственного веса в кг) «родились» в СССР еще в самом начале тридцатых. Правда, тогдашние авиафугасы зачастую представляли собой что-то вроде обычных фугасных снарядов, просто «модернизированных» стабилизаторами. Причем, по некоторым «легендам», перед самым началом Великой Отечественной войны советские конструкторы придумали даже фугасные авиабомбы с корпусом из железобетона, а уже в годы войны пробовали набивать их не тротилом даже, а мхом, древесным углем и жидким кислородом.

Так или иначе, но появление ФАБ-ов в плюс-минус современном виде обычно связывают с попытками в семидесятых годах развить идею доставки боеприпасов на малых и предельно малых высотах, способных обмануть все более совершенствующиеся на тот момент системы ПВО. Именно тогда такие бомбы получили так называемые тормозные парашютные устройства, дающие бомбардировщику время покинуть зону разлета осколков, и стали называться штурмовыми. Буквально за несколько лет было создано целое семейство ФАБ-500. Так, например, в самом конце 1976 года на вооружение была принята ФАБ-500Т — термостойкая фугасная авиабомба, якобы специально разработанная для бомбардировщика МиГ-25РБ.

Получалось, что ни один из существующих прежде типов бомб сверхзвуковой «лисице», которая выпускалась на авиазаводе в Нижнем Новгороде (будущий завод «Сокол»), не подходил. На «паспортной» скорости (примерно в 3 тысячи км в час!) обшивка самого самолета нагревалась до 300 с лишним градусов, чего уж говорить о боеприпасах. «Именно с МиГ-25РБ впервые в истории было произведено бомбометание на сверхзвуковой скорости… Бомба, развив при падении с высоты 20 км громадную скорость, пролетает по инерции 40 км и оставляет в земле воронку глубиной 2,5 м и диаметром 4,5 м. При этом осколки разлетаются в радиусе 870 м. В случае замедления подрыва воронка имеет глубину 13 м, диаметр — 22,5 м. Радиус разлета осколков — 430 м. Такой эффект возможен благодаря тому, что бомба на огромной скорости закапывается в почву и уже потом взрывается», — писал значительно позже один из тематических интернет-журналов.

«…армия готовится воевать»

В начале 80-х одна из еще более совершенных модификаций «полутонников» — ФАБ-500ШН, едва появившись, начала активно поставляться в части, воюющие в Афганистане. Правда, по словам очевидцев тех событий, использовать эти авиабомбы там не спешили и они часто просто «старели» на свежем воздухе, настолько боеприпасы такого типа были тогда в новинку. Зато к событиям в Сирии опыта работы с ними у российских летчиков, видимо, прибавилось.

Читайте также

«За последние два года в сирийской кампании был использован серьезный объем имеющихся запасов авиационных бомб. Этот тип бомб показал себя удачно в Сирии. Самое главное, что наши летчики, в том числе с учетом технологий и работы наших конструкторов, научились работать так, что это изделие фактически не уступает высокоточному оружию», — заявил на днях председатель научно-технического совета военно-промышленной комиссии РФ академик Юрий Михайлов. В свою очередь член Общественного совета при Министерстве обороны РФ, полковник запаса Юрий Коротченко развил эту тему еще шире: «Использовать высокоточное оружие для борьбы с терроризмом слишком дорого и в этом нет необходимости, так как сейчас наши самолеты оснащаются новейшими системами навигации и прицеливания, что позволяет обходиться обычными бомбами. А после военных действий в Сирии склады боеприпасов в Центральном и Южном округах нужно заполнить, так как, возможно, при инфильтрации террористов на территорию союзников нам придется их поддерживать, и армия готовится воевать».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Леонид Ивашов

Генерал-полковник, Президент Академии геополитических проблем

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ