18+
понедельник, 28 мая
Армии и войны

Зачем заброшенные цеха под Нижним отдали роботам

Журналистам рассказали, где именно теперь будут собирать авиафугасы-«полутонники»

  
3157
На фото: ФКП "Завод имени Я.М. Свердлова" расположенный в г. Дзержинске
На фото: ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» расположенный в г. Дзержинске (Фото: dzer.ru)

За всеми годовыми подведениями итогов и отчетами об исполнении гособоронзаказа достаточно незаметно прошла новость об открытии под самый конец года нового производства во втором по величине городе Нижегородской области — некогда «химическом» Дзержинске. При том, что эту новую автоматическую линию по снаряжению пятисоткилограммовых «изделий» с индексом ФАБ-500 уже успели назвать первой в России.

Из царской России

Свою историю завод имени Свердлова на родине создателя шуховских башен и изобретателя промышленного способа получения автомобильного бензина Владимира Шухова начинает с июня 1916 года и постройки в Нижегородской губернии казенного завода взрывчатых веществ вместе с рабочим поселком, школой и полагающимися в таких случаях лавками и церквями. После событий семнадцатого года завод не остановился, а, напротив, лишь набрал обороты, одним из первых перейдя на производство столь необходимого для новой власти тротила для земляных работ и прокладки туннелей. За последние пятнадцать лет на этом заводе, по некоторым данным, было запущено не менее полутора десятков новых производств (режимность и «закрытость» предприятия лишь добавляет интриги в том, что именно нового осваивали пять тысяч рабочих-«свердловцев»).

Согласно официальному сайту завода, непосредственно «оборонка» составляет лишь 30% его деятельности (остальное — промышленная химия, машиностроение и т. д.) — при этом именно это дзержинское предприятие является единственным в России производителем октогена и гексогена. В декабре 2017 года на церемонии открытия производства фугасных авиабомб гендиректор завода Вадим Рыбин заявил журналистам, что до 2025 года на территории недостроенных и законсервированных еще в начале восьмидесятых цехов планируется открыть 16 новых «гражданских и оборонных производств, которые касаются новых составов и изделий» при общей сумме инвестиций в 25 миллиардов рублей (само предприятие вложит лишь два миллиарда, остальное добавят за федеральный счет).

Читайте также

Оценят ли автоматизацию на рынке?

Что же касается непосредственно производства авиабомб ФАБ-500, то его, по последним данным, уже развернули на площади в десять тысяч квадратных метров, задействовать на нем планируется всего 50 человек. Дело в том, что в отличие от аналогичного производства в Чебоксарах (ПО имени Чапаева, как известно, производит не только фейерверки и резиновые сапоги), в Дзержинске «снаряжательство» авиабомб, как заявляется, полностью автоматизировано и привычный ручной труд там сведен к минимуму, что, по задумке, и должно обеспечить ему особенную уникальность… Впрочем, гендиректор завода не случайно признался изданию «Коммерсантъ»: «Открыть производство — одно, а вот войти в рынок очень сложно. Как показывает практика, это занимает два-три года, даже если мы являемся монополистами на российском рынке. Например, шнуры для детонации мы запустили почти три года назад и только в этом году вышли на 95% продаж, хотя конкуренты в России отсутствуют».

После сверхзвуковых испытаний

Считается, что первые фугасные ФАБ-500 (также как и ФАБ-100, ФАБ-250, наконец, ФАБ-2000 — в зависимости от собственного веса в кг) «родились» в СССР еще в самом начале тридцатых. Правда, тогдашние авиафугасы зачастую представляли собой что-то вроде обычных фугасных снарядов, просто «модернизированных» стабилизаторами. Причем, по некоторым «легендам», перед самым началом Великой Отечественной войны советские конструкторы придумали даже фугасные авиабомбы с корпусом из железобетона, а уже в годы войны пробовали набивать их не тротилом даже, а мхом, древесным углем и жидким кислородом.

Так или иначе, но появление ФАБ-ов в плюс-минус современном виде обычно связывают с попытками в семидесятых годах развить идею доставки боеприпасов на малых и предельно малых высотах, способных обмануть все более совершенствующиеся на тот момент системы ПВО. Именно тогда такие бомбы получили так называемые тормозные парашютные устройства, дающие бомбардировщику время покинуть зону разлета осколков, и стали называться штурмовыми. Буквально за несколько лет было создано целое семейство ФАБ-500. Так, например, в самом конце 1976 года на вооружение была принята ФАБ-500Т — термостойкая фугасная авиабомба, якобы специально разработанная для бомбардировщика МиГ-25РБ.

Получалось, что ни один из существующих прежде типов бомб сверхзвуковой «лисице», которая выпускалась на авиазаводе в Нижнем Новгороде (будущий завод «Сокол»), не подходил. На «паспортной» скорости (примерно в 3 тысячи км в час!) обшивка самого самолета нагревалась до 300 с лишним градусов, чего уж говорить о боеприпасах. «Именно с МиГ-25РБ впервые в истории было произведено бомбометание на сверхзвуковой скорости… Бомба, развив при падении с высоты 20 км громадную скорость, пролетает по инерции 40 км и оставляет в земле воронку глубиной 2,5 м и диаметром 4,5 м. При этом осколки разлетаются в радиусе 870 м. В случае замедления подрыва воронка имеет глубину 13 м, диаметр — 22,5 м. Радиус разлета осколков — 430 м. Такой эффект возможен благодаря тому, что бомба на огромной скорости закапывается в почву и уже потом взрывается», — писал значительно позже один из тематических интернет-журналов.

«…армия готовится воевать»

В начале 80-х одна из еще более совершенных модификаций «полутонников» — ФАБ-500ШН, едва появившись, начала активно поставляться в части, воюющие в Афганистане. Правда, по словам очевидцев тех событий, использовать эти авиабомбы там не спешили и они часто просто «старели» на свежем воздухе, настолько боеприпасы такого типа были тогда в новинку. Зато к событиям в Сирии опыта работы с ними у российских летчиков, видимо, прибавилось.

Читайте также

«За последние два года в сирийской кампании был использован серьезный объем имеющихся запасов авиационных бомб. Этот тип бомб показал себя удачно в Сирии. Самое главное, что наши летчики, в том числе с учетом технологий и работы наших конструкторов, научились работать так, что это изделие фактически не уступает высокоточному оружию», — заявил на днях председатель научно-технического совета военно-промышленной комиссии РФ академик Юрий Михайлов. В свою очередь член Общественного совета при Министерстве обороны РФ, полковник запаса Юрий Коротченко развил эту тему еще шире: «Использовать высокоточное оружие для борьбы с терроризмом слишком дорого и в этом нет необходимости, так как сейчас наши самолеты оснащаются новейшими системами навигации и прицеливания, что позволяет обходиться обычными бомбами. А после военных действий в Сирии склады боеприпасов в Центральном и Южном округах нужно заполнить, так как, возможно, при инфильтрации террористов на территорию союзников нам придется их поддерживать, и армия готовится воевать».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Виктор Мураховский

Полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ