18+
вторник, 12 декабря
Армии и войны

БТР-87: Чудесные превращения для похода за границу

Долгожданная техника в России вряд ли останется

  
271
На фото: бронетранспортер БТР-87
На фото: бронетранспортер БТР-87 (Фото: Антон Новодережкин/ТАСС)

Недавно СМИ сообщили о том, что новейший БТР-87, «выросший» из «истребителя танков» БТР-82А, в скором будущем может превратиться в полноценную легкую самоходную гаубицу. Оказалось, что на него без особых проблем можно установить боевое отделение самоходной «Ноны-СВК» (еще одна «поволжская» — пермско-нижегородская — разработка), способное работать по целям осколочно-фугасными «Китоловами-2», дооснастить ракетным комплексом «Корнет-ЭМ» и т. д.

Неприхотливость родственника

Напомним, впервые широкая общественность увидела новый БТР производства «Завода корпусов» из нижегородской Выксы весной 2016 года, когда предприятие опубликовало свой отчет за 2015 год с фотографиями в том числе и опытного образца БТР-87. При том, что упоминался он уже за несколько месяцев до того и даже, по некоторым данным, выставлялся на форуме «Армия-2017» — правда, лишь в рамках закрытого показа. Но так или иначе данные о том, что «восемьдесят седьмой» есть продукт глубокой модернизации такой достойнейшей машины, как БТР-82А, в просторы интернета «утекли» еще раньше его изображения.

Читайте также

В мае прошлого года мы рассказывали о том, что БТР-82А, который традиционно выпускался на Арзамасском машиностроительном заводе, на вооружение был принят в 2013 году (см. «Иракский выбор российского БТР»). Если точнее, то тогда были приняты два варианта — БТР-82 и БТР-82А, но между собой они различались по большему счету лишь особенностями вооружения, отсутствием / наличием автоматической 30 мм пушки. От своего предшественника — самого, пожалуй массового бронетранспортера БТР-80. легендарной «шайтан-арбы» — «двойки» отличались более мощным и неприхотливым (по слухам, спокойно переваривающим даже тепловозное топливо) двигателем, усовершенствованной ходовой частью, новыми системами противоосколочной защиты и топографического ориентирования, разнообразными цифровыми надстройками и криптозащитами последнего поколения.

Появление «восемьдесят вторых» сделало еще более актуальным спор — что же на самом деле такое, эти российские БТРы — еще бронетранспортеры, рассчитанные лишь на транспортировку бойцов, или же их возможностей в части огневой поддержки хватает, чтобы считаться уже пусть неформальными, но боевыми машины пехоты. Однако, сохранили эти машины и некоторое наследие «восьмидесятого» — в частности, принцип десантирования бойцов лишь с боков, а не с кормы, что было по словам многих экспертом, серьезным минусом.

Конкуренция бумерангом

И именно новая компоновка, гораздо больше отвечающая последним тенденциям, стала одним из главных отличий БТР-87. Десант теперь там высаживается через задние люки, а экипаж дополнительно прикрывает вынесенный вперед двигатель. Но здесь стоит напомнить, что именно в прошлом году военные активно заговорили о возможной скорой замене «восемьдесят вторых» на бронетранспортеры и БМП, созданные на базе «Бумера» — перспективной унифицированной колесной платформы «Бумеранг», созданной все теми же арзамасскими мастерами.

Летом было заявлено, что этот очень имиджевый проект вот-вот должен закончить предварительные испытания, выйти на государственные и научиться плавать («Мы облегчаем вес, и перед нами стоит задача сделать так, чтобы машина поплыла. Сейчас она достаточно большая по массе, но мы считаем, что у нас все получится»), а серийные поставки «Бумеранга» намечены на 2019 год, В качестве основных особенностей «Бумеранга» называлась чуть ли не беспрецедентная защищенность с многослойной «танковой» броней, а также выведенный в переднюю часть корпуса двигатель и, как следствие, обеспечение долгожданной возможности десантирования с задней кормы, а не боков. То есть та же самая фишка, что у БТР-87. Впрочем, эксперты и вездесущие журналисты уже, похоже, определились с разделом будущего у «Бумера» и «восемьдесят седьмого». «Стоит отметить, что БТР-87 предназначен главным образом для экспорта. Современный и, что немаловажно, доступный по цене и ремонтопригодный бронетранспортер нужен многим покупателям. Созданный на базе доказавших свою надежность машин новый БТР наверняка заинтересует их», — писала «РГ».

Споет ли «Нона» по-новому?

После того, как в августе уже текущего года БТР-87 впервые открыто (и не на фото, а вживую) показали на международном военно-техническом форуме «Армия-2017», прошла информация о том, что его защита выдерживает в лобовой проекции выстрел из 23-мм автоматической пушки с расстояния 500 метров, а сбоку — очередью из пулемета калибра 12,7 мм.

Изначально стандартное вооружение БТР-87 сводилось к классической «паре» — 30 мм пушки спаренной с танковым 7,62 мм «калашниковым». Однако, позже выяснилось, что помимо более мощного двигателя и «кормового» десантного отсека у этого БТРа есть еще и некий универсальный башенный погон, за счет которого бронетранспортер можно устанавливать самые разнообразные боевые модули, дооснащать его неуправляемыми реактивными снарядами, «Шмелями"-огнеметами, противотанковыми ракетами. Или, например, дополнить транспорт боевым отделением от самоходной «Ноны-СВК». Над ней, напомним, еще в 80-х начинали работать конструкторы будущих «Мотовилихинских заводов» в Перми (шасси под нее придумывали уже на ГАЗе на базе БТР-80), а с 90-го года «Нона» серийно выпускается на все той же Мотовилихе.

Читайте также

Считается, что это орудие способно вести прицельный огонь без предварительной подготовки с закрытых позиций и прямой наводкой любыми видами 120 мм мин как отечественного производства. Однако, боевое крещение в Первую Чеченскую выявило явные ее недостатки: ограниченность углов наведения по горизонтали, малый возимый боекомплект, отсутствие автоматизации в части наведения) — впрочем, с другой стороны, от зарубежных аналогов «Нона» отличалась низкой ценой, что, возможно и сказалось, на ее экспортной востребованности — в частности, известно о поставках нескольких десятков «Ноны» в Венесуэлу в десятых годах.

В 2012 году тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков заявил об отказе министерства закупать технику, «которая не отвечает требованиям Вооруженных сил, или испытания которой не завершены». В этот список попали и восемнадцать орудий «Нона-СВК» общей стоимостью более 306 миллионов рублей. Позже было заявлено о начале разработки нового 120 мм орудия на смену «Ноне-СВК» — по задумке это была новая пермская разработка «Вена», «перенесенная» с гусеничной БМП-3 на колесную базу БТР-90, однако, по последним данным, этот проект до сих пор заморожен.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Денис Денисов

Директор украинского филиала Института стран СНГ

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ