18+
среда, 21 февраля
Армии и войны

БТР-87: Чудесные превращения для похода за границу

Долгожданная техника в России вряд ли останется

  
2414
На фото: бронетранспортер БТР-87
На фото: бронетранспортер БТР-87 (Фото: Антон Новодережкин/ТАСС)

Недавно СМИ сообщили о том, что новейший БТР-87, «выросший» из «истребителя танков» БТР-82А, в скором будущем может превратиться в полноценную легкую самоходную гаубицу. Оказалось, что на него без особых проблем можно установить боевое отделение самоходной «Ноны-СВК» (еще одна «поволжская» — пермско-нижегородская — разработка), способное работать по целям осколочно-фугасными «Китоловами-2», дооснастить ракетным комплексом «Корнет-ЭМ» и т. д.

Неприхотливость родственника

Напомним, впервые широкая общественность увидела новый БТР производства «Завода корпусов» из нижегородской Выксы весной 2016 года, когда предприятие опубликовало свой отчет за 2015 год с фотографиями в том числе и опытного образца БТР-87. При том, что упоминался он уже за несколько месяцев до того и даже, по некоторым данным, выставлялся на форуме «Армия-2017» — правда, лишь в рамках закрытого показа. Но так или иначе данные о том, что «восемьдесят седьмой» есть продукт глубокой модернизации такой достойнейшей машины, как БТР-82А, в просторы интернета «утекли» еще раньше его изображения.

Читайте также

В мае прошлого года мы рассказывали о том, что БТР-82А, который традиционно выпускался на Арзамасском машиностроительном заводе, на вооружение был принят в 2013 году (см. «Иракский выбор российского БТР»). Если точнее, то тогда были приняты два варианта — БТР-82 и БТР-82А, но между собой они различались по большему счету лишь особенностями вооружения, отсутствием / наличием автоматической 30 мм пушки. От своего предшественника — самого, пожалуй массового бронетранспортера БТР-80. легендарной «шайтан-арбы» — «двойки» отличались более мощным и неприхотливым (по слухам, спокойно переваривающим даже тепловозное топливо) двигателем, усовершенствованной ходовой частью, новыми системами противоосколочной защиты и топографического ориентирования, разнообразными цифровыми надстройками и криптозащитами последнего поколения.

Появление «восемьдесят вторых» сделало еще более актуальным спор — что же на самом деле такое, эти российские БТРы — еще бронетранспортеры, рассчитанные лишь на транспортировку бойцов, или же их возможностей в части огневой поддержки хватает, чтобы считаться уже пусть неформальными, но боевыми машины пехоты. Однако, сохранили эти машины и некоторое наследие «восьмидесятого» — в частности, принцип десантирования бойцов лишь с боков, а не с кормы, что было по словам многих экспертом, серьезным минусом.

Конкуренция бумерангом

И именно новая компоновка, гораздо больше отвечающая последним тенденциям, стала одним из главных отличий БТР-87. Десант теперь там высаживается через задние люки, а экипаж дополнительно прикрывает вынесенный вперед двигатель. Но здесь стоит напомнить, что именно в прошлом году военные активно заговорили о возможной скорой замене «восемьдесят вторых» на бронетранспортеры и БМП, созданные на базе «Бумера» — перспективной унифицированной колесной платформы «Бумеранг», созданной все теми же арзамасскими мастерами.

Летом было заявлено, что этот очень имиджевый проект вот-вот должен закончить предварительные испытания, выйти на государственные и научиться плавать («Мы облегчаем вес, и перед нами стоит задача сделать так, чтобы машина поплыла. Сейчас она достаточно большая по массе, но мы считаем, что у нас все получится»), а серийные поставки «Бумеранга» намечены на 2019 год, В качестве основных особенностей «Бумеранга» называлась чуть ли не беспрецедентная защищенность с многослойной «танковой» броней, а также выведенный в переднюю часть корпуса двигатель и, как следствие, обеспечение долгожданной возможности десантирования с задней кормы, а не боков. То есть та же самая фишка, что у БТР-87. Впрочем, эксперты и вездесущие журналисты уже, похоже, определились с разделом будущего у «Бумера» и «восемьдесят седьмого». «Стоит отметить, что БТР-87 предназначен главным образом для экспорта. Современный и, что немаловажно, доступный по цене и ремонтопригодный бронетранспортер нужен многим покупателям. Созданный на базе доказавших свою надежность машин новый БТР наверняка заинтересует их», — писала «РГ».

Споет ли «Нона» по-новому?

После того, как в августе уже текущего года БТР-87 впервые открыто (и не на фото, а вживую) показали на международном военно-техническом форуме «Армия-2017», прошла информация о том, что его защита выдерживает в лобовой проекции выстрел из 23-мм автоматической пушки с расстояния 500 метров, а сбоку — очередью из пулемета калибра 12,7 мм.

Изначально стандартное вооружение БТР-87 сводилось к классической «паре» — 30 мм пушки спаренной с танковым 7,62 мм «калашниковым». Однако, позже выяснилось, что помимо более мощного двигателя и «кормового» десантного отсека у этого БТРа есть еще и некий универсальный башенный погон, за счет которого бронетранспортер можно устанавливать самые разнообразные боевые модули, дооснащать его неуправляемыми реактивными снарядами, «Шмелями"-огнеметами, противотанковыми ракетами. Или, например, дополнить транспорт боевым отделением от самоходной «Ноны-СВК». Над ней, напомним, еще в 80-х начинали работать конструкторы будущих «Мотовилихинских заводов» в Перми (шасси под нее придумывали уже на ГАЗе на базе БТР-80), а с 90-го года «Нона» серийно выпускается на все той же Мотовилихе.

Читайте также

Считается, что это орудие способно вести прицельный огонь без предварительной подготовки с закрытых позиций и прямой наводкой любыми видами 120 мм мин как отечественного производства. Однако, боевое крещение в Первую Чеченскую выявило явные ее недостатки: ограниченность углов наведения по горизонтали, малый возимый боекомплект, отсутствие автоматизации в части наведения) — впрочем, с другой стороны, от зарубежных аналогов «Нона» отличалась низкой ценой, что, возможно и сказалось, на ее экспортной востребованности — в частности, известно о поставках нескольких десятков «Ноны» в Венесуэлу в десятых годах.

В 2012 году тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков заявил об отказе министерства закупать технику, «которая не отвечает требованиям Вооруженных сил, или испытания которой не завершены». В этот список попали и восемнадцать орудий «Нона-СВК» общей стоимостью более 306 миллионов рублей. Позже было заявлено о начале разработки нового 120 мм орудия на смену «Ноне-СВК» — по задумке это была новая пермская разработка «Вена», «перенесенная» с гусеничной БМП-3 на колесную базу БТР-90, однако, по последним данным, этот проект до сих пор заморожен.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ