18+
среда, 26 сентября
Армии и войны

Советским «Антоновым» нашли замену

Несостоявшееся российско-индийское сотрудничество получило новый толчок

  
3756
Военно-транспортный самолёт Ан-12
Военно-транспортный самолёт Ан-12 (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

В декабре в России приступят к проектированию нового среднего военно-транспортного самолета. Уже определен и головной его производитель — завод «Авиастар» в Ульяновске. Об этом рассказал руководитель данной программы в ПАО «Ил» Игорь Бевзюк. Любопытнее всего, даже не то, что новая разработка оказалась очередной попыткой найти адекватную замену еще советскому «крылатому камазу» Ан-12, а присвоенный ей индекс — «Ил-276», который заставляет вспомнить о сравнительно недавнем российско-индийском совместном проекте, как-то незаметно, казалось бы, сошедшем на нет.

Индия передумала

Действительно, еще в 2001 году был подписан протокол о начале совместной разработки между «Ильюшиным», корпорацией «Иркут» (имеет прямое отношение к созданию МС-21, магистрального самолета двадцать первого века) и индийскими авиастроителями. Задумывалось, что штаб-квартира такого совместного предприятия располагаться будет в Нью-Дели, а акции российская и индийская сторона распределят между собой по принципу «пятьдесят на пятьдесят». Через пять лет правительства двух стран подписали соглашение о разработке и строительстве среднего транспортного самолета — причем, оговаривалось, что производство его будет размещено как в России, так и Индии. Летом 2015 года на авиасалоне в Ле Бурже глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил журналистам: «Индийская сторона согласилась на двигатель ПС-90 (линейка российских турбореактивных авиадвигателей, разработанных и производящихся в Перми, сертифицированы в 1992 году, — „СП-Поволжье“). Сам проект идет на замену семейства антоновских самолетов, которые в ближайшее время начнут массово отходить». Правда, позже выяснилось, что индийская сторона в том же 2015 году вообще решила выйти из проекта, и российским авиаконструкторам придется продолжать работы самостоятельно.

Читайте также

Спустя два года представитель «Ильюшина» Игорь Бевзюк тогдашнее «самоустранение» индийцев объяснил так: «Набор требований, которые предъявлялись к самолету, приводил к высокой степени технических рисков. Как только степень новизны в проекте превышает определенный порог, возникают вопросы, связанные либо со сроками реализации, либо с достижимостью заявленных характеристик, либо с ценой». По его словам, еще до выхода зарубежных коллег из проекта было предложено разработать «технические требования по российским стандартам, без учета индийской специфики». К тому времени, за новой разработкой окончательно закрепилось «имя» Ил-276.

Военный подход

На самом деле, привязка к ульяновскому «Авиастару» здесь не случайна — ведь именно этот завод специализируется последние несколько лет на производстве Ил-76МД-90А, одной из глубоких модернизаций первого в СССР военно-транспортного самолета с турбореактивными двигателями. В материале «Точка роста для «Горбатого» мы рассказывали о том, что им, «семьдесят шестым» заменить Ан-12 планировали еще в 70-е. Создавался новый транспортник именно как военно-транспортный, для оперативной транспортировки и десантирования боевой техники воздушно-десантных и мотострелковых подразделений (по некоторым данным, на базе неприхотливого «горбатого» в свое время даже собирались сделать полноценный бомбардировщик) и только уже потом его стали «обучать» тушить пожары, перевозить больных и т. д. Сохранив в целом характеристики Ан-12, новый самолет по идее должен был шагнуть вперед в плане автономности и «совместимости» с грунтовыми аэродромами ограниченных размеров. Плюс, помимо неприхотливости, исключительная надежность. Но, правда еще и в том, что действительно заменить собой Ан-12 у «семьдесят шестого» так и не вышло — он, скорее со временем дополнил его в деле перевозки грузов и личного состава в отдаленные районы.

Замена всему

Изначально Ил-76 серийно выпускался в Ташкенте, но потом местное авиапредприятие перешло на выпуск бытовых товаров, и у самолета начался ульяновский этап биографии. К тому времени он успел уже несколько раз серьезно модернизироваться — усиливался фюзеляж и шасси, совершенствовалось оборудование, а после того, как в 90-х страна попыталась вписаться в «цивилизованный мир», «семьдесят шестой» получил и те самые пермские двигатели, в полной мере отвечающие международным требованиям по шуму и экологичности. Самым современным вариантом «семьдесят шестого» до последнего времени считался Ил-76МД-90А, впервые поднявшийся в воздух в сентябре 2012 года. Удлиненное крыло, шасси, способное выдержать до 210 тонн веса (вес самолета + 60 тонн полезной нагрузки) — первые «семьдесят шестые», для сравнения, имели взлетную массу в 170 тонн при грузоподъемности в 28 тонн. Опять-таки современное оборудование и требование всего 1,7 км взлетной полосы.

Впрочем, представители «Ильюшина» в любом случае предпочитают обозначать будущий Ил-276 не как модернизация (пусть и самой глубокой) того же Ил-76МД-90А, а как новый самолет.

«Синергия у этих двух проектов есть, и использование технических решений в части наработок по БРЭО, узлам и агрегатам, конечно, будет. Но считать его модификацией… Двухсоттонная и семидесятитонная машина — все-таки разные вещи. Даже при визуальной схожести некоторых элементов конструкции во многом это новая машина», — говорит Игорь Бевзюк. То есть, новый самолет скорее всего будет позиционироваться как промежуточное звено между тяжелым Ил-76 и легкими транспортниками. «В перспективе он заменит все те транспортные машины, которые не выпускаются еще со времен СССР — Ан-12, Ан-72, Ан-32. На этот самолет будут ставить двигатели от модернизированного Ил-76. Они хорошо освоены промышленностью. Это очень сильно ускорит процесс доводки самолета и принятия его на вооружение», — прокомментировал независимый военный эксперт Антон Лавров. Правда в СМИ уже прошла информация о том, что привычными для «семьдесят шестого» двигателями ПД-90А-76 будут снабжены лишь первые экземпляры нового самолета, а позже его, скорее всего, переведут на новейшие ПД-14, заточенные под перспективный гражданский авиалайнер МС-21.

Читайте также

А вот, например, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов оказался в прогнозах относительно Ил-276 достаточно осторожным: «Российская разработка вполне может заинтересовать традиционных покупателей нашей военной продукции. Но тут многое будет зависеть от сроков. У Ил-276 будут сильные конкуренты. Средние транспортники с турбореактивными двигателями уже предлагают на экспорт бразильские и китайские производители».

По последним данным, на первый вылет новый «грузовик» Ил-276 планируют вывести к 2023 году, а через два-три года начать и его серийное производство.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ