18+
понедельник, 20 ноября
Армии и войны

Будущее возвращается за подводными крыльями

Нижний Новгород снова становится столицей новых «Метеоров» и «Комет»

  
471
На фото: морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета-120М»
На фото: морское пассажирское судно на подводных крыльях «Комета-120М» (Фото: vympel-rybinsk.ru)

Разработчик морских «Комет», «Колхид», «Катранов» и речных «Метеоров» — нижегородское центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева — на днях объявил: в 2018 году планируется заложить первое СПК «Метеор» в новом формате. Практически одновременно стало известно о том, что Россия и Греция подписали меморандум на поставку четырех морских пассажирских судов на подводных крыльях «Комета-120М».

«Твердого контракта пока еще нет, но мы по-прежнему открыты для этого взаимодействия, поскольку проект достаточно успешный», — приводит ТАСС слова министра транспорта РФ Максима Соколова еще до получения им неполного служебного соответствия со стороны президента Путина. Первое судно проекта с данной модификацией было заложено, напомним, еще в 2013 году.

Причем здесь Туполев?

Напомним, массовое производство «крылатых» теплоходов прекратилось еще в 90-е (другое дело, что некоторые из них и по сей день эксплуатируются не только в виде музеев и тематических кафе). Они давали заметную фору традиционным средствам массового перемещения на воде по скорости, комфорту, простоте эксплуатации и многим другим параметрам, не говоря уже о том, насколько впечатляюще выглядели на водной глади их стремительные очертания. По слухам, в 1960 году, увидев впервые такой «Метеор», легендарный авиаконструктор Андрей Туполев (да, тот самый) настолько им был впечатлен, что даже упросил его конструктора Ростислава Алексеева дать «порулить». Тем парадоксальнее выглядел резкий закат их «золотого века» — при том, что, по словам многих, все основные свои преимущества «крылатые» и сам тезис, что за ними будущее, сохраняют и по сей день. «Суда на подводных крыльях актуальны, так как только при использовании судов такого типа можно организовывать скоростные перевозки на речном транспорте с минимальным расходом топлива. И пока ничего лучшего не придумали, во всяком случае, для реки»", — говорил пару лет назад представитель Российского Речного регистра Владимир Ковалев.

Читайте также

Первое в постсоветской России

Потому совсем неудивительно, что уже с самого начала нулевых новые кураторы российского кораблестроения предпринимают самые разнообразные попытки возобновления производства аналогов речных «Метеоров». Так, например, в в конце сентября 2017 года в Нижегородской области было спущено на воду новое детище местных конструкторов — первое в постсоветской России судно на подводных крыльях «Валдай-45Р» (обещаны дальность плавания до 400 км и повышенный межремонтный интервал). Причем одновременно с этим заложено и второе судно, которое планируется спустить на воду весной 2018 года. Оба «Валдая» будут использоваться во время чемпионата мира по футболу в Санкт-Петербурге, а потом обслуживать пассажирские перевозки в Ханты-Мансийском автономном округе.

В центральном конструкторском бюро имени Алексеева уже заявили, что рассчитывают на серийное производство для российских и азиатских заказчиков и готовы увеличивать мощности. В качестве лирического отступления: за 30 лет на Зеленодольском заводе имени Горького в Татарстане было построено более 400 «Метеоров» — это просто, чтобы понять масштаб прежнего серийного производства.

От чего отказались «олимпийцы»

«Комета» же в свое время (начало 60-х) стала не только первым морским СПК, но еще и последним теплоходом на подводных крыльях, спроектированным конструктором Ростиславом Алексеевым (считается, что после него он перешел на создание экранопланов — скользящих на водой аппаратов). Серийно она выпускалась до 1992 года. Непосредственно «Комета-120М» 2013 года «рождения», если верить разработчикам, создавалась на базе сразу нескольких проектов-предшественников («Колхида», «Катран», собственно сама «Комета»). Сохранившая прежнюю вместительность на 120 пассажиров и скорость в 35 узлов новинка отличается наличием автоматической системы снижения качки и перегрузки, и улучшенной комфортностью для пассажиров в целом. Впрочем, еще в июне саратовский журнал «Общественное мнение» по этому поводу писал: «В 2009 году «Комету 120М» (она тогда еще проектировалась) предложили сделать основным видом транспорта Сочинской олимпиады. Но «олимпийцы» ответили отказом: они предпочли голландские катамараны, которые якобы более устойчивы на волнах, хотя прежняя «Комета» обладала превосходными мореходными качествами и успешно эксплуатировалась в том же городе Сочи.

Читайте также

Кстати, и сегодня сочинские турфирмы относятся к эксплуатации этих судов настороженно: туристы привыкли передвигаться вдоль побережья «лениво», время от времени выходя на открытую палубу. На «Комете» такого удовольствия они будут лишены. С другой стороны, если им захочется быстро, без пробок и паромов, переместиться, допустим, в Крым, это будет, пожалуй, идеальное транспортное средство.

Пока что верными и настойчивыми почитателями таких судов остаются греки. Именно с ними Россия заключила договор о взаимопонимании, согласно которому в Грецию будет поставлено четыре модернизированные «Кометы». Именно там, в Средиземноморье, эти суда пройдут главные испытания — испытания пассажирами. Если СПК понравятся партнерам, будут более массовые заказы, а там, глядишь, и перевозчики Черноморского побережья подтянутся". Между тем вездесущие журналисты уже успели выяснить и конкретику российско-греческого контракта — якобы планируется по нему построить четыре «Кометы-120М» по 6,3 млн долларов каждая.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Асафов

Независимый политический аналитик

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ