18+
вторник, 24 октября
Армии и войны

«Грачами» по крымским террористам

Скоростной катер может на ходу находить якорные цепи на дне

  
512
На фото: противодиверсионный катер "Грачонок"
На фото: противодиверсионный катер «Грачонок» (Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

На днях СМИ Крыма сообщили о том, что состав Черноморского флота пополнился противодиверсионным «Грачонком» — высокоскоростным маневренным катером, рассчитанным на борьбу с террористическими силами и средствами и оказание содействия пограничникам.

Напомним, изначально эти катера стали результатом сотрудничества нижегородских конструкторов и «горьковского» завода из Зеленодольска, одного из ведущих судостроительных предприятий России.

Грачата по одному не летают

Контракт на создание таких компактных «антитеррористических» катеров, способных обнаруживать малогабаритные и малозаметные объекты вплоть до отдельных пловцов, Минобороны подписало в 2007 году. По имеющимся данным, уже изначально оговаривалось, что катера должны были не только иметь новейшее радиоэлектронное вооружение и энергоустановку, но и обладать мореходностью не ниже четырех баллов.

Разработкой этого проекта под шифром 21980 занималось конструкторское бюро «Вымпел» в Нижнем Новгороде. Уже в 2008 году на Зеленодольском заводе имени Горького в Татарстане был заложен первый катер проекта, а почти сразу после того, как в 2010-м он был зачислен в состав бригады Ленинградской военно-морской базы Балтфлота в Кронштадте, на заводе приступили к постройке второго катера, только уже оснащенного, как и все последующие, водолазным комплексом с барокамерой.

Читайте также

Второго «Грачонка» в 2012 году получил Черноморский флот — третий катер к тому времени вовсю уже строился. Более того, в том же году параллельное строительство «Грачат» было развернуто еще и на верфи во Владивостоке, а спустя еще два года — на заводе «Вымпел» в Рыбинске (Ярославская область).

Получалось, что одновременно могло строиться сразу по несколько катеров. «Вы знаете, что грачата по одному не летают. Будем надеяться, стая „грачат“, которые „вылетят“ со стапелей завода, будет достаточно большой», — заявил при спуске одного из катеров главный конструктор проекта 21980 Александр Речицкий.

Китайцы помогли

Правда в конце 2014 года возникли некоторые проблемы с двигателями для этих катеров. Оказалось, что они никакие не отечественные, а немецкого производства. А тут компания MTU прекратила поставлять в Россию свои корабельные дизели. В итоге, по данным Центра анализа стратегий и технологий, пришлось заключать договоры с компанией из Китая Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. А в 2016 году одна из санкт-петербургских компаний была оштрафована на 750 тысяч за поставку тех самых китайских двигателей для «Грачат» — те оказались настолько некачественными, что сломались, «развалились» еще на испытаниях.

«Это первый штраф в истории управления за поставку некачественной продукции в рамках гособоронзаказа. Хорошо еще, что двигатели сломались во время тестовых испытаний, а не во время боевого дежурства», — прокомментировал тогда руководитель регионального УФАС Вадим Владимиров.

Так или иначе, но к концу прошлого года в составе Военно-морского флота России насчитывалось не менее двенадцати противодиверсионных катеров «Грачонок» — в основном на Черном море и в Тихом океане. Все они имеют собственные имена — «Кадет», «Суворовец», «Нахимовец», «Курсант Кировец», плюс сразу несколько «юнармейцев» — Каспия, Крыма, Приморья, Камчатки.

Читайте также

Что же касается «Грачонка» вошедшего в состав Черноморского флота в сентябре 2017 года, это именно тот катер, который принимал участие в параде в Санкт-Петербурге, посвященном Дню ВМФ. Близкий по своим внешним параметрам (длина и ширина в 31 и 7,4 метра, водоизмещение в 139 тонн) торпедному катеру, «Грачонок» оснащен крупнокалиберным морским пулеметом-«тумбой», двумя противодиверсионными гранатометами (в том числе дистанционным десятиствольным 55мм), и т. д. Плюс оптико-телевизионный комплекс, навигационная радиолокационная и гидроакустическая станции (первая еще и имеет систему «опознавания государственной принадлежности целей»), а главное — гидроакустический комплекс «Кальмар», который дорабатывался практически от катера к катеру и теперь позволяет при скорости судна в шесть узлов обнаружить, скажем, якорную цепь на глубине в 300−400 метров. В будущем разработчики комплекса планируют привлечь к его работе еще и некий новейший телеуправляемый необитаемый подводный аппарат.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Кнутов

Военный эксперт, директор музея войск ПВО

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ