18+
суббота, 18 августа
Армии и войны

Конкуренция «Летающего трактора»

Казань и Пермь помогут создать всероссийскую систему управления химработами с воздуха

  
3243
Самолет Т-500
Самолет Т-500 (Фото: www.technologiya.ru)

Вот и отгремел в подмосковном Жуковском международный авиационно-космический салон МАКС-2017. Семьсот российских участников и почти две сотни зарубежных, представители тридцати шести стран мира. Первый показ новейшего истребителя МиГ-35, самолет-амфибия для пожарных Бе-200 ЧС, российский дрон с функцией аэротакси, самая «свежайшая» бронетехника… На этом фоне корпорация «Ростех» представила свой первый самолет Т-500 (не путать с танком и трактором Т-50), который был преподнесен не меньше, чем один из этапов создания всероссийской системы управления авиахимработами. Полевой авиакомплекс сельского хозяйства, которому якобы не имеется отечественных аналогов (ПАК СХ — ничего не напоминает?), включает в себя сам самолет и наземный заправочный комплекс. В масштабах же всей России система управления авиахимработами подразумевает еще и создание единой базы по учету посевных площадей, внедрение электронного принципа ведения авиахимработ с применением системы ГЛОНАСС и т. д.

После водяных горок и бассейнов

Подписывая соглашение с министром промышленности Татарстана Альбертом Каримовым один из топ-менеджеров «Ростеха» Сергей Абрамов, если верить журналистам, заявил: «Мы представили проект, задача которого заполнить нишу, образовавшуюся из-за долгого отсутствия малой авиации. Это сельхозуслуги, связанные с авиахимобработкой территорий. Благодаря активной позиции Республики Татарстан мы предложили разместить первое опытное производство на их территории». По словам же Каримова, наработки по конструкции Т-500 «в свое время были сделаны в Казани, где частично будет осуществляться сборка летательного аппарата». Правда, при этом было заявлено, что к серийного производству самолета уже якобы готовы и в Обнинске — именно с контракта между обнинским НПП «Технология» имени А.Г. Ромашина и компанией «Мвен» из Татарстана как раз и началась в прошлом году история этого проекта, и именно на площадке НПП в этот раз были подписаны несколько контрактов по Т-500.

Читайте также

По данным «СП-Поволжье», взятым из открытых источников, ООО «Мвен» зарегистрировано в Казани, на ул. Дементьева. Основной вид деятельности как малого предприятия — научные исследования в области естественных и технических наук. Генеральный директор и один из двух совладельцев Виктор Ермоленко является еще и президентом Федерации парашютного спорта Республики Татарстан (зарегистрированной, к слову, по тому же адресу, что и «Мвен»), а финансовый директор и второй совладелец Михаил Невельский, одновременно возглавляет ООО «СпасКап» (адрес тот же, производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов), учредителями которого являются ООО «Мвен» и конструкторское бюро «Маслова Центр» из подмосковных Мытищ.

Согласно информации на сайте компании, в числе выпускаемой продукции — бассейны и водяные горки, различные изделия из стеклопластика, быстродействующие парашютные системы спасения экипажа и пассажиров вместе с летательным аппаратом, а также собственно сами легкие летательные аппараты.

В конце 2011 года СМИ даже объявили о планах запустить в Казахстане авиазавод по производству сельскохозяйственных самолетов производства компании «Мвен». Стоимость проекта составила порядка 11,5 миллионов долларов, в церемонии открытия принимал участие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Предполагалось, что завод будет выпускать по 36 разработанных в Казани самолетов в год (плюс непрофильные байдарки, емкости для ГСМ, катера), а затем выйдет на выпуск собственной разработки — четырехместного самолета «Сункар» (в переводе с казахского — «Сокол»).

Осенью 2014 года на аэродроме под Казанью был поставлен на крыло новый самолет сельскохозяйственного назначения МВ-500, ставший дальнейшим развитием «Фермера» — одной из основных «мвеновских» разработок, получившей более мощный двигатель (как и раньше американского производства) и возможность, по словам разработчиков, чуть ли не сеять рис, а не только распылять жидкие удобрения.

Заявлялось, что для изготовления его цельнокомпозитного крыла в Казани пришлось конструировать и строить специальную длинную печь. На следующий год МВ-500, который и считается прототипом сегодняшнего Т-500, был показан на МАКС-2015. Сейчас, опять-таки, согласно информации на сайте компании «Мвен», на стадии рабочего проектирования — комфортабельный самолет «Мурена» с двигателями австрийского производства и аж реактивный шестиместный «Кинетик» («Мвен-9») со взлетным весом под три тонны.

«Мы должны доказать, что машина соответствует стандартам»

Итак, новый самолет Т-500 как часть проекта по созданию всероссийской систему управления авиахимработами. Размах крыла под 12,4 метра, двигатели опять-таки американского производства, конструкция шасси не требующая аэродромов. Крейсерская скорость 160 км в час, дальность — до 1 000 км. Максимальный взлетный вес 1475 кг при пустом самолете в 756 кг. Планер этого самолета, призванного стать конкурентом наземных видов спецтехники, изготовлен из композитных материалов, наличие форсуночной системы ультрамалообъемного распыления химикатов должно позволить ему опылять до 150 гектаров в час, а за счет использования метода горячего формования его можно эксплуатировать и в условиях жаркого климата. Да и вообще, представители «Технологии» заверили, что Т-500 можно использовать не только для собственно опыления полей, но и ликвидации разливов нефти, воздействия на гидрометеорологические условия, мониторинга окружающей среды и т. д.

Испытания «летающего трактора», как успели назвать Т-500, уже проведены; сертификация должна завершиться к концу 2018 года, и за следующие три года планируется выпустить 60 таких самолетов. «Сейчас специализированный самолет аграрного назначения Т-500 проходит сертификацию, что позволит продавать эти машины по всему миру, в том числе в страны Латинской Америки, Европы, также в Белоруссию — всем, кто активно занимается сельским хозяйством. Мы должны доказать, что эта машина соответствует авиационным стандартам», — рассказал гендиректор компании «Мвен» Виктор Ермоленко. Стоимость одного такого самолета, по некоторыми данным, составляет около 250 тысяч долларов.

Любопытно, что на том же авиационно-космическом салоне «Ростех» подписал соглашение и с Пермским краем. Как сообщает «Коммерсантъ», первым совместным проектом должно стать сотрудничество между пермскими агропредприятиями и госкорпорацией в области авиахимической обработки полей. «Сотрудничество с „Ростех“ предполагает дополнительные возможности для сельского хозяйства в плане обработки сельхозугодий. У сельхозпроизводителей, которые пользуются нашей поддержкой, есть потребность в такого рода услугах. Обработка полей — это повышение урожайности, эффективности сельского хозяйства. Мы рассматриваем эту перспективную тему, которая одновременно решает вопросы авиастроения в стране, и в то же время эффективности сельского хозяйства», — заявил врио губернатора Пермского края Максим Решетников.

Читайте также

Представители же «Ростеха», говоря о важности развития присутствия госкорпорации в регионе, в первую очередь, упомянули «Мотовилихинские заводы». А ведь, напомним, летом прошлого года в материале «Производителей „Града“ и „Смерча“ поставили под удар?» мы подробно описывали ситуацию связанную с попытками обанкротить это одно из старейших машиностроительных предприятий Урала, входящих в состав «Ростеха». Одним из центральных мест статьи был иск о банкротстве «Мотовилихи», с которым обратилась в суд некая торговая компания «Нова», зарегистрированная в одной из деревень Новгородской области, которой предприятие якобы задолжало более 30 миллионов рублей.

В апреле 2017 года «Мотовилихинские заводы» долг «Нове» вроде бы выплатили, но к июлю месяцу оказалось, что с аналогичным иском об их несостоятельности выступил Всероссийский НИИ «Сигнал» (Владимирская область) — цена нового вопроса 32,1 млн. По ходатайству Минпромторга РФ судебное заседание по делу о банкротстве ПАО «Мотовилихинские заводы» отложено до 4 августа.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ