18+
понедельник, 20 ноября
Армии и войны

Зачем «Калашникову» два колеса

В Ижевске готовы осваивать непрофильные производства

  
7657
Мотоцикл "Иж Юпитер-4"
Мотоцикл «Иж Юпитер-4» (Фото: Загуляев Евгений/ТАСС)

Десантные корабли, беспилотники самолетного и вертолетного типа, боевые роботы… Иногда складывается впечатление, что последнее время ижевский концерн «Калашников» нарочито старается осваивать сферы максимально далекие от привычного и профильного «Калаша». Теперь вот — то ли начало, то ли реанимация и возобновление в Ижевске производства под маркой «Иж» военных мотоциклов. Причем, директор по внешним коммуникациям концерна София Иванова уже пообещала, что эта новая техника будет показана в августе, на международном военно-техническом форуме «Армия-2017» в Подмосковье.

По законам сериала

Итак, по последней информации, «Калашников» работает «в интересах силовых структур» над специальными вариантами мотоциклов марки «Иж». А ведь, напомним, вся биография «Ижей» это история одних из самых популярных мотоциклов в СССР. Некоторые именно с ними да чехословацкими «Явами» связывают даже развитие движения отечественных рокеров (не тех, кто с электрогитарами, а тех, кто на железных конях). Причем, если верить многочисленным мотоэнциклопедиям, крупный успех к ижевским мотоциклам пришел в послевоенные 1946−49 годы, при том, что первые попытки создать что-то похожее на Ижевском заводе (тогда еще оружейном) предпринимались еще за два десятка до того.

Читайте также

В середине двадцатых на «Ижсталь» инженером по теплотехнике устроился выпускник Лейпцигского университета Павел Можаров. Будучи ярым фанатом мотоспорта он не только, по словам современников, рассекал по Ижевску на собственном импортном мотоцикле, но и сразу начал продвигать идею создания советских аналогов. В 1928 году он получает разрешение и с группой энтузиастов создает проект первого ижевского тяжелого мотоцикла для военных (в том числе на основе идей конструкторов, с которыми Можаров познакомился во время учебы в Германии). На следующий год выпускается опытная серия первых «Ижей» — три тяжелых варианта (один из них весил 300 кг!) и два — лёгких. Осенью того же 1929 года все эти мотоциклы отправились на 25 дней в первый советский мотопробег Ижевск-Нижний Новгород-Москва-Ленинград-Харьков.

Как потом сообщалось, конструкция мотоциклов оказалась настолько удачна, что весь многотысячный путь колонна проделала практически без поломок. Тем не менее в серию их тогда так и не был запустили — в Высшем совете народного хозяйства тогда решили, что стране, где ведется великая стройка, нужны другие производства. Можаров тогда уезжает в Ленинград, потом в Москву, где все-таки проектирует свои мотоциклы. Словом, настоящий сценарий для сериала…

Любопытно, что первым «народно успешным» ижевским мотоциклом считается модель Иж-350 (будущий Иж-49), которая начала выпускаться в 1946 году. Строилась она по чертежам немецкого мотоцикла «DKW NZ-350», вывезенными из Германии (по другим данным, в Ижевск был вывезен откуда-то из под Дрездена сам «заводик», их производящий), и представляла собой адаптированную под отечественные приборы некую компиляцию различных моделей этого мотоцикла (впору воскликнуть -лейпцигское наследство проявилось и здесь!). К 1951 году эта модель трансформировалась в более совершенный Иж-49 с телескопической вилкой и гидравлическими амортизаторами, затем — появился Иж-56 и далее по списку.

Уши «немца» у Самсона

Стоит отметить, что тогдашнее массовое производство «Ижей» имело несколько принципиальных особенностей. С одной стороны, благодаря взятому за основу «немцу» советским мотостроителям отталкиваться приходилось от двигателя объемом в 350 куб. см., в то время как мир заполонили уже 500-«кубовые». С другой — с самого начала мотопромышленность попыталась наладить сопутствующий выпуск спортивных модификаций дорожных (и «бездорожных») мотоциклов. Отсюда, конечно, некоторая путаница в названиях, но зато на мотоспорте отрабатывались и испытывались многие смелые решения для серийной техники. В 70-е на замену предыдущим поколениям «Ижей» пришло целое семейство «Иж Планета», которое считается самым массовым. А с приходом нулевых производство мотоциклов в Ижевске начало резко падать. Для сравнения: в 70-х «ИжМото» выпускал до 350 тысяч мотоциклов в год, в феврале 2007 года — 3 тысячи, а в августе — лишь пару десятков. На предприятии сменилось руководство, но с января 2008 года производство мотоциклов «Иж» было прекращено, а почти пятьсот работников предприятия получили уведомление о предстоящем увольнении — «в связи со значительным увеличением убытков предприятия».

По официальным данным, к тому времени успели выпустить без малого 11 миллионов мотоциклов «Иж». А ведь казалось бы, в линейке в последние годы появились модели «в стиле чоппер» (многие же видели в фильмах про байкеров удлиненные мото с длинной передней вилкой), не менее модные «миникруизеры», «Сайгаки», пожарные мотоциклы и даже мотовездеход с впечатляющим именем «Самсон». Впрочем, есть мнение, что главной даже проблемой «Ижа» оказалось даже не банкротство производителя как таковое, а сам подход, когда при внешнем обилии моделей, по сути, выпускается одно и тоже.

«Переносят указатель поворота на фару, заказывают новый бензобак и осваивают окраску мотоцикла аж в два цвета. Вносят еще ряд несущественных изменений. Но в принципе это все тот же мотоцикл. В итоге задание партии выполнено, и советский человек получает „подарок“. А завод — „индульгенцию“ выпускать „старый-новый“ мотоцикл еще 10 лет. Прошло 55 лет с того момента, как в Ижевск привезли немецкий мотоцикл, и хотя, конечно, в его конструкцию внесены сотни изменений, но его „уши“ торчат до сих пор. Вся основная компоновка и идеология машины остались теми же», — пишет автор портала «Ижевские мотоциклы».

Причем здесь китайцы?

Вернемся к современному «Калашникову». По данным СМИ, планируется выпустить три модели спецмотоциклов. Агентство РБК со ссылкой на некий свой источник сообщает, что машины будут без колясок и весьма похожими на японские горные мотоциклы «Kawasaki». В свою очередь издатель журнала «Мото» Роман Ситников почему-то убежден, что мотоциклы «от Калашникова» вообще в итоге окажутся российско-китайского производства: «Насколько я понимаю, концерн Калашников имеет отношение только к доработке. Наиболее оптимальный вариант — взять за основу какой-то из средних китайских. Я предполагаю, что это будет Lifan».

Напомним, созданная в 1992 китайская компания, название которой обычно переводится как «Идти на всех парусах», первоначально специализировалась на ремонте мотоциклов, и только потом перешла на производство мототехники, автобусов, и легковых автомобилей. Своя точка зрения на инициативу «Калашникова» оказалась у руководства «Внешэкономбанка». Как сообщил «Коммерсантъ», председатель банка Сергей Горьков провел в Ижевске встречу с руководством концерна.

Читайте также

«Концерн „Калашников“ является лидером отрасли по переходу на гражданскую продукцию и те изменения, которые происходят за последнее время, впечатляют. Мы приехали посмотреть, какие проекты можем реализовывать вместе с концерном. Мы видим несколько направлений, которые могут быть структурированы так, что будет производиться продукция гражданского назначения», — отметил Горьков, после чего гендиректор «Калашникова» Алексей Криворучко признался, что то среди проектов, которые претендуют на финансирование ВЭБа, есть как раз это самое мотоциклетное производство.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ