18+
воскресенье, 19 августа
Армии и войны

«Белому Лебедю» создают новейшую историю

Точка сборки для возвращенного ракетоносца

  
8534
Ту-160
Ту-160 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

На Казанском авиационном заводе приступили к сборке первого модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160 с дополнительной литерой «М2». Долгожданный опытный образец его ждут к 2019 году. Новый «Белый лебедь» получит не только новейшую крылатую ракету большой дальности (какой конкретно — по-прежнему засекречено), теперь же выяснилось, что и его новая система защиты тоже окажется самой передовой. «Мы понимаем, что там будет стоять принципиально новый комплекс обороны, который разрабатывается в новой опытно-конструкторской работе. Он будет защищать от всех возможных типов ракет. Комплекс будет обнаруживать цели на расстоянии в несколько сотен километров», — рассказал советник первого заместителя гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев.

Момент истины

О необходимости возобновления полноценного производства «сто шестидесятых» в апреле 2015 года заговорил министр обороны Сергей Шойгу. «Уже сегодня необходимо приступить к решению задач не только по поддержанию исправности и модернизации авиационного парка Дальней авиации, но и по воспроизводству ракетоносцев Ту-160. Лучшего самолета в сверхзвуковом классе еще никто не придумал», — заявил он во время посещения Казанского авиазавода. Целых тридцать лет назад «Белый Лебедь» был принят на вооружение — а разрабатывали его и того раньше, аж в 70-х годах (подробнее об этом — в материалах «Возвращение „Белого Лебедя“ и „Белый лебедь“ по контракту»). То, что на тот период и в тех условиях новый советский стратегический бомбардировщик-ракетоносец выглядел настоящим удивительным чудом техники (до ста ЭВМ на борту (!), считается, что в создании самолета участвовало не менее восьмисот предприятий), в общем-то не удивительно.

Читайте также

Гораздо интереснее, что в девяностых производство Ту-160 было фактически свернуто в угоду российско-американским отношениям, при том, что «Белый Лебедь» и по сей день считается по ряду параметров уникальным: самый мощный и крупный сверхзвуковой самолет в истории боевой авиации, самый тяжелый самолет в мире, самый скоростной из состоящих на вооружении, да в некотором роде и практически эталон в авиастроении. Показательный момент: за некоторое время до заявления Шойгу американский портал «Inquisitr» опубликовал материал, в котором прямо заявил: «Модернизированный российский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160, который и до усовершенствования считался самым быстрым ракетоносцем XXI века, с новыми электронными системами получает еще большее превосходство в небе и обретает новые преимущества перед американским бомбардировщиком B1 Lancer».

Так или иначе, но первым по-настоящему боевым крещением (во всяком случае официальным) стала Сирия 2015 года — как доложил тот же Шойгу Владимиру Путину стратегическими ракетоносцами Ту-160 и Ту-95МС тогда были произведены пуски тридцати четырех крылатых ракет воздушного базирования по заранее разведанным целям боевиков в провинциях Алеппо и Идлиб. Напомним, теоретически «сто шестидесятые» запросто могут быть вооружаться помимо прочего и ядерными бомбами.

Молниеносные козыри

Итак, в 2015 году министр Шойгу поручил «приступить к решению задач по воспроизводству» стратегических ракетоносцев, а через несколько месяцев замминистра обороны Юрий Борисов, заявил, что реальное возобновление производства ожидается после 2023 года — «по сути дела, это новый самолет — не Ту-160, а Ту-160М2. С новыми летно-техническими характеристиками, с новыми возможностями. Это только планер будет старый, да и то — оцифрованный, а возможности у него будут совершенно новые».

Под выпуск нового «Белого Лебедя» на Казанском авиазаводе началась масштабная модернизация и техническое перевооружение, а на самарском «Кузнецове» (производство ракетных двигателей для ракет-носителей «Союз» и «Союз-2») взяли обязательства выпустить под этот проект отличные двигатели с улучшенными характеристиками. После этого в СМИ достаточно регулярно стали появляться сведения о попадании в «актив» будущего Ту-160М2 новейшей бесплатформенной инерциальной навигационной системы, якобы способной с точностью до 100 метров определять местоположение самолета даже на фоне разнообразных «заглушек», чуть ли не самого современного в мире комплекса радиоэлектронной борьбы, созданного «по мотивам» аналога, специально разработанного для ПАК ФА пятого поколения и т. д.

Читайте также

«Несмотря на значительные изменения в электронной „начинке“, самолет сохранит свое главное предназначение. Это стратегический бомбардировщик ядерного сдерживания и, в отличие от малозаметных американских В-2 или В-21, он имеет другой козырь — молниеносная быстрота и крылатые ракеты с ядерными боеголовками», — писали в прошлом году аналитики американского журнала «The National Interest». Весной 2017 года президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь заявил, что военные намерены получить в общей сложности от тридцати до пятидесяти стратегических бомбардировщиков Ту-160М2, превосходящих по боевым возможностям прежние «сто шестидесятые» в два с половиной раза.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ