18+
суббота, 20 октября
Армии и войны

Лесная ссылка «Альтаира»

Самый яркая боевая беспилотная «звезда» может так и не взойти

  
2767
Лесная ссылка «Альтаира»
Фото: yaustal.com

СМИ обошло известие о том, что после посещения Казанского авиационного завода секретарем Совбеза России Николаем Патрушевым и полномочным представителем президента в ПФО Михаилом Бабичем в интернет попало видео с новейшим российским беспилотником «Альтаир» — якобы его вместе с прочими образцами авиатехники показали высоким гостям на местном аэродроме. Так уж сложилось, что летательный аппарат, над которым казанские конструкторы начинали работать почти шесть лет назад, по-прежнему считается новейшим.

Кто тяжелее

По данным СМИ, в опытно-конструкторском бюро имени Симонова (бывшее ОКБ спортивной авиации) разрабатывать пятитонный «Альтаир» по заказу Минобороны начали в 2011 году. В статье «Казанский „Альтаир“ рано записали в долгострой» мы подробно рассказывали о том, что в конкурсе на научно-исследовательскую работу стоимостью миллиард рублей участвовала тогда и корпорация «МиГ», которая вроде как потом даже попыталась (безуспешно) оспорить свой проигрыш в суде. К слову, еще один наш гигант — «Сухой», с которым «мигари», по некоторой информации, как раз и собирались, победив в конкурсе, создавать будущий «Альтаир» — практически сразу приступил к созданию своего тяжелого ударного беспилотника, только уже не пяти-, а двадцатитонного. Причем, первый его образец грозятся представить к 2018 году.

Читайте также

Что же касается непосредственно «Альтаира», то там c самого начала делался акцент не только на продвинутость его «начинки» и модные композитные материалы, но и на универсальность и многозадачность при способности переносить на подвесках до полутора тонн полезной нагрузки. По имеющимся данным, «Альтаир» может подниматься на высоту в 12 км, до двух суток находиться в воздухе без дозаправки при максимальной дальности полета в 10 000 км. «Пока только в теории беспилотник можно оснастить даже летальным оружием, но вопрос по разработке оружия, конечно, должен находиться в компетенции серьезного ОКБ, имеющего большой опыт работы с такими изделиями. Остальное оборудование, обеспечивающее наблюдение, на нем вполне можно разместить без всяких проблем», — рассказывал специалист в области бортового радиоэлектронного оборудования, инженер-авиастроитель Андрей Коновалов.

Военная реальность

В феврале 2013 года на Казанском авиационном производственном объединении министру обороны Сергею Шойгу публично продемонстрировали модель беспилотника, разработанного по проекту «Альтаир» с двумя турбовинтовыми двигателями и удлинённым крылом. Через год в ходе посещения правительственной делегацией цехов «КАПО-Композит» (выросшему в 2010 году на базе все того же Казанского авиационного предприятию по производству композитных узлов для самых перспективных проектов вроде МС-21 и SSJ-100), объективы журналистов «заметили» уже строящийся прототип тяжелого беспилотника. В конце 2014 года «Альтаир» вышел на свой первый подлет. При этом, напомним, обещалось, что в серийное производство «Альтаир» должен пойти к 2018 году (позже заговорили о 2020 годе).

«Если вспомнить зарубежный опыт — а минобороны наверняка смотрит на лучшие импортные примеры — то к нынешнему положению дел США шли более двадцати лет… А версии, оснащенные оружием, появились существенно позднее. Мы же пытаемся при худшем по сравнению с США состоянии науки и промышленности, и гораздо более скромных бюджетах, решить те же задачи за пять-семь лет. Интересно, что заставляет наших военных думать, что это реально?» — достаточно скептически прокомментировал ситуацию главный редактор «Беспилотной авиации» Денис Федутинов.

Удалось бы довести до рабочего состояния

Летом 2016 года «Альтаир» (а если точнее, первый летный прототип-демонстратор экспериментального разведывательного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета) совершил свой первый испытательный полет. Гендиректор ЗАО «Центр передачи технологий» Сергей Жуков тогда отмечал: «Беспилотников такого класса в России еще не было, и то, что машина поднята в воздух, это безусловное достижение. Это и большой психологический шаг, и перспектива достаточно быстро по-настоящему поставить машину на крыло. Достигнутый уровень заставит и других подтянуться. Так что событие очень значимое».

Но в декабре того же года летные испытания вдруг приостановили. По официальным данным, появилась необходимость доработать аппарат. В начале уже 2017 года испытания были возобновлены, а весной СМИ вдруг сообщили со ссылкой на источники в оборонном ведомстве о том, что Минобороны, вложив в этот проект более двух миллиардов рублей, теперь не имеет возможности финансировать эту программу в одиночку и потому предлагает организовать софинансирование за счет одновременного создания чисто гражданской версии «Альтаира» — который, напомним, поначалу так активно пытались вписать в один список с грозными разведывательно-ударными «махацами» и «жнецами».

Читайте также

Цитируем по этому поводу «РГ»: «Основное назначение „Альтаира“ — мониторинг различных трубопроводов и линий электропередачи. Естественно, он может использоваться и для наблюдения за состоянием лесов и водных акваторий, а также работать в арктической зоне. Если проект „Альтаир“ удастся довести до рабочего состояния, то эти аппараты найдут свое применение в структурах МЧС, а также в компаниях, занимающихся разработкой и транспортировкой нефтегазопродуктов. Будет спрос и за границей». Практически одновременно с этим, вездесущие журналисты успели отметить, что уже в своем сегодняшнем виде (то есть, по-прежнему не совсем готовый) БПЛА «Альтаир» минимум на две тонны «перерос» свой первоначальный класс «пятитонника».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ