18+
среда, 20 сентября
Армии и войны

Иракский выбор российского БТР

Почему в ООН вдруг вспомнили о «восьмидесятых»

  
18011
Во время демонстрационного показа  БТР-80
Во время демонстрационного показа БТР-80 (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

Практически накануне Дня Победы сразу на нескольких интернет-ресурсах появилась информация о том, что миротворцы ООН якобы заказали у Россию партию бронетранспортеров БТР-80. Новость вызвала очень живое обсуждение — правда, при более внимательном рассмотрении оказалось, что речь идет о прошлогоднем событии. Тем не менее, стоит отметить что и без того в последнее время бронетранспортёры Арзамасского машзавода (несмотря на весь почтенный возраст «бренда») не раз — вольно или невольно — становились «ньюсмейкерами» и героями новостных лент.

Защита для «Шайтанарбы»

На самом деле БТР-80 во всей линейке «арзамасцев» занимал и занимает особое место. Его предшественник БТР-70 с повышенной проходимостью начал серийно производиться с 1976 года — сначала на Горьковском автозаводе, а затем и заводе в Арзамасе. А уже в начале 80-х конструкторам пришлось срочно создавать БТР-80.

Считается, что необходимость серьезной доработки «семидесятого» в полной мере продемонстрировали события в Афганистане, вообще ставшие испытанием одновременно сразу для нескольких поколений советских БТР. Недостаточная защищенность машины, сложности с высадкой и посадкой десанта и экипажа, ненадежность силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей (с интернет-форума: «два газоновских движка, большую часть стояли на ремонте. То один не работает, то другой, то перегрев, то стуканет. 80-й в сравнении с ним более надежный»), капризы водометного двигателя, который постоянно забивался илом и водорослями — вот лишь основные недостатки БТР-70, выявленные на практике. Более того, когда в том же Афганистане «шестидесятые» были оперативно заменены на новейшие «семидесятые», выяснилось, что перечисленные недостатки оказались «наследственными».

Читайте также

БТР-80 ситуацию отчасти исправил — во всяком случае, оснащение дизельным двигателем положительно сказалось не только на мощности, но и пожароопасности машины, «пристойности» ее поведения в условиях пустынного или горного климата; на новом БТР были предусмотрены большие двухстворчатые люки в бортах для высадки и посадки.

Что же касается минозащищенности БТР-80, то, по одной из многочисленных легенд, в том же Афгане, чтобы остановить и вывести из строя эту «шайтанарбу» душманам приходилось подкладывать под нее мешки с несколькими десятками килограммов троила — иначе она не сдавалась. Известна история, когда подорвавшись на мине (она разорвалась прямо под колесом), и при разорванной в клочья резине, поврежденном редукторе и подвеске колеса БТР-80 спокойно ушел на десять километров от места подрыва, а все, кто был внутри, отделались легкими и средними контузиями.

А вот по пулезащищенности вопросы, мягко говоря, оставались. Часто приходилось на местах «украшать» эти бронетранспортеры разнообразными решетками из автомобильных рессор, автомобильными колесами, бачками с песком или водой и прочим — из-за чего и без того «нелегкий» БТР-80 (тяжелее некоторых своих предшественников на 2 тонны) становился еще более грузным.

При всем этом «восьмидесятый» смог стать основным бронетранспортером в армии России и армиях бывших советских республик, отметить своим присутствием едва ли не каждую горячую точку, локальный конфликт или контртеррористическую операцию, начиная с ранних 90-х. По некоторым данным, и по сей день «восьмидесятые» состоят на вооружении в без малого трех десятках государств. А, например, в Венгрии на его основе успели разработать целое семейство «своей» спецтехники (вплоть до «скорой помощи») BTR-80. Кроме того, известен даже украино-польский вариант, якобы разработанный специально для Ирака.

Весной 2017 года один из БТР-80 (причем, одна из последних модификаций) был якобы замечен в Сирии, у правительственных сил. А чуть позже СМИ облетела новость о том, что сирийские военные придумали способ защитить эту машину от кумулятивных (рассчитанных на поражение бронированной техники и железобетонных конструкций) снарядов, оснастив ее некими внешними защитными экранами. Получается, БТР-80 он и в Сирии — БТР-80.

Между БТР и БМП

В 2013 году на вооружение были приняты бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А — продукт глубокой модернизации «восьмидесятого». Более мощный двигатель, который, как говорят, можно заправлять даже тепловозным топливом, и переделанная ходовая часть, цифровой двухплоскостной стабилизатор оружия, новая система противоосколочной защиты, криптозащищенные радиостанции пятого поколения, современная система топографического ориентирования и многое-многое другое. По словам арзамасских разработчиков, по боевой эффективности новый БТР значительно превзошел традиционную, базовую модель, еще и примерно на 20% повысив свою защищенность. Что же касается литеры «А» в названии, то она означает лишь наличие 30-мм автоматической скорострельной пушки. Здесь самое время вспомнить о том, чем бронетранспортеры (БТР) отличаются от боевых машин пехоты и десанта (БМП и БМД). Теоретически последние предназначены для огневой поддержки и защиты пехоты в бою, в то время как первые — лишь для транспортировки бойцов, доставки десанта к месту боя. Так вот, некоторые поздние модификации БТР-80 (а уж тем более, БТР-82А) за счет вооружения иногда всерьез относили к классу БМП.

В прошлом году, в материале «Огневая мощь с повышенной живучестью» pfo.svpressa.ru/war21/article/6459/ мы уже рассказывали о попытках сравнить БТР-82А с одним из ближайших конкурентов — американским «Stryker ICV». «У американцев большой вес свыше 17 тонн (машина сразу в грязь садится), тогда как у нас около 14. Опыт Афганистана еще показал плюсы БТР-80, а 82-й имеет по сути тот же корпус — да, подрывались на противотанковых минах и отрывало одно колесо и второе колесо и без двух колес он уезжал. Но Stryker без одного колеса уже никуда не поедет», — говорил тогда военный эксперт Сергей Суворов. В настоящее время на вооружении ВС РФ находится более 1200 БТР-82А. Кроме того, машина эксплуатируется еще и в вооруженных силах Республики Казахстан.

Старый «друг» лучше новых двух

Примерно тогда же, в марте прошлого года блогеры опубликовали фото опытного образца машины под названием БТР-87, закрытая презентация которой была проведена почти за год до этого в Кубинке. На этот раз очередная глубокая модернизация БТР-82 отличалась не столько вооружением и «начинкой», сколько перенесенным вперед моторно-трансмиссионным отделением и соответственно, ушедшим назад отделением для десанта, с возможностью высадки через кормовые люки. То есть тем самым был исправлен еще один недостаток, о котором любили говорить критики «восьмидесятых» — устаревшая «советская» компоновка. Правда позже, появилась информация, что БТР-87 — строго экспортный вариант.

«Дело в том, что на данный момент у России нет бронетранспортера, где выход располагается сзади, соответственно, здесь получается „просадка“ по этой весьма востребованной номенклатуре мирового рынка вооружений», — комментировал это главред журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Наконец, несколько месяцев назад, руководство Росгвардии (одна из основных задач которой — охрана общественного порядка) заявило, что во второй половине 2017 года ведомство начнет получать «свои», модернизированные с учетом их требований и полной заменой внутренних агрегатов бронетранспортеры БТР-82 В.

Любопытный момент: на днях российские СМИ сообщили о том, что Индонезия решила отказаться от закупок украинских БТР-4 из-за выявленных в них недостатках и перераспределить запланированные для этого средства между бронетехникой российского и южнокорейского или турецкого производства. Отметим, если предшественник БТР-3 украинского производства еще мог рассматриваться как чисто украинская модернизация БТР-80 (по слухам, первые машины даже собирались из старых корпусов «восьмидесятого» путем установки на них тяжелого боевого модуля), то БТР-4 с грозным именем «Буцефал» с самого начала позиционировался и позиционируется как целиком и полностью самостоятельная разработка. Серийно машина начала выпускаться в 2008 году, а уже на следующий год Украина заключила едва ли не крупнейший в своей истории контракт с Ираком на поставку туда различных модификаций «Буцефала» на общую сумму более 457 миллионов долларов (причем оплачивала это великолепие американская сторона).

Читайте также

Позже это привело к целому скандалу — представитель комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха заявил, что «расследование в отношении поставок Украиной Ираку оружия выявило коррупцию в части третьей контракта, касающейся продажи 420 бронетранспортеров, из которых на данный момент поставлены лишь порядка ста машин, несмотря на то, что с момента ратификации контракта прошло несколько лет». Что же касается уже поставленных БТР, то все они, по его словам, «очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации». Впрочем, с того времени, ситуация скорее всего исправилась, все недопонимание, наверняка, благополучно разрешилось. Тем не менее, на этот раз от покупок БТР-4 отказалась уже Индонезия — и догадайтесь в пользу какого старого доброго еще даже советского БТР?

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ