Армии и войны

Иракский выбор российского БТР

Почему в ООН вдруг вспомнили о «восьмидесятых»

  
17842
Во время демонстрационного показа  БТР-80
Во время демонстрационного показа БТР-80 (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

Практически накануне Дня Победы сразу на нескольких интернет-ресурсах появилась информация о том, что миротворцы ООН якобы заказали у Россию партию бронетранспортеров БТР-80. Новость вызвала очень живое обсуждение — правда, при более внимательном рассмотрении оказалось, что речь идет о прошлогоднем событии. Тем не менее, стоит отметить что и без того в последнее время бронетранспортёры Арзамасского машзавода (несмотря на весь почтенный возраст «бренда») не раз — вольно или невольно — становились «ньюсмейкерами» и героями новостных лент.

Защита для «Шайтанарбы»

На самом деле БТР-80 во всей линейке «арзамасцев» занимал и занимает особое место. Его предшественник БТР-70 с повышенной проходимостью начал серийно производиться с 1976 года — сначала на Горьковском автозаводе, а затем и заводе в Арзамасе. А уже в начале 80-х конструкторам пришлось срочно создавать БТР-80.

Считается, что необходимость серьезной доработки «семидесятого» в полной мере продемонстрировали события в Афганистане, вообще ставшие испытанием одновременно сразу для нескольких поколений советских БТР. Недостаточная защищенность машины, сложности с высадкой и посадкой десанта и экипажа, ненадежность силовой установки из спаренных карбюраторных двигателей (с интернет-форума: «два газоновских движка, большую часть стояли на ремонте. То один не работает, то другой, то перегрев, то стуканет. 80-й в сравнении с ним более надежный»), капризы водометного двигателя, который постоянно забивался илом и водорослями — вот лишь основные недостатки БТР-70, выявленные на практике. Более того, когда в том же Афганистане «шестидесятые» были оперативно заменены на новейшие «семидесятые», выяснилось, что перечисленные недостатки оказались «наследственными».

Читайте также

БТР-80 ситуацию отчасти исправил — во всяком случае, оснащение дизельным двигателем положительно сказалось не только на мощности, но и пожароопасности машины, «пристойности» ее поведения в условиях пустынного или горного климата; на новом БТР были предусмотрены большие двухстворчатые люки в бортах для высадки и посадки.

Что же касается минозащищенности БТР-80, то, по одной из многочисленных легенд, в том же Афгане, чтобы остановить и вывести из строя эту «шайтанарбу» душманам приходилось подкладывать под нее мешки с несколькими десятками килограммов троила — иначе она не сдавалась. Известна история, когда подорвавшись на мине (она разорвалась прямо под колесом), и при разорванной в клочья резине, поврежденном редукторе и подвеске колеса БТР-80 спокойно ушел на десять километров от места подрыва, а все, кто был внутри, отделались легкими и средними контузиями.

А вот по пулезащищенности вопросы, мягко говоря, оставались. Часто приходилось на местах «украшать» эти бронетранспортеры разнообразными решетками из автомобильных рессор, автомобильными колесами, бачками с песком или водой и прочим — из-за чего и без того «нелегкий» БТР-80 (тяжелее некоторых своих предшественников на 2 тонны) становился еще более грузным.

При всем этом «восьмидесятый» смог стать основным бронетранспортером в армии России и армиях бывших советских республик, отметить своим присутствием едва ли не каждую горячую точку, локальный конфликт или контртеррористическую операцию, начиная с ранних 90-х. По некоторым данным, и по сей день «восьмидесятые» состоят на вооружении в без малого трех десятках государств. А, например, в Венгрии на его основе успели разработать целое семейство «своей» спецтехники (вплоть до «скорой помощи») BTR-80. Кроме того, известен даже украино-польский вариант, якобы разработанный специально для Ирака.

Весной 2017 года один из БТР-80 (причем, одна из последних модификаций) был якобы замечен в Сирии, у правительственных сил. А чуть позже СМИ облетела новость о том, что сирийские военные придумали способ защитить эту машину от кумулятивных (рассчитанных на поражение бронированной техники и железобетонных конструкций) снарядов, оснастив ее некими внешними защитными экранами. Получается, БТР-80 он и в Сирии — БТР-80.

Между БТР и БМП

В 2013 году на вооружение были приняты бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А — продукт глубокой модернизации «восьмидесятого». Более мощный двигатель, который, как говорят, можно заправлять даже тепловозным топливом, и переделанная ходовая часть, цифровой двухплоскостной стабилизатор оружия, новая система противоосколочной защиты, криптозащищенные радиостанции пятого поколения, современная система топографического ориентирования и многое-многое другое. По словам арзамасских разработчиков, по боевой эффективности новый БТР значительно превзошел традиционную, базовую модель, еще и примерно на 20% повысив свою защищенность. Что же касается литеры «А» в названии, то она означает лишь наличие 30-мм автоматической скорострельной пушки. Здесь самое время вспомнить о том, чем бронетранспортеры (БТР) отличаются от боевых машин пехоты и десанта (БМП и БМД). Теоретически последние предназначены для огневой поддержки и защиты пехоты в бою, в то время как первые — лишь для транспортировки бойцов, доставки десанта к месту боя. Так вот, некоторые поздние модификации БТР-80 (а уж тем более, БТР-82А) за счет вооружения иногда всерьез относили к классу БМП.

В прошлом году, в материале «Огневая мощь с повышенной живучестью» pfo.svpressa.ru/war21/article/6459/ мы уже рассказывали о попытках сравнить БТР-82А с одним из ближайших конкурентов — американским «Stryker ICV». «У американцев большой вес свыше 17 тонн (машина сразу в грязь садится), тогда как у нас около 14. Опыт Афганистана еще показал плюсы БТР-80, а 82-й имеет по сути тот же корпус — да, подрывались на противотанковых минах и отрывало одно колесо и второе колесо и без двух колес он уезжал. Но Stryker без одного колеса уже никуда не поедет», — говорил тогда военный эксперт Сергей Суворов. В настоящее время на вооружении ВС РФ находится более 1200 БТР-82А. Кроме того, машина эксплуатируется еще и в вооруженных силах Республики Казахстан.

Старый «друг» лучше новых двух

Примерно тогда же, в марте прошлого года блогеры опубликовали фото опытного образца машины под названием БТР-87, закрытая презентация которой была проведена почти за год до этого в Кубинке. На этот раз очередная глубокая модернизация БТР-82 отличалась не столько вооружением и «начинкой», сколько перенесенным вперед моторно-трансмиссионным отделением и соответственно, ушедшим назад отделением для десанта, с возможностью высадки через кормовые люки. То есть тем самым был исправлен еще один недостаток, о котором любили говорить критики «восьмидесятых» — устаревшая «советская» компоновка. Правда позже, появилась информация, что БТР-87 — строго экспортный вариант.

«Дело в том, что на данный момент у России нет бронетранспортера, где выход располагается сзади, соответственно, здесь получается „просадка“ по этой весьма востребованной номенклатуре мирового рынка вооружений», — комментировал это главред журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Наконец, несколько месяцев назад, руководство Росгвардии (одна из основных задач которой — охрана общественного порядка) заявило, что во второй половине 2017 года ведомство начнет получать «свои», модернизированные с учетом их требований и полной заменой внутренних агрегатов бронетранспортеры БТР-82 В.

Любопытный момент: на днях российские СМИ сообщили о том, что Индонезия решила отказаться от закупок украинских БТР-4 из-за выявленных в них недостатках и перераспределить запланированные для этого средства между бронетехникой российского и южнокорейского или турецкого производства. Отметим, если предшественник БТР-3 украинского производства еще мог рассматриваться как чисто украинская модернизация БТР-80 (по слухам, первые машины даже собирались из старых корпусов «восьмидесятого» путем установки на них тяжелого боевого модуля), то БТР-4 с грозным именем «Буцефал» с самого начала позиционировался и позиционируется как целиком и полностью самостоятельная разработка. Серийно машина начала выпускаться в 2008 году, а уже на следующий год Украина заключила едва ли не крупнейший в своей истории контракт с Ираком на поставку туда различных модификаций «Буцефала» на общую сумму более 457 миллионов долларов (причем оплачивала это великолепие американская сторона).

Читайте также

Позже это привело к целому скандалу — представитель комиссии по безопасности и обороне парламента Ирака Шиван Мухаммед Таха заявил, что «расследование в отношении поставок Украиной Ираку оружия выявило коррупцию в части третьей контракта, касающейся продажи 420 бронетранспортеров, из которых на данный момент поставлены лишь порядка ста машин, несмотря на то, что с момента ратификации контракта прошло несколько лет». Что же касается уже поставленных БТР, то все они, по его словам, «очень старые, корпуса ржавые, машины непригодны к эксплуатации». Впрочем, с того времени, ситуация скорее всего исправилась, все недопонимание, наверняка, благополучно разрешилось. Тем не менее, на этот раз от покупок БТР-4 отказалась уже Индонезия — и догадайтесь в пользу какого старого доброго еще даже советского БТР?

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ