18+
понедельник, 20 ноября
Армии и войны

160 российских конструкторов для Индии

Почему азиатские страны наперегонки хотят делать у себя легкий вертолет Ка-226

  
5925
Вертолет Ка-226
Вертолет Ка-226 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Вспоминается старое доброе: «Хинди руси пхай-пхай» (правильнее, конечно, «бхай-бхай», но лет сорок назад лозунг российско-индийской дружбы воспринимался именно так). Суть в том, что на недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил о поставке в Индию 200 многоцелевых вертолетов Ка-226. Цена контракта — более миллиарда долларов. Причем, по словам Чемезова, 160 машин из этой партии будут переданы вроде как в виде комплектующих, для того, чтобы потом быть собранными прямо там, на территории Индии по лицензии.

Беспилотная «стрекоза»

Формально, выпускающийся в Башкортостане на Кумертауском авиапредприятии легкий многоцелевой вертолет Ка-226 приходится прямым «сыном» герою фильма «Шла собака по роялю» и известному труженику советского сельского хозяйства Ка-26. С одной стороны, конечно, «двести двадцать шестой», впервые поднявшийся в воздух осенью 1997 года, получил более совершенное, чем у предшественника, цифровое оборудование, новую конструкцию несущих винтов, да и два двигателя у него у него уже были не поршневыми, а газотурбинными. С другой — это был все тот же «легкий вес», двухвинтовая соосная схема и принцип «летающего шасси», когда в зависимости от конкретной задачи за кабиной легко монтируются различные подвески, лебедки и прочее.

Отдельно стоит пояснить про двухвинтовую соосную схему (два винта вращаются друг над другом в противоположные стороны). Рассказывая в свое время об еще одном соосном вертолете — Ка-32, мы отмечали, что помимо минусов (наиболее часто отмечают непривычно большую высоту машины, увеличение аэродинамического сопротивления и низкую горизонтальную скорость), эта схема уже доказала на практике и некоторые явные плюсы: простота управления, отличная маневренность и точность висения, возможность совершать полет в любом направлении.

Считается, что Ка-226 способен выполнять развороты в зоне статистического потолка без изменения высоты (не говоря уже о безопасных маневрах при сильном ветре), спокойно работать вблизи препятствий, в так называемых «колодцах» и т. д. Что же касается не слишком внушительной скорости (максимальная — 210 км в час, крейсерская — 195), то «двести двадцать шестой» особо скоростным и не задумывался — скорее, он был и остается надежным трудягой на поисково-спасательном, патрульном, медицинском и прочих фронтах, вплоть до разведки полезных ископаемых. А способности, о которых мы говорили чуть выше, делают его подчас незаменимым при работе в условиях города, горной местности.

Говорят, что как минимум один Ка-226 активно используется на Украине для транспортировки раненых «атошников» в госпитали (прежде машина якобы принадлежала Днепропетровской областной администрации).

Любопытная информация была озвучена гендиректором «Вертолетов России» (куда входит и КумАПП) Андреем Богинским. По его словам, вполне возможно, что в будущем «двести двадцать шестой» получит еще и беспилотное управление - «сегодня в нашем модельном ряду нет беспилотников, а вертолет Ка-226 подходит с точки зрения его применения в этой области». А почему бы и нет?

Родился благодаря Индии

Но это все будет потом, а пока в 2012 году стало известно о начале серийного производства по заказу российского МЧС модификации Ка-226Т — от базовой она отличалась потяжелевшей взлетной массой, увеличенными грузоподъемностью, высотностью и скороподъемностью, двумя более мощными двигателями французского производства (видимо, отсюда и литера «Т» — название компании-производителя «Turbomeca»). Позже именно на основе этой модели был выпущен первый «двести двадцать шестой» корабельного базирования и арктическая ее версия. А в середине прошлого года СМИ сообщили со ссылкой на представителей холдинга «Технодинамика» о том, что с 2018 года должны начаться испытания российской силовой установки для Ка-226Т. Причем, разработкой двигателя якобы занимается команда, ранее работавшая с еще одним известнейшим производителем авиадвигателей (на сей раз американским) «Pratt & Whitney».

Но самое любопытное: оказалось, что еще в 2010 году некая новая модель «двести двадцать шестого» (на самом деле именно будущий Ка-226Т) была выставлена на тендер по поставке вертолетов в Индию (конкурентом ее тогда стал аж сам «Еврокоптер»). В итоге, как позже заявит вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, в связи с уникальными характеристиками Ка-226 и особыми запросами индийской стороны тендер был отменен, но была достигнута договоренность о развертывании в Индии производства российских машин. Под «особые запросы индийской стороны» здесь попадает, видимо, и некая правительственная программа, по которой армии и флоту можно принимать лишь ту технику, которая хотя бы частично собирается в Индии. «Соосную схему расположения винтов никто в мире, кроме нас, не применяет. Это русское ноу-хау, делать такие машины умеем только мы.

Причина нераспространенности соосной схемы достаточно проста — технические сложности. При такой схеме сложна не только конструкция редуктора, втулки и автомата перекоса, сложна сама по себе аэродинамика винтов", — утверждает авиаэксперт, военный летчик Дмитрий Дрозденко.

Мир миру рознь

Итак, о развертывании в Индии производства российских «двести двадцать шестых» заговорили, получается, еще в 2010 году. Но лишь в октябре 2016 года после встречи президента России Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендри Моди было объявлено о заключении соглашения по поводу создания совместного предприятия по выпуску в Индии легких Ка-226Т — на следующий год началась регистрация компании.

Причем, изначально предполагалось, что Индия сможет выпустить двести машин за девять лет. По некоторым данным, использовать такие, вообще-то, «миролюбивые» машины как «двести двадцать шестые» своей сборки индийская сторона собирается если уж не в совсем боевых, то оборонных (по линии минобороны) целях. Косвенным доказательством этого могут считаться и слова министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, которые он озвучил на открытии в индийском Ченнаи международной выставки высокотехнологичной продукции IESS-2017. Говоря о упомянутых выше двух сотнях Ка-226 для Индии, Мантуров выразил надежду: «Рассчитываем, что гражданский сектор подхватит интерес и инициативу в этой части».

Оказалось, что уже и Иран пожелал развернуть у себя производство «двести двадцать шестых».

«Мы отмечаем высокую потребность Ирана в вертолетах легкого класса для их эксплуатации в интересах гражданских ведомств. На совместном российско-иранском предприятии рассматривается сборка легких вертолетов Ка-226 или „Ансат“ (еще один легкий многоцелевой российский вертолет, выпускающийся на вертолетном заводе в Казани — „СП“). Переговоры по данному вопросу продолжаются. Подписанный меморандум предполагает, что в кратчайшие сроки будет заключено полноценное соглашение о сотрудничестве», — приводят слова главы «Вертолетов России» Андрея Богинского «Вести-Финанс».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ