Армии и войны

160 российских конструкторов для Индии

Почему азиатские страны наперегонки хотят делать у себя легкий вертолет Ка-226

  
5828
Вертолет Ка-226
Вертолет Ка-226 (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Вспоминается старое доброе: «Хинди руси пхай-пхай» (правильнее, конечно, «бхай-бхай», но лет сорок назад лозунг российско-индийской дружбы воспринимался именно так). Суть в том, что на недавней встрече с президентом России Владимиром Путиным глава «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил о поставке в Индию 200 многоцелевых вертолетов Ка-226. Цена контракта — более миллиарда долларов. Причем, по словам Чемезова, 160 машин из этой партии будут переданы вроде как в виде комплектующих, для того, чтобы потом быть собранными прямо там, на территории Индии по лицензии.

Беспилотная «стрекоза»

Формально, выпускающийся в Башкортостане на Кумертауском авиапредприятии легкий многоцелевой вертолет Ка-226 приходится прямым «сыном» герою фильма «Шла собака по роялю» и известному труженику советского сельского хозяйства Ка-26. С одной стороны, конечно, «двести двадцать шестой», впервые поднявшийся в воздух осенью 1997 года, получил более совершенное, чем у предшественника, цифровое оборудование, новую конструкцию несущих винтов, да и два двигателя у него у него уже были не поршневыми, а газотурбинными. С другой — это был все тот же «легкий вес», двухвинтовая соосная схема и принцип «летающего шасси», когда в зависимости от конкретной задачи за кабиной легко монтируются различные подвески, лебедки и прочее.

Отдельно стоит пояснить про двухвинтовую соосную схему (два винта вращаются друг над другом в противоположные стороны). Рассказывая в свое время об еще одном соосном вертолете — Ка-32, мы отмечали, что помимо минусов (наиболее часто отмечают непривычно большую высоту машины, увеличение аэродинамического сопротивления и низкую горизонтальную скорость), эта схема уже доказала на практике и некоторые явные плюсы: простота управления, отличная маневренность и точность висения, возможность совершать полет в любом направлении.

Считается, что Ка-226 способен выполнять развороты в зоне статистического потолка без изменения высоты (не говоря уже о безопасных маневрах при сильном ветре), спокойно работать вблизи препятствий, в так называемых «колодцах» и т. д. Что же касается не слишком внушительной скорости (максимальная — 210 км в час, крейсерская — 195), то «двести двадцать шестой» особо скоростным и не задумывался — скорее, он был и остается надежным трудягой на поисково-спасательном, патрульном, медицинском и прочих фронтах, вплоть до разведки полезных ископаемых. А способности, о которых мы говорили чуть выше, делают его подчас незаменимым при работе в условиях города, горной местности.

Говорят, что как минимум один Ка-226 активно используется на Украине для транспортировки раненых «атошников» в госпитали (прежде машина якобы принадлежала Днепропетровской областной администрации).

Любопытная информация была озвучена гендиректором «Вертолетов России» (куда входит и КумАПП) Андреем Богинским. По его словам, вполне возможно, что в будущем «двести двадцать шестой» получит еще и беспилотное управление - «сегодня в нашем модельном ряду нет беспилотников, а вертолет Ка-226 подходит с точки зрения его применения в этой области». А почему бы и нет?

Родился благодаря Индии

Но это все будет потом, а пока в 2012 году стало известно о начале серийного производства по заказу российского МЧС модификации Ка-226Т — от базовой она отличалась потяжелевшей взлетной массой, увеличенными грузоподъемностью, высотностью и скороподъемностью, двумя более мощными двигателями французского производства (видимо, отсюда и литера «Т» — название компании-производителя «Turbomeca»). Позже именно на основе этой модели был выпущен первый «двести двадцать шестой» корабельного базирования и арктическая ее версия. А в середине прошлого года СМИ сообщили со ссылкой на представителей холдинга «Технодинамика» о том, что с 2018 года должны начаться испытания российской силовой установки для Ка-226Т. Причем, разработкой двигателя якобы занимается команда, ранее работавшая с еще одним известнейшим производителем авиадвигателей (на сей раз американским) «Pratt & Whitney».

Но самое любопытное: оказалось, что еще в 2010 году некая новая модель «двести двадцать шестого» (на самом деле именно будущий Ка-226Т) была выставлена на тендер по поставке вертолетов в Индию (конкурентом ее тогда стал аж сам «Еврокоптер»). В итоге, как позже заявит вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, в связи с уникальными характеристиками Ка-226 и особыми запросами индийской стороны тендер был отменен, но была достигнута договоренность о развертывании в Индии производства российских машин. Под «особые запросы индийской стороны» здесь попадает, видимо, и некая правительственная программа, по которой армии и флоту можно принимать лишь ту технику, которая хотя бы частично собирается в Индии. «Соосную схему расположения винтов никто в мире, кроме нас, не применяет. Это русское ноу-хау, делать такие машины умеем только мы.

Причина нераспространенности соосной схемы достаточно проста — технические сложности. При такой схеме сложна не только конструкция редуктора, втулки и автомата перекоса, сложна сама по себе аэродинамика винтов", — утверждает авиаэксперт, военный летчик Дмитрий Дрозденко.

Мир миру рознь

Итак, о развертывании в Индии производства российских «двести двадцать шестых» заговорили, получается, еще в 2010 году. Но лишь в октябре 2016 года после встречи президента России Владимира Путина и премьер-министра Индии Нарендри Моди было объявлено о заключении соглашения по поводу создания совместного предприятия по выпуску в Индии легких Ка-226Т — на следующий год началась регистрация компании.

Причем, изначально предполагалось, что Индия сможет выпустить двести машин за девять лет. По некоторым данным, использовать такие, вообще-то, «миролюбивые» машины как «двести двадцать шестые» своей сборки индийская сторона собирается если уж не в совсем боевых, то оборонных (по линии минобороны) целях. Косвенным доказательством этого могут считаться и слова министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, которые он озвучил на открытии в индийском Ченнаи международной выставки высокотехнологичной продукции IESS-2017. Говоря о упомянутых выше двух сотнях Ка-226 для Индии, Мантуров выразил надежду: «Рассчитываем, что гражданский сектор подхватит интерес и инициативу в этой части».

Оказалось, что уже и Иран пожелал развернуть у себя производство «двести двадцать шестых».

«Мы отмечаем высокую потребность Ирана в вертолетах легкого класса для их эксплуатации в интересах гражданских ведомств. На совместном российско-иранском предприятии рассматривается сборка легких вертолетов Ка-226 или „Ансат“ (еще один легкий многоцелевой российский вертолет, выпускающийся на вертолетном заводе в Казани — „СП“). Переговоры по данному вопросу продолжаются. Подписанный меморандум предполагает, что в кратчайшие сроки будет заключено полноценное соглашение о сотрудничестве», — приводят слова главы «Вертолетов России» Андрея Богинского «Вести-Финанс».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ