18+
вторник, 26 сентября
Армии и войны

Ульяновский «Тамагочи» уйдет на космодром «Восточной»

Спасут ли космонавты среднемагистральный «двести четвертый»

  
3845
Самолет Ту-204-300 на Аэрокосмической выставке "ILA-2006"
Самолет Ту-204−300 на Аэрокосмической выставке «ILA-2006» (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Российский Центр подготовки космонавтов все-таки получит в ближайшее время два самолета Ту-204−300 в специсполнении для доставки космонавтов на космодром «Восточный» в Амурской области. Поставка самолетов ожидалась еще в конце 2015 года, но в них, по словам директора Центра Юрия Лончакова, обнаружилось много импортных комплектующих, поэтому потребовалась некоторая «перестройка». Как сообщает ТАСС, в настоящее время самолеты, которым присвоены имена Юрия Гагарина и Сергея Королева, пока находятся на авиазаводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, куда для приемки машин уже оправилась делегация Центра подготовки космонавтов.

«Близнец"-конкурент

Считается, что работу над созданием своего нового среднемагистрального пассажирского самолета «Туполев» начал еще в 1973 году — то есть, с одной стороны, активно разрабатывались программы модернизации самого массового советского реактивного пассажирского Ту-154 (классический фильм «Экипаж» все помнят?), с другой уже начали пробовать придумать ему что-то на замену. Непосредственно решение о создании двухдвигательного узкофюзеляжного (хотя сначала речь шла о трех двигателях и широком фюзеляже) лайнера Ту-204 было принято в 1982 году. Отдельным поручением там проходило добиться достаточной конкурентоспособности нового самолета по отношению к зарубежным аналогам: по комфортности, пассажировместимости, экономическим показателям; соответствия международным стандартам по уровню шума. В рамках этого, например, по топливной эффективности он должен был превосходить тот же «сто пятьдесят четвертый» чуть ли не в два раза. На помощь разработчики призвали самую на тот современную советскую вычислительную технику. В итоге первый полет Ту-204 совершил лишь в 1989 году, практически одновременно было развернуто его серийное производство на Ульяновском авиационном объединении (ныне — «Авиастар-СП»), — специалисте по выпуску Ан-124 «Руслан», самого грузоподъемного в мире серийного «авиагрузовика».

Читайте также

Любопытный момент: по слухам, когда новый советский самолет увидели западные «партнеры», то они оказались в шоке — настолько он внешне был похож на новейший пассажирский «Боинг-757». Обвинения в адрес советских авиаконструкторов дошли до упреков в промышленном шпионаже, а у западной прессы появилось новое увлечение: расследовать, какие еще «тушки», «илы» и «миги» списаны с чего-нибудь американского.

Начинка от «Роллс-Ройса»

Одна из характерных особенностей Ту-204 — широкое применение композитных материалов, всевозможных новых сталей, сплавов (вплоть до титанового) и прочего. Специально под эту машину было разработано новое крыло со сниженным индуктивным сопротивлением, новые малошумные турбовинтовые двигатели, она была оснащена новым пилотажно-навигационным комплексом. Кстати, еще один апокриф: якобы некоторые модели «двести четвертого», по моде того времени оснащались авионикой от «Роллс-Ройса» и «Рокуэлл-Коллинза». В любом случае, со временем в окололетных кругах Ту-204 получил прозвище «Тамагочи». Возможно, и не без оснований…

Если же брать, например, аэродинамические качества Ту-204, то, по словам, экспертов, они оказались не просто прекрасными или совершенными, а рекордными, обогнав не только те самые «Боинги» и заодно «Эйрбасы», но и собственно всю гражданскую авиацию. Соответственно на уровне оказалась и пресловутая топливная эффективность (заявляется, что «двести четвертый» тратит топливо чуть ли не в полтора раза меньше своих отечественных предшественников). Плюс возможность работать со взлетно-посадочными полосами в 2500 метров (а в случае с некоторыми модификациями — и 1800−2000 метров). А случившееся в январе 2002 года происшествие, после которого Ту-204 навсегда получил неофициальное звание самолета, на практике подтвердившим возможность безопасного завершения полета с обоими неработающими двигателями (и — на минуточку — с 119 пассажирами на борту!), казалось бы, сыграло на его репутацию даже больше, чем несколько десятков различных сертификатов на соответствие международным нормам и требованиям.

Как сесть с двумя не работающими двигателями

Изначально Ту-204 задумывался как целое семейство самолетов: пассажирских, грузовых, специальных. В 1995 году получил сертификат Ту-204−100 — модификация с увеличенной взлетной массой, затем — Ту-204−200 с увеличенной дальностью полета (позже его под названием Ту-214 выпускали в Казани, на авиазаводе имени Горбунова) и тот самый Ту-204−300, который и послужил, собственно, нашим информповодом. Последняя модель отличается укороченным фюзеляжем и совсем уж очевидной дальномагистральностью (по некоторым данным, машина и создавалась специально под уход спроса с внутренних авиалиний на международные). Именно Ту-204−300 было суждено стать первым российским двухдвигательным самолетом, способным обеспечить беспересадочный полет из Москвы или Санкт-Петербурга во Владивосток.

Тем не менее, массовым, при всех своих очевидных достоинствах, Ту-204 так и не стал. Чаще всего это объясняют особенностями ситуации в стране после распада в СССР (и в частности, краха «аэрофлотовской» монополии, под которую и придумывался самолет), недостатками в техподдержке да и самой «серийности» производства (ходило даже что-то вроде шутки, что двух одинаковых Ту-204 в природе просто не существует). К тому же конкурирующие с ним «Боинги» и «Эйрбасы», что греха таить, были гораздо более раскручены как коммерчески привлекательные бренды.

Зато Ту-204−300 и Ту-214 продолжительное время считались основной самолетного парка правительственного авиаотряда — и в конце прошлого года СМИ сообщили о передаче специальному летному отряду еще двух таких самолетов. Тогда же «Рособоронэкспорт» вроде как договорился о приобретении подержанного Ту-204, выпущенного в 2005 году и до этого эксплуатировавшегося компанией «Владивосток Авиа» (кстати, первого в России «пользователя» дальнемагистрального Ту-204−300). Перед покупкой борт должен пройти модернизацию — его оснастят дополнительными топливными баками, а салон переоборудуют под VIP-версию. Использовать же его планируют «в административно-деловых целях». При этом, практически одновременно появилась информация о том, что «Авиастар-СП» в Ульяновске с первого квартала 2018 года производство Ту-204 закрывает.

По-прежнему, единственный

Контракт на поставку двух Ту-204−300 для Центра подготовки космонавтов, напомним, был заключен еще в 2014 году. Общая его сумма — 3,3 миллиарда рублей — в нее входит и переоборудование самих самолетов и поставка необходимого наземного оборудования. Первоначально самолеты обещали поставить к концу 2015 года, затем — в четвертом квартале 2016-го. Наконец, новый срок — 2017 год.

«Это будут самолеты в специсполнении. Они будут единственными в мире. Там будет создано шесть кают для членов экипажа, которых можно будет транспортировать в лежачем положении, специальный салон для медперсонала, оперативной группы. Ту-204 нам очень важны и нужны, поскольку сейчас совершается очень много полетов госкомиссий и оперативных групп на космодром «Восточный», — заявил ранее директор Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков.

Читайте также

Но вот что, пожалуй, самое любопытное. Еще в 2013 году глава минпромторга РФ Денис Мантуров заявил о том, что в ближайшие пять лет (получается, до 2018 года) российским и зарубежным авиакомпаниям планируется поставить два десятка Ту-204СМ с улучшенными эксплуатационными и летно-техническими характеристиками. Чиновник тогда отметил: «Пока МС-21 не поступит в серию, мы рассчитываем на то, что наши эксплуатанты как внутри России, так и за рубежом, будут приобретать Ту-204СМ в новой модифицированной версии». И стоит признать, что с тех пор ситуация в общем-то не изменилась: «двести четвертый» остается единственным среднемагистральным самолетом, производящимся в России — разрекламированный «Сухой Суперджет» относится лишь к ближнемагистральному классу, а ввод в эксплуатацию того же МС-21 судя по всему состоится не ранее следующего года.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ