18+
среда, 22 ноября
Армии и войны

Ульяновский «Тамагочи» уйдет на космодром «Восточной»

Спасут ли космонавты среднемагистральный «двести четвертый»

  
3932
Самолет Ту-204-300 на Аэрокосмической выставке "ILA-2006"
Самолет Ту-204−300 на Аэрокосмической выставке «ILA-2006» (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Российский Центр подготовки космонавтов все-таки получит в ближайшее время два самолета Ту-204−300 в специсполнении для доставки космонавтов на космодром «Восточный» в Амурской области. Поставка самолетов ожидалась еще в конце 2015 года, но в них, по словам директора Центра Юрия Лончакова, обнаружилось много импортных комплектующих, поэтому потребовалась некоторая «перестройка». Как сообщает ТАСС, в настоящее время самолеты, которым присвоены имена Юрия Гагарина и Сергея Королева, пока находятся на авиазаводе «Авиастар-СП» в Ульяновске, куда для приемки машин уже оправилась делегация Центра подготовки космонавтов.

«Близнец"-конкурент

Считается, что работу над созданием своего нового среднемагистрального пассажирского самолета «Туполев» начал еще в 1973 году — то есть, с одной стороны, активно разрабатывались программы модернизации самого массового советского реактивного пассажирского Ту-154 (классический фильм «Экипаж» все помнят?), с другой уже начали пробовать придумать ему что-то на замену. Непосредственно решение о создании двухдвигательного узкофюзеляжного (хотя сначала речь шла о трех двигателях и широком фюзеляже) лайнера Ту-204 было принято в 1982 году. Отдельным поручением там проходило добиться достаточной конкурентоспособности нового самолета по отношению к зарубежным аналогам: по комфортности, пассажировместимости, экономическим показателям; соответствия международным стандартам по уровню шума. В рамках этого, например, по топливной эффективности он должен был превосходить тот же «сто пятьдесят четвертый» чуть ли не в два раза. На помощь разработчики призвали самую на тот современную советскую вычислительную технику. В итоге первый полет Ту-204 совершил лишь в 1989 году, практически одновременно было развернуто его серийное производство на Ульяновском авиационном объединении (ныне — «Авиастар-СП»), — специалисте по выпуску Ан-124 «Руслан», самого грузоподъемного в мире серийного «авиагрузовика».

Читайте также

Любопытный момент: по слухам, когда новый советский самолет увидели западные «партнеры», то они оказались в шоке — настолько он внешне был похож на новейший пассажирский «Боинг-757». Обвинения в адрес советских авиаконструкторов дошли до упреков в промышленном шпионаже, а у западной прессы появилось новое увлечение: расследовать, какие еще «тушки», «илы» и «миги» списаны с чего-нибудь американского.

Начинка от «Роллс-Ройса»

Одна из характерных особенностей Ту-204 — широкое применение композитных материалов, всевозможных новых сталей, сплавов (вплоть до титанового) и прочего. Специально под эту машину было разработано новое крыло со сниженным индуктивным сопротивлением, новые малошумные турбовинтовые двигатели, она была оснащена новым пилотажно-навигационным комплексом. Кстати, еще один апокриф: якобы некоторые модели «двести четвертого», по моде того времени оснащались авионикой от «Роллс-Ройса» и «Рокуэлл-Коллинза». В любом случае, со временем в окололетных кругах Ту-204 получил прозвище «Тамагочи». Возможно, и не без оснований…

Если же брать, например, аэродинамические качества Ту-204, то, по словам, экспертов, они оказались не просто прекрасными или совершенными, а рекордными, обогнав не только те самые «Боинги» и заодно «Эйрбасы», но и собственно всю гражданскую авиацию. Соответственно на уровне оказалась и пресловутая топливная эффективность (заявляется, что «двести четвертый» тратит топливо чуть ли не в полтора раза меньше своих отечественных предшественников). Плюс возможность работать со взлетно-посадочными полосами в 2500 метров (а в случае с некоторыми модификациями — и 1800−2000 метров). А случившееся в январе 2002 года происшествие, после которого Ту-204 навсегда получил неофициальное звание самолета, на практике подтвердившим возможность безопасного завершения полета с обоими неработающими двигателями (и — на минуточку — с 119 пассажирами на борту!), казалось бы, сыграло на его репутацию даже больше, чем несколько десятков различных сертификатов на соответствие международным нормам и требованиям.

Как сесть с двумя не работающими двигателями

Изначально Ту-204 задумывался как целое семейство самолетов: пассажирских, грузовых, специальных. В 1995 году получил сертификат Ту-204−100 — модификация с увеличенной взлетной массой, затем — Ту-204−200 с увеличенной дальностью полета (позже его под названием Ту-214 выпускали в Казани, на авиазаводе имени Горбунова) и тот самый Ту-204−300, который и послужил, собственно, нашим информповодом. Последняя модель отличается укороченным фюзеляжем и совсем уж очевидной дальномагистральностью (по некоторым данным, машина и создавалась специально под уход спроса с внутренних авиалиний на международные). Именно Ту-204−300 было суждено стать первым российским двухдвигательным самолетом, способным обеспечить беспересадочный полет из Москвы или Санкт-Петербурга во Владивосток.

Тем не менее, массовым, при всех своих очевидных достоинствах, Ту-204 так и не стал. Чаще всего это объясняют особенностями ситуации в стране после распада в СССР (и в частности, краха «аэрофлотовской» монополии, под которую и придумывался самолет), недостатками в техподдержке да и самой «серийности» производства (ходило даже что-то вроде шутки, что двух одинаковых Ту-204 в природе просто не существует). К тому же конкурирующие с ним «Боинги» и «Эйрбасы», что греха таить, были гораздо более раскручены как коммерчески привлекательные бренды.

Зато Ту-204−300 и Ту-214 продолжительное время считались основной самолетного парка правительственного авиаотряда — и в конце прошлого года СМИ сообщили о передаче специальному летному отряду еще двух таких самолетов. Тогда же «Рособоронэкспорт» вроде как договорился о приобретении подержанного Ту-204, выпущенного в 2005 году и до этого эксплуатировавшегося компанией «Владивосток Авиа» (кстати, первого в России «пользователя» дальнемагистрального Ту-204−300). Перед покупкой борт должен пройти модернизацию — его оснастят дополнительными топливными баками, а салон переоборудуют под VIP-версию. Использовать же его планируют «в административно-деловых целях». При этом, практически одновременно появилась информация о том, что «Авиастар-СП» в Ульяновске с первого квартала 2018 года производство Ту-204 закрывает.

По-прежнему, единственный

Контракт на поставку двух Ту-204−300 для Центра подготовки космонавтов, напомним, был заключен еще в 2014 году. Общая его сумма — 3,3 миллиарда рублей — в нее входит и переоборудование самих самолетов и поставка необходимого наземного оборудования. Первоначально самолеты обещали поставить к концу 2015 года, затем — в четвертом квартале 2016-го. Наконец, новый срок — 2017 год.

«Это будут самолеты в специсполнении. Они будут единственными в мире. Там будет создано шесть кают для членов экипажа, которых можно будет транспортировать в лежачем положении, специальный салон для медперсонала, оперативной группы. Ту-204 нам очень важны и нужны, поскольку сейчас совершается очень много полетов госкомиссий и оперативных групп на космодром «Восточный», — заявил ранее директор Центра подготовки космонавтов Юрий Лончаков.

Читайте также

Но вот что, пожалуй, самое любопытное. Еще в 2013 году глава минпромторга РФ Денис Мантуров заявил о том, что в ближайшие пять лет (получается, до 2018 года) российским и зарубежным авиакомпаниям планируется поставить два десятка Ту-204СМ с улучшенными эксплуатационными и летно-техническими характеристиками. Чиновник тогда отметил: «Пока МС-21 не поступит в серию, мы рассчитываем на то, что наши эксплуатанты как внутри России, так и за рубежом, будут приобретать Ту-204СМ в новой модифицированной версии». И стоит признать, что с тех пор ситуация в общем-то не изменилась: «двести четвертый» остается единственным среднемагистральным самолетом, производящимся в России — разрекламированный «Сухой Суперджет» относится лишь к ближнемагистральному классу, а ввод в эксплуатацию того же МС-21 судя по всему состоится не ранее следующего года.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ