18+
четверг, 27 апреля
Армии и войны

Украина дала 24 миллиона на «кастрацию» советской амфибии

Вернется ли поисково-спасательный Ми-14 в строй

  
14604
Вертолет МИ-14ПС
Вертолет МИ-14ПС (Фото: Денисов Роман/ТАСС)

Минобороны РФ решило вдруг вернуть в строй Ми-14ПС — поисково-спасательные винтокрылые амфибии, серийный выпуск которых был прекращен еще в середине 80-х и которые с начала нулевых находятся на консервации.

«Сейчас для поиска и спасения МЧС и Минобороны используют вертолеты Ка-27ПС. Машины очень надежные… Но спасать пострадавших могут только с помощью водолазов и лебедки. А Ми-14 — это фактически спасательный катер. Он в состоянии приземлиться, подобрать пострадавших, обеспечить удобную площадку для спасателей. Поэтому Ка-27ПС может эффективно забирать пострадавших с кораблей, судов, лодок и катеров, а Ми-14 займется попавшими в воду», — цитируют «Известия» военно-морского историка Дмитрия Болтенкова.

«Винтоплюх» с повадками лайнера

«Убийца западных подлодок» возвращается с новейшей авиабомбой" - так называлась опубликованная в июне прошлого года статья, в которой мы рассказывали о планах военных возобновить производство противолодочного вертолета Ми-14, оснастив его самым современным оружием. А ведь, действительно, в 60-е «четырнадцатый» разрабатывали в качестве своеобразного ответа на развитие на Западе подводного флота, базовой у него была именно противолодочная модификация. А конкретно — военные требовали от разработчиков, чтобы новая машина умела искать подводные лодки при любых погодных условиях в любое время суток, на удалении 200 км от берега и поражать их на глубинах до 400 метров при скорости 30 узлов. На самом деле, попытки придумать что-то похожее делались еще при создании Ми-8. Тем не менее ряд экспертов убежден, что Ми-14 в итоге больше взял не столько от «восьмерки», сколько от его предшественника — первого военно-транспортного вертолета Вооруженных сил СССР Ми-4, и что это именно конструкторские решения многоцелевой амфибии Ми-14 были использованы в поздних версиях «восьмёрки», а не наоборот.

Читайте также

В любом случае, Ми-14 отличался от своих «сухопутных» коллег не только герметичным днищем-лодкой вместо традиционного пола и боковыми «поплавками» — специально под новый вертолет разрабатывалась и поисково-прицельная система и более мощные двигатели, перешедшие потом по наследству еще и на некоторые камовские вертолеты… Сегодня можно смело сказать, что рождавшийся более семи лет и своеобразный рекордсмен по количеству испытаний вертолет Ми-14 оказался в своем роде уникальной амфибией. Он мог спокойно садиться и взлетать с водной поверхности, рулить по ней. Плюс летчики отмечали «лайнерски» удобную компоновку кабины, низкую вибрацию, надежность самой машины.

Серийно Ми-14 начал выпускаться в 1974 году на Казанском вертолетном заводе. Машина пользовалась огромной популярностью и за рубежом — считается, что на экспорт ушло чуть ли не больше половины всех выпущенных «винтоплюхов» (еще одно народное «имя» Ми-14). Но в 1986 году производство Ми-14 было свернуто, а еще через несколько лет его, вообще, сняли в России с вооружения — по одной из версий, под давлением в том числе и «мировой общественности», которой не давала покоя теоретическая способность «четырнадцатого» переносить атомную бомбу массой более полутора тонн. Снять-то сняли, но полуофициально он и по сей день эксплуатируется, и не только в России.

По последним данным, в Польше «четырнадцатые» продолжают состоять на вооружении вполне официально. Или взять, скажем, Сирию, где в ходе недавних событий правительственные войска, как оказалось, сумели вполне успешно приспособить амфибии, полученные еще от СССР для противодействия войскам Израиля, под переброску грузов, личного состава и бомбардировку позиций повстанцев.

Спасти в тридцать раз быстрее

Поисково-спасательный Ми-14ПС наряду с собственно противолодочным, считается одной из основных модификаций «четырнадцатого». Впервые в небо эта модель поднялась в 1974 году, через четыре года была принята на вооружение. В отличие от противолодочного, на его борту не было поисково-прицельного комплекса «Кальмар», зато имелось дополнительное радиооборудование, люк в хвостовой части, увеличенная в два раза бортовая дверь, а также бортовая стрела, способная поднимать спасателя и двух пострадавших. В случае необходимости Ми-14ПС мог перевозить девятнадцать десантников или до двадцати спасательных плотов. Специалисты постарше вспоминают, что в самом начале 80-х поисково-спасательному «четырнадцатому» пришлось пройти еще и специспытания: он успешно взлетал с неподготовленных горных площадок на высоте 1000−2000 метров над уровнем моря, с авианесущих крейсеров и противолодочных кораблей. Любопытно, что, по слухам, примерно тогда же, в 70-х свои поисково-спасательные версии на базе милевского «противолодочника» решили создать Польша и ГДР.

Изначально предполагалось, что Ми-14ПС будет заниматься оказанием помощи терпящим бедствие при самых крайних метео- и гидроусловиях, поиском спускаемых аппаратов и эвакуации их экипажей, наконец, доставкой малогабаритных грузов (до двух тонн) с корабля на корабль, с корабля на берег и обратно. Но уже во второй половине 80-х именно на его базе был создан еще и учебно-тренировочный вертолет для отработки десантирования, а также специальный вертолет для борьбы с диверсионными группами, оснащенный специальной поисковой лазерной системой.

Еще один показательный момент: в начале 90-х проводились очередные учения, и, по словам польских спасателей, принимавших в них участие, если экипажу «Sea King» (разработанный в начале 60-х американским «Сикорским» транспортник, в производстве которого участвовали более десятка предприятий США) удалось там поднять человека с помощью корзины за пять минут, то экипажу Ми-14ПС на аналогичную операцию потребовалось чуть больше десяти секунд.

«Ничего более нового и, я бы сказал, совершенного у нас нет»

Несколько лет назад «милевцы» в журнале «АвиаПанорама» заявляли: «По оценкам зарубежных экспертов, вертолет Ми-14ПС является самым успешным поисково-спасательным вертолетом с системе спасания НАТО на Балтийском море». Наверное, можно было бы списать это на обычную в таких случаях саморекламу, но с другой стороны, случайно ли именно Ми-14ПС составлял основную экспортную массу Ми-14: Болгария, Вьетнам, Польша, Куба, Ливия, Йемен…

В марте 2017 года Минобороны вдруг вспомнило о трех вертолетах Ми-14ПС, когда-то работавших над территорией Азовского моря, но с середины нулевых, после расформирования воинской части, находящихся на консервации в Ейске (Краснодарский край). В ближайшее время они будут переданы на местный завод, и, если позволит техническое состояние, им обещана вторая жизнь. Причины такой востребованности, собственно еще в 2015 году объяснил «СП» руководитель Экспертного совета по обороне Госдумы, профессор, капитан первого ранга Борис Усвяцов: «К сожалению, ничего более нового и, я бы даже сказал, совершенного в плане противолодочного вертолета-амфибии у нас нет. Конечно, можно говорить, что вертолет устарел, однако его конструкция была настолько удачной, что вернуться к производству вертолета-амфибии, на мой взгляд, весьма правильное решение».

Читайте также

Любопытно, но сразу после новостей из Ейска в интернете прошла информация о том, что базирующаяся в Николаеве морская авиабригада ВМС Украины заключила договор с местным авиаремонтным заводом на капитальный ремонт и испытания своего Ми-14ПС. Закупку из-за отсутствия конкуренции, по слухам, проводили по так называемой переговорной процедуре. Сумма контракта 24 миллиона с лишним гривен, ремонт вертолета должен быть завершен к декабрю 2017 года. Но самое интересное — в контракте, якобы четко оговорено, что после такого ремонта амфибия… не сможет садиться на воду, при том, что напомним, в этом была сама уникальность этой амфибии.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Денис Денисов

Директор украинского филиала Института стран СНГ

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Сергей Марков

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ