18+
суббота, 20 октября
Армии и войны

Ми-8 нарасхват между Белоруссией и Таиландом

Спустя пятьдесят лет после своего рождения вертолет остается востребованным

  
2189
Вертолет Ми-8
Вертолет Ми-8 (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

Республика Беларусь получит досрочно очередную партию вертолетов Ми-8МТВ-5. Об этом официально было объявлено в ходе посещения Казанского вертолетного завода делегацией республиканского минобороны во главе с замминистра Игорем Лотенковым. «Белоруссия всегда была и остается для нас важным стратегическим партнером. Мы рады заявить о досрочном завершении контракта на поставку двенадцати вертолетов для Минобороны Белоруссии. Изначально поставка заключительной партии машин планировалась на май этого года, однако Казанский вертолетный завод готов предоставить машины уже в апреле», — цитирует пресс-служба «Ростеха» Андрея Богинского, гендиректора холдинга «Вертолеты России», в который входит и КВЗ. Контракт на поставку вертолетов казанского производства был подписан, как известно, в ходе международного форума «Армия-2105», первую партию Ми-8МТВ-5 по нему поставили в октябре прошлого года.

После «Мишки-Паровоза»

За длинным «эмтэвэшным» именем Ми-8МТВ-5 как-то теряет свою привязку к разработанному еще в самом начале 60-х легендарному Ми-8. Напомним, «Миколка» изначально придумывался именно как многоцелевой вертолет — к сегодняшнему времени, по некоторым подсчетам, его линейка насчитывает несколько десятков модификаций. Создавался он на волне успеха десантно-транспортного Ми-6 — кажется, даже его создатели не до конца понимали, какой вехой в итоге станет их детище. Самый грузоподъёмный вертолет того времени (его не случайно прозвали «Мишкой» и «Паровозом») — как писала гораздо позже одна из энциклопедий: «Только представьте себе машину весом 40 тонн, почти половину из которых занимает полезный груз, отрывающуюся от земли — и это в то время когда ближайший зарубежный аналог вместе с грузом весивший каких-то 15 тонн, едва поднимался от плит площадки!». Еще и первый (в мире!) вертолет преодолевший прежде предельную для таких машин скорость в 300 километров в час. Компоновочная схема, ставшая потом классической, плюс впервые в СССР — возможность перевозить грузы на внешней подвеске. Теперь перед конструкторами была поставлена задача стояла задача довести до подобного уровня «продвинутости» не тяжелый, а средний Ми-4… В итоге, как это часто бывает, оказалось легче — да и правильнее — не переделывать «четверку», а придумать и создать, по сути, новую машину.

Читайте также

Ми-8 по своей конструкции оказался не менее, как сказали бы сейчас, инновационным. Многое создавалось для него впервые — вплоть до клеесварных соединений и автоматической системы регулировки работы двигателей. Специально под него был создан и двигатель мощностью 1250 лошадиных сил. Более того, конструкторы изначально решили сделать вертолет двухдвигательным, что тоже было в определенном смысле революционным. По грузоподъёмности новый вертолет превосходил «четвертку» в два раза, по скорости — в полтора, а по производительности — во все три раза. Любопытный момент: по некоторым источникам, заказчиком разработки Ми-8 выступало (якобы чуть ли не по личному указанию Хрущева) министерство гражданской авиации, а вот Военно-воздушные силы брать его на вооружение поначалу совсем мне торопились.

Универсальный трудяга

В 1965 году Ми-8 начал серийно выпускаться в Казани, через пару лет «милевцы» получили за него Государственную премию СССР, а к 1970 году серийное производство освоил и Улан-Удэнский авиазавод. «Восьмерка» не просто смогла заменить «четверку» (объективности ради отметим, что китайская копия Ми-4, по слухам, и по сей день состоит на вооружение КНДР), но и вошла в список самых массовых вертолетов в истории мировой авиации. Пассажирский (в том числе в VIP-варианте), транспортный, минный заградитель и даже вертолет-амфибия (не так давно заговорили о возможном возобновлении производства Ми-14), топливозаправщик, «штабник», «морской спасатель» и вертолет для тушения лесных пожаров, для работы в условиях Арктики и т. д. Во время войны в Афгане надежную, неприхотливую и безотказную «работягу» Ми-8, курсировавшую с площадки на площадку, уважительно звали «Пчелой».

Логично, что пользующаяся такой популярностью как дома, так и за рубежом машина не только «экспериментировала» со своим функционалом, но и регулярно дорабатывалась, модернизировалась и совершенствовалась. В 1988 году в Казани была запущена в серийное производство гражданская модель Ми-8МТВ с высотными двигателями марки ТВЗ-117, незадолго до того прошедшими испытания, и увеличенной дальностью, скороподъемностью и динамическим потолком: теперь вертолет мог летать на высоте до 6 000 метров и садиться на высоте до 4 000. Через много лет, в 2010 году на испытаниях с новыми двигателями Ми-8МТВ поставил мировой рекорд (!), поднявшись за тринадцать минут на высоту в 8100 метров. При этом максимальная мощность в 2000 лошадиных сил поддерживалась в течение получаса.

С учетом афгано-чеченского боевого опыта

Но еще до этого, в 90-е появились Ми-8МТВ-2 и Ми-8МТВ-3 — военные версии (усиленное бронирование плюс модернизация некоторых систем). Эти вертолеты были рассчитаны на три десятка десантников, их система аварийного приводнения, по некоторым данным, была разработана совместно с французскими специалистами и, по сути, единственное, чем эти две модели различались между собой — номенклатура, собственно, вооружения. Принято считать, что именно эти модификации «восьмерки» наиболее активно применялись при проведении контртеррористических операций в Чечне и в высокогорных районах подчас бывали незаменимы. Наконец, в 1996 году начал выпускаться вертолет Ми-8МТВ-5 (в экспортном варианте — Ми-17В-5) — очередной продукт развития «восьмерки», который «милевцы», что любопытно, придумывали «на средства и при непосредственном участии» Казанского вертолетного завода. По последним данным, этот десантно-транспортный вертолет имеет два двигателя каждый по 2000 «лошадок», его максимальная взлётная масса — 13 тонн, скорость 250 км в час (крейсерская-230), дальность полета — 715 км (в случае необходимости он может оснащаться дополнительными топливными баками), может перевозить грузы как внутри кабины, так и на внешней подвеске. По словам его создателей, Ми-8МТВ-5 разрабатывался с учетом опыта боевого применения в горячих точках, и компоновка вертолета сделана специально таким образом, чтобы время покидания вертолета было максимально минимизировано (36 человек за 15 секунд). Были (и есть) у этой машины и чисто внешние особенности — прежде всего, «дельфиний нос» впереди (тем самым «авторы» попытались увеличить объем носовой части фюзеляжа для размещения дополнительного пилотажно-навигационного оборудования). В некотором роде «обкатку» Ми-8МТВ-5 прошел в сирийской Латакии — правда, там они использовались не столько как боевые, сколько в качестве транспортных, для перевозки грузов и личного состава.

Поможем союзному государству

Итак, в июне 2015 года гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев сообщил журналистам о договоре с Минобороны Белоруссии о поставках туда двенадцати военно-транспортных вертолетов. «Вертолеты Ми-8МТВ-5 помогут союзному государству повысить обороноспособность и расширить потенциал вооруженных сил», — заявил он. При этом было отмечено, что белорусские военные получат технику ровно с теми же характеристиками, как и для российской армии. Через несколько месяцев первую партию российских вертолетов уже показывали президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Теперь же, как выяснилось, заявлено о досрочном выполнении всего контракта.

Читайте также

А тут буквально на днях официальный представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Мария Воробьева заявила о том, что в завершающей стадии находятся переговоры по поставкам экспортной версии Ми-8МТВ-5 в Таиланд, в дополнение к уже имеющимся там. Ранее сообщалось, что таиландская сторона высоко оценила характеристики этих вертолетов, их дешевизну и простоту обслуживания и намерена дополнительно «дозаказать» их, чтобы использовать, если верить журналистам, «при устранении стихийных бедствий и для развёртывания войск».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ