18+
пятница, 17 августа
Армии и войны

«Приз» из 80-х получил вторую жизнь

Кто научил батискафы резать тросы и откручивать гайки

  
1943
Батискаф АС-28 Тихоокеанского флота
Батискаф АС-28 Тихоокеанского флота (Фото: Владимир Саяпин/ТАСС)

На днях в Минобороны сообщили о завершении модернизации состоящих на вооружении аварийно-спасательных и поисковых служб ВМФ глубоководных аппаратов «Приз». В ведомстве заявляют, что четыре аппарата, подвергнутых глубокой модернизации и ремонту, поочередно доставлены на флоты и уже эксплуатируются спасателями. Причем, известно, что по крайней мере, часть работ по модернизации проводилась на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, на котором эти самые аппараты и были выпущены много лет назад.

Учились на первых танках

Вообще, «Красное Сормово» считается не только одним из крупнейших, но и одним из старейших судостроительных предприятий, поскольку начинает свою биографию аж с конца девятнадцатого века. Любопытно, что еще до выпуска первых подводных лодок здесь, на сормовском судостроительном начали выпускать первые российские (!) танки — в том числе легендарного «Борца за свободу тов. Ленина», практически полную копию французского «Рено», принятую на вооружение Красной Армии в 1920 году, но ни в одном сражении так и не поучаствовавшую. А в годы Великой Отечественной войны в Сормово наладили выпуск символа той войны, самого известного советского танка Т-34. Подводные лодки (позже — в том числе и атомные) на «Красном Сормово» начали выпускать примерно с тридцатых годов прошлого века. Что же касается современной продукции завода, то, например, буквально на днях СМИ сообщили о спуске там на воду второго нефтеналивного танкера «Pioneer-2» (первый был спущен осенью 2016 года) для компании «Caspian Marine Services Ltd», зарегистрированной на Британских Виргинских островах, а также о планах «Красного Сормово» начать в этом году строительство четырехпалубного круизного лайнера пятизвездочной категории…

Читайте также

Вот именно на этом предприятии в Нижнем Новгороде в восьмидесятые годы и были выпущены четыре спасательных глубоководных аппарата типа «Приз» проекта 1855. О необходимости таких аппаратов говорили еще с середины семидесятых, поскольку новые глубоководные подводные лодки предполагали и появление новых спецсредств для спасения подводников на этих глубинах. Любопытно, что для создания будущего «Приза» чуть ли не впервые для всего подводного аппаратостроения был объявлен конкурс между двумя конструкторскими бюро: сормовским «Лазуритом» и «Малахитом» из Санкт-Петербурга. Последнее специализировалось больше на серьезных исследовательских аппаратах и предложенный ими «эскиз» вызвал вопросы даже не своей схожестью с придуманным за десять лет до этого американским «DSRV» — как бы сказали сейчас, навороченная «начинка» этого варианта требовала большое количество дополнительных опытно-конструкторских работ. При этом, по словам многих экспертов, он вызывал серьезные сомнения в плане эффективности использования непосредственно для подводных операций. Версия же нижегородского «Лазурита» требовала значительно меньших опытно-конструкторских «затрат», была дешевле, да и в целом, гораздо более подходила под упомянутые задачи. Выбор, таким образом, был очевиден.

На «титановую» глубину

За основу сормовские конструкторы взяли свои прежние разработки -спасательные и рабочие (для поиска и обследования затонувших объектов) снаряды прошлого, скажем так, поколения. Эти спасательные аппараты, которые начали выпускаться в конце шестидесятых, могли работать на глубине до 500 метров. Новые же, «Призы» получили более совершенное радиотехническое и навигационное вооружение, двигатель, рулевую систему и, как следствие, возможность работать на глубине в два раза большей. Принципиальный момент: для «Призов» была сделана ставка не на металлический, как у их предшественников, а на титановый корпус — более затратный, но вместе с тем гораздо более прочный и устойчивый к коррозии.

Всего на «Красном Сормово» было построено четыре таких аппарата — первый (АС-28) был спущен на воду в самом конце 1985 года, последний (АС-34) — летом 1989 года. Доставляемые на место спасательными судами они работали по так называемому, «сухому» принципу: стыковались с приемно-выходными отсеками декомпрессионных камер подлодок. При экипаже в три человека «Призы» способны спасать таким образом до двух десятков человек, автономность плавания — 120 часов (со спасенными на борту запаса воздуха хватает на 10 часов). Иногда аппараты проекта 1855 даже относят — впрочем, не совсем корректно — к более серьезному классу батискафов.

Кто виноват?

В любом случае, нельзя сказать, что и на практике эти глубоководные спасательные аппараты оказались не востребованными. Например, в 2003 году АС-30 принимал участие в поднятии с глубины в 73 метра упавшего вертолета, доставив, а главное — подсоединив к нему подъемный трос. Но все-таки главным, да пожалуй и самым известным, испытанием для этих аппаратов стала трагедия с подводной лодкой «Курск» в августе 2000 года. Испытанием, увы, не самым удачным — АС-34 спускался к «Курску» шесть раз, но пристыковаться к специальному устройству на корпусе затонувшей подлодки так и не смог. Более того, во время одной из попыток он несколько раз ударился о бок спасательного судна, с которого спускался, и разрушил свое навигационное оборудование. А тут еще происшествие у берегов Камчатки, когда другой аппарат такого же типа не смог самостоятельно всплыть, запутавшись на глубине в 180 метров то ли в рыболовных сетях, то ли в гидрофонных антеннах (а скорее всего, во всем вместе). Операция длилась несколько дней, но помочь аппарату и людям, все это время там остававшимся, смогли лишь после обращения за помощью к военно-морским силам Японии, Великобритании и США.

«Достаточно очевидно, что этот успех был обусловлен всецело помощью иностранных государств — в первую очередь Великобритании, оперативно предоставившей эффективный телеуправляемый аппарат „Scorpio“ и квалифицированных специалистов. Сама же аварийно-спасательная служба ВМФ РФ продемонстрировала, скорее, свою беспомощность и неподготовленность к подобного рода чрезвычайным ситуациям. Примечательно также, что даже само обнаружение и внешнее обследование АC-28 было произведено с помощью английского же аппарата „Tiger“, купленного ранее. Если такие огромные проблемы для ВМФ представляет спасение небольшого подводного аппарата с экипажем из семи человек, то трудно представить, что произошло бы в случае аварии „настоящей“ атомной подводной лодки», — писал по этому поводу научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов… И все-таки аппараты типа «Приз» и по сей день часто называют лучшими в своем российском классе.

Главнокомандующему ВМФ уже доложено

В 2008 году стало известно о том, что завершен не только ремонт, но и серьезная модернизация того самого аппарата АС-28, так неудачно отметившегося под Камчаткой. Как признавался гендиректор «Красного Сормово» Николай Жарков, «проще построить новый корабль, чем осуществить ремонт и модернизацию старого аппарата, но сормовичи с честью справились с этой задачей». СМИ же тогда наперебой начали раскрывать секреты: мол, глубоководные аппараты типа «Приз» теперь научились перерезать тросы диаметром до десяти миллиметров и откручиватьзакручивать гайки. Тогда же был объявлен тендер на проведение аналогичной модернизации головного аппарата проекта — АС-26 (вступил в строй в 1987 году) — и в итоге контракт на 284 миллиона рублей достался Канонерскому судоремонтному заводу из Санкт-Петербурга, не имевшему особого опыта в ремонте подлодок, но зато предложившего низкую цену. Интересно, что сумма госконтракта на модернизацию АС-34 в 2015 году, по некоторым данным, составляла уже более 438 миллионов рублей…

Читайте также

«Все подводные поисково-спасательные аппараты „Приз“ были подвергнуты глубокой модернизации и ремонту и полностью соответствуют требованиям, которые предъявляются к поисково-спасательным силам и средствам ВМФ России. О результатах проведенной модернизации и ремонта подводных аппаратов типа „Приз“ доложено главнокомандующему ВМФ России адмиралу Владимиру Королеву», — заявил в конце февраля 2017 года начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России Дамир Шайхутдинов.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ