18+
среда, 18 октября
Армии и войны

«Приз» из 80-х получил вторую жизнь

Кто научил батискафы резать тросы и откручивать гайки

  
1920
Батискаф АС-28 Тихоокеанского флота
Батискаф АС-28 Тихоокеанского флота (Фото: Владимир Саяпин/ТАСС)

На днях в Минобороны сообщили о завершении модернизации состоящих на вооружении аварийно-спасательных и поисковых служб ВМФ глубоководных аппаратов «Приз». В ведомстве заявляют, что четыре аппарата, подвергнутых глубокой модернизации и ремонту, поочередно доставлены на флоты и уже эксплуатируются спасателями. Причем, известно, что по крайней мере, часть работ по модернизации проводилась на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, на котором эти самые аппараты и были выпущены много лет назад.

Учились на первых танках

Вообще, «Красное Сормово» считается не только одним из крупнейших, но и одним из старейших судостроительных предприятий, поскольку начинает свою биографию аж с конца девятнадцатого века. Любопытно, что еще до выпуска первых подводных лодок здесь, на сормовском судостроительном начали выпускать первые российские (!) танки — в том числе легендарного «Борца за свободу тов. Ленина», практически полную копию французского «Рено», принятую на вооружение Красной Армии в 1920 году, но ни в одном сражении так и не поучаствовавшую. А в годы Великой Отечественной войны в Сормово наладили выпуск символа той войны, самого известного советского танка Т-34. Подводные лодки (позже — в том числе и атомные) на «Красном Сормово» начали выпускать примерно с тридцатых годов прошлого века. Что же касается современной продукции завода, то, например, буквально на днях СМИ сообщили о спуске там на воду второго нефтеналивного танкера «Pioneer-2» (первый был спущен осенью 2016 года) для компании «Caspian Marine Services Ltd», зарегистрированной на Британских Виргинских островах, а также о планах «Красного Сормово» начать в этом году строительство четырехпалубного круизного лайнера пятизвездочной категории…

Читайте также

Вот именно на этом предприятии в Нижнем Новгороде в восьмидесятые годы и были выпущены четыре спасательных глубоководных аппарата типа «Приз» проекта 1855. О необходимости таких аппаратов говорили еще с середины семидесятых, поскольку новые глубоководные подводные лодки предполагали и появление новых спецсредств для спасения подводников на этих глубинах. Любопытно, что для создания будущего «Приза» чуть ли не впервые для всего подводного аппаратостроения был объявлен конкурс между двумя конструкторскими бюро: сормовским «Лазуритом» и «Малахитом» из Санкт-Петербурга. Последнее специализировалось больше на серьезных исследовательских аппаратах и предложенный ими «эскиз» вызвал вопросы даже не своей схожестью с придуманным за десять лет до этого американским «DSRV» — как бы сказали сейчас, навороченная «начинка» этого варианта требовала большое количество дополнительных опытно-конструкторских работ. При этом, по словам многих экспертов, он вызывал серьезные сомнения в плане эффективности использования непосредственно для подводных операций. Версия же нижегородского «Лазурита» требовала значительно меньших опытно-конструкторских «затрат», была дешевле, да и в целом, гораздо более подходила под упомянутые задачи. Выбор, таким образом, был очевиден.

На «титановую» глубину

За основу сормовские конструкторы взяли свои прежние разработки -спасательные и рабочие (для поиска и обследования затонувших объектов) снаряды прошлого, скажем так, поколения. Эти спасательные аппараты, которые начали выпускаться в конце шестидесятых, могли работать на глубине до 500 метров. Новые же, «Призы» получили более совершенное радиотехническое и навигационное вооружение, двигатель, рулевую систему и, как следствие, возможность работать на глубине в два раза большей. Принципиальный момент: для «Призов» была сделана ставка не на металлический, как у их предшественников, а на титановый корпус — более затратный, но вместе с тем гораздо более прочный и устойчивый к коррозии.

Всего на «Красном Сормово» было построено четыре таких аппарата — первый (АС-28) был спущен на воду в самом конце 1985 года, последний (АС-34) — летом 1989 года. Доставляемые на место спасательными судами они работали по так называемому, «сухому» принципу: стыковались с приемно-выходными отсеками декомпрессионных камер подлодок. При экипаже в три человека «Призы» способны спасать таким образом до двух десятков человек, автономность плавания — 120 часов (со спасенными на борту запаса воздуха хватает на 10 часов). Иногда аппараты проекта 1855 даже относят — впрочем, не совсем корректно — к более серьезному классу батискафов.

Кто виноват?

В любом случае, нельзя сказать, что и на практике эти глубоководные спасательные аппараты оказались не востребованными. Например, в 2003 году АС-30 принимал участие в поднятии с глубины в 73 метра упавшего вертолета, доставив, а главное — подсоединив к нему подъемный трос. Но все-таки главным, да пожалуй и самым известным, испытанием для этих аппаратов стала трагедия с подводной лодкой «Курск» в августе 2000 года. Испытанием, увы, не самым удачным — АС-34 спускался к «Курску» шесть раз, но пристыковаться к специальному устройству на корпусе затонувшей подлодки так и не смог. Более того, во время одной из попыток он несколько раз ударился о бок спасательного судна, с которого спускался, и разрушил свое навигационное оборудование. А тут еще происшествие у берегов Камчатки, когда другой аппарат такого же типа не смог самостоятельно всплыть, запутавшись на глубине в 180 метров то ли в рыболовных сетях, то ли в гидрофонных антеннах (а скорее всего, во всем вместе). Операция длилась несколько дней, но помочь аппарату и людям, все это время там остававшимся, смогли лишь после обращения за помощью к военно-морским силам Японии, Великобритании и США.

«Достаточно очевидно, что этот успех был обусловлен всецело помощью иностранных государств — в первую очередь Великобритании, оперативно предоставившей эффективный телеуправляемый аппарат „Scorpio“ и квалифицированных специалистов. Сама же аварийно-спасательная служба ВМФ РФ продемонстрировала, скорее, свою беспомощность и неподготовленность к подобного рода чрезвычайным ситуациям. Примечательно также, что даже само обнаружение и внешнее обследование АC-28 было произведено с помощью английского же аппарата „Tiger“, купленного ранее. Если такие огромные проблемы для ВМФ представляет спасение небольшого подводного аппарата с экипажем из семи человек, то трудно представить, что произошло бы в случае аварии „настоящей“ атомной подводной лодки», — писал по этому поводу научный редактор журнала «Экспорт вооружений» Михаил Барабанов… И все-таки аппараты типа «Приз» и по сей день часто называют лучшими в своем российском классе.

Главнокомандующему ВМФ уже доложено

В 2008 году стало известно о том, что завершен не только ремонт, но и серьезная модернизация того самого аппарата АС-28, так неудачно отметившегося под Камчаткой. Как признавался гендиректор «Красного Сормово» Николай Жарков, «проще построить новый корабль, чем осуществить ремонт и модернизацию старого аппарата, но сормовичи с честью справились с этой задачей». СМИ же тогда наперебой начали раскрывать секреты: мол, глубоководные аппараты типа «Приз» теперь научились перерезать тросы диаметром до десяти миллиметров и откручиватьзакручивать гайки. Тогда же был объявлен тендер на проведение аналогичной модернизации головного аппарата проекта — АС-26 (вступил в строй в 1987 году) — и в итоге контракт на 284 миллиона рублей достался Канонерскому судоремонтному заводу из Санкт-Петербурга, не имевшему особого опыта в ремонте подлодок, но зато предложившего низкую цену. Интересно, что сумма госконтракта на модернизацию АС-34 в 2015 году, по некоторым данным, составляла уже более 438 миллионов рублей…

Читайте также

«Все подводные поисково-спасательные аппараты „Приз“ были подвергнуты глубокой модернизации и ремонту и полностью соответствуют требованиям, которые предъявляются к поисково-спасательным силам и средствам ВМФ России. О результатах проведенной модернизации и ремонта подводных аппаратов типа „Приз“ доложено главнокомандующему ВМФ России адмиралу Владимиру Королеву», — заявил в конце февраля 2017 года начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России Дамир Шайхутдинов.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ