18+
вторник, 25 июля
Армии и войны

Ва-банк нового МиГа

Какой самолет показали президенту за 45 миллионов

  
4100
Презентация новейшего многоцелевого истребителя МиГ-35 в подмосковных Луховицах
Презентация новейшего многоцелевого истребителя МиГ-35 в подмосковных Луховицах (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Вот и свершилось. «Поджарая» реактивная машина взлетает практически с места и грациозно уходит на разворот… На глазах у Владимира Путина совершил первый демонстрационный полет (президент наблюдал за ним в режиме видеоконференции) МиГ-35 — новейший многоцелевой истребитель, разговоры о котором ходили чуть ли не с начала нулевых. По сути, перед разработчиками самолета ставилась задача создать истребитель четвертого поколения, способный противостоять гораздо более во всех смыслах затратным «коллегам» следующего, пятого поколения. За последние десять лет новостей о будущем «тридцать пятом» поступало много — часто взаимоисключающих — но, главное, еще с 2014 года было решено, что серийное производство «тридцать пятых» будет развернуто именно на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде, который специализируется на МиГах, начиная с 50-х и первого серийного сверхзвукового МиГ-19.

Родился ради экспорта

Формально, «тридцать пятый» есть дальнейшее развитие даже не «гончей» -перехватчика МиГ-31, а МиГ-29К, палубного истребителя конца 80-х, в котором уже активно применялись так называемые стелс-технологии (использовались неметаллические композиты, принцип «охлажденного крыла» и т. д.). В некоторых западных изданиях программу по созданию «тридцать пятого» даже успели прозвать «Супер Миг-29». «Как самолет МиГ-35 — это фактически „корабелка“ наземного базирования, более легкая по весу планера. Антикоррозионная защита конструкции выполнена по корабельным стандартам, для того чтобы максимально унифицировать производство. Но МиГ-35 значительно отличается от МиГ-29К по авионике (системам бортовой электроники — „СП- Поволжье“)», — рассказывал в свое время главный конструктор самолета Николай Бунтин.

В 2011 году МиГ-35 даже успел принять участие в тендере на поставку боевых самолетов для ВВС Индии (кстати, ходили слухи, что и рождался «тридцать пятый» как не просто «осовремененный», но именно экспортный вариант корабельного МиГ-29К). Увы, договор в итоге индийская сторона заключила с французскими «Рафалями» и «Еврокоптером»: насколько объективным было такое решение — вопрос второй. На следующий год представители корпорации «МиГ» заявили журналистам о том, что в 2014 году начнутся массовые поставки «тридцать пятого» в российские войска, но позже сроки были перенесены, потом — после «доработки» нового самолета — перенесены еще раз… Впрочем, подробно о тех этапах создания МиГ-35 мы уже рассказывали в материале «Куда уйдет новый «МиГ».

Читайте также

Довели «до звона»

Итак, главное, что отличает новый истребитель, при общей схожести облика со своим предшественником — это «начинка», за счет которой он даже заочно обрел гордый статус «автономной боевой системы». Модернизированные «климовские» двигатели с электронным управлением, современный комплекс обороны с оптико-электронными системами слежения за ракетами и лазерными облучением и т. д. Передовая оптроника, новейшая бортовая радиолокационная станция, позволяющая определять и сопровождать цели противника на расстоянии чуть ли не 200 километров (как уже успели сообщить в эфире одного из телеканалов, МиГ-35 может запросто видеть цели на расстоянии другого города). Наконец, неприхотливость в плане требований к взлетно-посадочной полосе (достаточно 260 метров ровной и твердой дороги при любых погодных условиях) при способности нести семь тонн практически любого подвесного вооружения. Но все же, судя по обсуждению в «околооборонных» интернет-форумах, одним из главных впечатлений от нового «тридцать пятого» для доморощенных экспертов стал следующий момент: вся необходимая в полете информация выводится в самолете не на приборную доску, а прямо на стекло колпака кабины — словом, все почти как в крутых фантастических боевиках.

«Дешёвый, доступный, унаследовавший все лучшие черты МиГ-29, своего прародителя, но практически полностью избавившийся от его недостатков, таких, как маленький радиус действия из-за высокого потребления топлива и его низкого запаса. На предприятии смогли, например, уменьшить дымность двигателя. Довели машину, что называется, до „звона“. МиГ-29 был чистой воды фронтовой истребитель-перехватчик. Новый комплекс — многофункциональный самолёт, способный работать и по целям на земле, в том числе управляемым высокоточным оружием», — рассказал директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. И это, если опустить совсем уже рекламные высказывания типа: «самый совершенный истребитель семейства МиГ» или «самолет, который изменит будущее».

«Это не означает, что мы все бросим»

Но с другой стороны, долгожданный выход «тридцать пятого» на демонстрационный полет и летные испытания (их обещано начать уже в феврале) всколыхнул в СМИ и интернете новую волну дискуссий по поводу его реального будущего. Виной тому наличие на вооружении прямого его конкурента — Су-35, многоцелевого истребителя, близкого МиГ-35 по параметрам (и, как следствие, по выполняемым задачам). «Надо понимать, что машина работает на сравнительно небольшой глубине. Поэтому в глобальном конфликте теоретически задачи МиГ-29 и МиГ-35 — уничтожение точечных очагов боевых действий или работа по стратегическим объектам вроде АЭС», — говорил о «тридцать пятом» преподаватель Военного университета Минобороны, полковник в отставке Владимир Карякин. К тому же в сегодняшнем своем виде теоретически легкий МиГ-35 вплотную приблизился к классу пусть не тяжелых, но средних самолетов: максимальная взлетная масса в 23 500 кг, скорость в 2560 километров в час. И это по идее должно неизбежно сказаться на его стоимости. Впрочем, пока эксперты пытаются спрогнозировать все эти «по идее», вездесущие блогеры уже успели где-то «раскопать» и якобы конкретные цены Миг-35 и Су-35 — 45 и 85 миллионов долларов соответственно.

Читайте также

Тем временем, на днях главнокомандующий Воздушно-космическими войсками Юрий Бондарев публично заявил: в российские войска поступит около 170 новых легких МиГ-35. «Закупка будет по мере необходимости — не значит, что завтра мы все бросим и закупим 170 самолетов. Мы будем закупать по мере необходимости. Вы прекрасно понимаете, что сейчас пошла Сирия, поэтому только его, МиГ-35, и будем брать» — и похоже, последняя фраза здесь самая показательная.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Александр Камкин

Германовед, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ