18+
среда, 18 января
Армии и войны

«Послесирийский» круг Ка-226

Когда получит посадку первый «корабельник» из Кумертау

  
589
«Послесирийский» круг Ка-226
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Перед новогодними праздниками пришла вдруг новость — в Башкортостане, на Кумертауском авиационном производственном предприятии выпустили первый легкий вертолет Ка-226Т корабельного базирования. Как заявил гендиректор «Вертолетов России» Александр Михеев, машина отличается складывающейся колонкой винта, особенностями бортового оборудования и имеет большой потенциал «для оснащения береговой охраны и других силовых структур».

«Роллс-ройс» для труженика

Напомним, именно в Кумертау, на градообразующем предприятии серийно выпускался и базовый Ка-226. Официально это вертолет всегда считался двухдвигательным модернизированным вариантом верного «труженика» и любимца советского кинематографа (взять хотя бы «Шла собака по роялю» или «Старики-разбойники») вертолета Ка-26 — легендарной «стрекозы» 69-го года рождения. Машина имела фирменную камовскую соосную схему (два винта друг над другом вращаются в противоположные стороны) и строилась по типу «летающего шасси» (когда за кабиной пилота, в зависимости от конкретной задачи, быстро монтируется грузовая или пассажирская кабины, лебедка, баки для опыления, другое оборудование). По словам экспертов, именно советская «стрекоза» стала первым и самым удачным в мировых масштабах примером удачной реализации идеи подобного винтокрылого «трансформера».

Компактный «двадцать шестой», может, и не был совсем уж прытким (максимальная скорость — 170 км в час), зато отличался маневренностью, простой управления. Он не только успешно использовался для опыления полей, патрулирования лесов и работ «летающего крана», но и шел на экспорт в десятки стран (став в 1967 году, к слову, первым советским вертолетом, сертифицированным по американским нормам летной годности FAR-29), использовался даже в ВВС Венгрии и Румынии.

Первая попытка модернизировать «стрекозу» оказалась если и не совсем уж комом, то уж точно не самой удачной. Ка-126 впервые поднялся в воздух в 1988 году — в отличие от «двадцать шестого» у него были не поршневые двигатели, а один газотурбинный — более современный, компактный, не менее (как минимум) производительный и «экономически оправданный». Изменилось и бортовое оборудование, компоновка кабины. Работа над этой машиной велась совместно с Румынией, в румынском Брашове в начале 90-х были выпущена первая серийная партия, специалисты успели назвать Ка-126 еще более маневренным и простым в эксплуатации, но в итоге программа была свернута. Наконец, в сентябре 1997 года совершил первый полет вертолет Ка-226 — принципиальные конструкторские решения остались теми же, что и у предшественников (сохранился и тот самый модульный принцип), но зато современных газотурбинных двигателей теперь уже было два, что автоматически переводило машину в более высокий класс безопасности и позволяло использовать ее в черте города (например, для спасательных операций), над водной поверхностью и т. д. Любопытно, что базовая модель была сертифицирована с двигателями марки «Rolls-Royce Group plc».

Индии виднее

— Хотя он внешне похож на Ка-26, фактически это совершенно новая машина. Можно даже сказать, что он разрабатывался с нуля. Специально для него были разработаны агрегаты, которых в предыдущих конструкциях не было. Были созданы новая несущая система, новые лопасти, авионика, силовая установка, — рассказывал о Ка-226 в интервью журналу «Гражданская авиация» главный конструктор ОАО «Камов» Леонид Ширяев. - На разных этапах проект поддерживали ведомства, которым по роду деятельности такой вертолет был необходим. В первую очередь это МЧС и правительство Москвы.

Правда, оказалось, башкирский Кумертау был не единственной точкой, где пробовали выпускать этот новый вертолет. «Попытки запустить в серийное производство Ка-126/226 на Оренбургском заводе «Стрела», при мощном государственном финансировании, были безрезультатны в течение 10 лет. Лишь после выделения в мае 2001 года правительством Башкирии 2,5 млн долларов для подготовки производства Ка-226 на КумАПП, вертолёт был собран и поднят в воздух всего за один год, — сообщил известный эксперт по вертолетной тематике Евгений Матвеев.

Модификация легкого многоцелевого «двести двадцать шестого» с литерой «Т» появилась в 2009 году (то есть, спустя 12 лет после базовой модели). И означала эта буква новые, на тот момент чуть ли не уникальные двигатели теперь уже французской компании «Turbomeca» и, как следствие, увеличение практического потолка чуть ли не до 7500 метров, скорости — до 200 с лишним километров в час.

По словам разработчиков, из-за особенностей и избыточной мощности двигателей эта модель вертолета была предназначена для «для выполнения специальных работ в труднодоступных условиях высокогорья, жаркого климата и над морскими акваториями путем транспортировки грузов (до 1500 кг), перевозки пассажиров и служебного персонала, патрулирования экономических зон, мониторинга и решения других задач без снижения летно-технических и экономических характеристик».

При всем этом, перспективы Ка-226Т изначально оценивались не так уж однозначно. Все тот же эксперт, к.т.н. Е. Н. Матвеев говорил еще в 2012 году: «На взгляд большого числа вертолетчиков, отказавшись от Ка-26, ОКБ „Камова“ совершило серьезную ошибку. Поскольку, Ка-226 — это вовсе не глубокая модернизация, а совершенно новый вертолёт, конкурентов у которого на рынке — не счесть. Ка-26, напротив — до сих пор пользуется спросом, и зарубежные эксплуатанты постоянно просили и просят возобновить производство».

Впрочем, как известно, пару лет назад Индия, например, даже отменила тендер на покупку вертолетов именно в пользу Ка-226Т (а в тендере участвовали еще и — на минуточку — «еврокоптеровские» «Эирбасы»), после чего вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что по договоренности с Россией Индия собирается открыть у себя производство Ка-226Т и Ми-17.

Хорошо забытое «новое»?

До последнего времени оставался у Ка-226Т и еще один проблемный момент - «импортность» тех самых двигателей. В феврале 2016 года в материале «Зачем российским вертолетам Индия и Китай», рассказывая подробно об этой проблеме, мы приводили слова ведущего специалиста Ассоциации Вертолетной Индустрии Игоря Блинова о том, что «вспоминая ситуацию с „Мистралями“, их передача (двигателей „Турбомеки“ — „СП-Поволжье“) нам в любой момент может прекратиться, а зависимость от кого-то в плане поставок компонентов положительным моментом назвать никак нельзя». А летом того же года директор центра проектирования холдинга «Термодинамика» Виктор Николенко заявил журналистам, что первые испытания российского двигателя для Ка-226Т намечены на 2018 год, разработкой двигателя занимается команда специалистов, ранее работавшая на совместном предприятии с канадской «дочкой» крупнейшего американского производителя авиационных двигателей «Pratt & Whitney».

В декабре пресс-служба «Вертолетов России» сообщила о развертывании в Улан-Удэ, на заводе прежде специализировавшемся на производстве и модернизации Ми-8 и Ми-17, дублирующего производства Ка-226Т «в целях скорейшего выполнения межправительственного соглашения по производству и поставке» (имеются в виду те самые россиийско-индийские проекты). Предполагается, что КумАПП сосредоточится при этом на внутрироссийских поставках Ка-226Т. А уже через несколько дней «Вертолеты России» отчитались о выпуске первого «кумертауского» корабельного Ка-226Т. Объективности ради стоит напомнить о Ка-226ТМ, который не менее двух лет уже фигурирует в линейке модификаций «двести двадцать шестого» именно как вертолет палубного базирования. Вероятно, именно о нем и шла речь, когда на рубеже 2015−2016 годов СМИ узнали о планах Федеральной пограничной службы «после углубления операции ВКС России в Сирии» закупить Ка-226Т для базирования их на новейших сторожевых кораблях проекта «Рубин», которые к тому времени уже несли службу на Тихом океане, Каспийском и Черном морях, но еще не были укомплектованы боевыми вертолетами.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ