18+
вторник, 25 июля
Армии и войны

Станет ли 2017 годом нового «Илюши»

«Премьерный» транспортник снова доработан

  
22168
Станет ли 2017 годом нового «Илюши»
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

В недавнем интервью ТАСС гендиректор объединенной приборостроительной корпорации Александр Якунин сообщил, что в 2017 году должны начаться летные испытания новейшего российского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер». Разрабатывают его, как известно, в Таганроге, на НТК имени Бериева, но создается-то он на базе старого доброго Ил-76-МД-90А — военно-транспортного самолета, который еще с нулевых годов выпускается на ульяновском «Авиастар-СП», да еще и оснащен фирменными пермскими двигателями.

В пользу надежности и неприхотливости

Теоретически работать над созданием нового самолета ДРЛО в России начали в 2004 году. Однако по факту первого «Илюшу» для создания будущего А-100 (он же — многофункциональный авиакомплекс разведки, оповещения и управления) Таганрогский НТК имени Бериева получил лишь через десять лет. Подразумевалось, что будущий «Премьер» со временем заменит самолеты А-50, которые предназначены для обнаружения и сопровождения скоростных малозаметных воздушных целей на предельно малых высотах и эксплуатируются с конца 80-х и, в частности, как говорят, использовались при ликвидации Джохара Дудаева. Любопытно, что при создании А-50 в качестве носителя выбирали между новым экспериментальным грузопассажирским Ту-156 и Ил-76. И выбор был сделан в пользу последнего — пусть уступающему «тушке» по летным характеристикам, но зато проверенному и надежному. Модификация именно «семьдесят шестого» (Ил-76МД-90А иногда называют Ил-456) была выбрана и под «Премьер». Как заявил по поводу нового российского самолета в декабре 2016 года гендиректор ОПК Александр Якунин, это будет это будет абсолютно новый комплекс радиолокационного дозора и наблюдения, обладающий значительно большим количеством систем мониторинга. «Для него создан новый вычислительный комплекс обработки поступающей информации, а также новые автоматизированные рабочие места операторов. По своим характеристикам, в том числе по дальности обнаружения целей, А-100 будет в два-три раза мощнее своего предшественника, А-50».

Рекордный двигатель

В 1981 году в воздух впервые поднялся военно-транспортный самолет Ил-79МД, предназначенный для транспортировки как воздушного десанта, так и боевой техники вплоть до средних танков. По словам разработчиков, машина изначально была «заточена» под повышенную автономность эксплуатации и обладала способностью работать вдали от своего аэродрома и обслуживаться силами экипажа до двух месяцев. Ближайшим аналогом его принято считать «локхидовский» С-141 — но наш самолет убирал «американца» по целому ряду параметров: большей приспособленностью под грунтовые и укороченные аэродромы, максимальной массой груза и т. д. — подробно мы уже писали об этом в материалах «Зачем 35-летний Ил-76 делать секретным» и «Сойдет ли „с мели“ уникальный воздушный танкер».

А четыре года назад первый полет совершил Ил-76МД-90А — глубоко модернизированная версия Ил-76МД — у самолета появилась новая конструкция крыла, современные навигационный и радиоэлектронный комплексы, усиленное шасси, плюс так называемая «стеклянная» кабина. Грузоподъемность новой машины тоже составляла не 40−47 тонн, как у своих предшественников, а все 52. Плюс выросла и максимальная дальность полета — с 6700 до 8500 км. А главное — у самолета появились новые более надежные и экономичные двигатели ПС-90А-76. Они были специально разработаны для «семьдесят шестых», и, наконец, смогли закрыть вопрос несоответствия «пламенных сердец» международным требованиям по экологичности и шуму. К слову, в июле 2016 года пресс-служба «Пермских моторов» сообщила, что один из таких двигателей, установленный на самолет азербайджанской авиакомпании впервые наработал 14 тысяч часов без отправки на капитальный ремонт (прежде двигатели этого семейства отрабатывали в среднем по 6−8 тысяч часов). Своеобразный рекорд налицо.

«Проект продвигается с трудом»

Вместе с тем на рынок новый самолет заходил не так уж гладко и легко. «Проект Ил-76МД-90А продвигается с трудом. Первое, в настоящее время покупка новых военно-транспортных машин обходится ощутимо дороже, чем модернизация самолётов до уровня Ил-76МДМ; кроме того, кризис экономики может привести к пересмотру программы по серийному производству новых самолётов. Второе, срок сдачи первых серийных машин может сдвинуться из-за возможных проблем с доводкой аппаратуры РЭБ и другого специального оборудования. Наконец, испытания новой машины начались сравнительно недавно, при этом их ход отстаёт от графика; причём первый полёт Ил-76МД-90А изначально собирались провести ещё в 2011 году», — писал летом 2015 года портал «Великая страна СССР» в обзоре отечественных транспортных самолетов. Впрочем, прошла пара месяцев и гендиректор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев сообщил журналистам, что на этот самый Ил-76МД-90А уже есть даже потенциальные иностранные заказчики и в 2017 году он вполне может уйти в Иран, Алжир, ЮАР и Казахстан.

9 мая 2016 года Ил-76МД-90А, пролетевший в составе авиационного строя над Красной площадью, станет одной из «ключевых новинок» Парада Победы в Москве. Тогда же командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов заявит, что к 2020 году воздушно-космические силы РФ должны будут получить 30 таких самолетов.

Весной 2016 года журналистам сообщили о планах по созданию военно-транспортного Ил-76МД-90А с удлиненной (длиннее на 6,6 метра) грузовой кабиной, где можно будет размещать не три, а четыре боевые машины десанта. «Мы на сегодняшний день запустили двигатель в Ил-76МД-90А, который дает нам запас по тяге и позволит сделать новую модификацию — Ил-76МФ», — говорил советник гендиректора компании «Ил» Генрих Новожилов. Вместе с тем окажется, что на второй этап заводских испытаний тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А сможет выйти лишь к декабрю, но зато доработанным. «Мы довели Ил-76МД-90А до требований тактико-технического задания заказчика. Некоторые системы (например, управление навигационно-пилотажным комплексом «Купол-3») были полностью изменены. Самолет уже летал, показал себя с хорошей стороны с точки зрения управляемости и устойчивости. Теперь начались заводские летные испытания, которые плавно перейдут на второй этап государственных испытаний. Это приближает нас к началу выпуска в Ульяновске серийных воздушных судов, — цитировала «РГ» «Авиастар-СП» Валерия Токарева.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Александр Камкин

Германовед, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ