18+
пятница, 31 марта
Армии и войны

Огневая мощь с повышенной живучестью

Партия новейших БТР-82А уже ушла под Самару

  
4883
Бронетранспортеры БТР-82А
Бронетранспортеры БТР-82А (Фото: сайт Министерства обороны РФ)

Казалось бы, совсем недавно мы рассказывали о новом мотострелковом батальоне под Самарой, который собираются вооружить пикапами «УАЗ-Патриот». Но на днях мотострелковая бригада Центрального военного округа, куда входят и те самые самарские мотострелки, вновь попала в ленту новостей — в Минобороны сообщили, что бригада получила больше 40 новейших БТР-82А. Конкретно эти машины, возможно, и правда новейшие и начали поступать на вооружение только в нынешнем году, но сам-то бренд «БТР-82А» известен уже не первый год.

Вся «соль» в вооружении

О приемо-сдаточных испытаниях бронетранспортеров БТР-82 и БТР-82А в Нижегородской области (Арзамасский машиностроительный завод — производитель как этих, так и многих других моделей бронетранспортеров) стало известно еще в январе 2010 года. Тогда и выяснилось, что речь идет о продуктах глубокой модернизации бронетранспортеров БТР-80 и БТР-80А соответственно. «Новые бронетранспортеры превосходят своих предшественников практически по всем показателям. Специально для них был разработан более мощный — 300 лошадиных сил — дизельный двигатель, заметно повышена проходимость в условиях бездорожья. Для сохранения жизни экипажа на корпус машины внутри установлена антиосколочная защита», — писала по этому поводу «РГ». Но все-таки главным отличием той новой техники было ее вооружение — скорострельная 30-милиметровая пушка; стабилизатор для ведения огня на ходу и прочее. Здесь самое время вспомнить, что предшественник БТР-82А — бронетранспортер БТР-80А — многими больше воспринимался как боевая машина пехоты, чем, собственно, бронетранспортер. Другими словами, он больше «заточен» не под транспортировку мотострелков, а как раз под огневую поддержку и прикрытие пехоты в бою. Получается, новый БТР-82А лишь продолжил эту традицию литеры «А» — акцентирование на непосредственно боевом применении и предъявление повышенных требований именно к качеству вооружения.

Уже в 2011 году на БТР-82А были переведены некоторые части Южного военного округа. Другой вопрос, что, по некоторым данным, только в течение 2010 года в конструкцию машины было внесено около трехсот изменений, а, скажем, к 2014 году их количество перевалило за тысячу.

Из Донбасса в Сирию

Пару лет назад прошла информация о том, что российские БТР-82А якобы использовались на востоке Украины на стороне Донецка и Луганска. Тогдашний министр обороны Украины Валерий Гелетей тут же обвинил Россию в поставке военной техники в зону конфликта. Причем, незадолго до этого авторитетный международный журнал «Army Technology» включил этот БТР в мировую десятку лучших по показателям защиты боевой мощи и мобильности… А пока в интернете активно обсуждалось фейк, не фейк фотографии уничтоженного БТР-а, якобы сделанные в районе деревни Новосветловка Луганской области, журналисты вдруг «нашли» наши новейшие БТР-82А и в Сирии. В частности, некое иранское информагентство заявило: готовясь к наступательной операции в Алеппо (дело было в конце апреля 2016 года) сирийская армия перебрасывала свои подразделения из Латакии именно на этих российских бронетранспортерах…

Что же касается более, скажем так, официальной (и столь же показательной) информации, то в апреле 2016 года Минобороны РФ сообщит о заключении контракта на поставку очередной партии (в 20 единиц) БТР-82А с их повышенной живучестью — в итоге получится что с 2014 года российская армия их получила уже под две сотни.

«Превратит противника в решето»

Летом 2016 года в ходе учений в Таджикистане российские военнослужащие впервые применят новые БТР-82А, поразив, как сообщили СМИ, цели на сложном рельефе на удалении 1,2 и 1,7 тысяч метров. А чуть позже гендиректор «Военно-промышленной компании» Александр Красовицкий рассказал журналистам о начале испытаний модернизированной версии БТР-82А с тепловизионным прицелом и, как следствие, способностью обнаруживать цели на расстоянии до 3 тысяч метров днем и ночью и при сильном задымлении, снегопаде или тумане.

И вот что интересно, буквально месяц назад, военный эксперт, кандидат военных наук Сергей Суворов попробовал сравнить сегодняшний БТР-82А с одним из ближайших аналогов — американским «Stryker ICV» (который, по мнению многих, обязан своим появлением тому же советскому БТР-80, но это уже другая история). И картина получилась не в пользу «американца». «У них (у „Страйкера“ — „СП — Поволжье“.) нет блокировок и автоматическая трансмиссия, а у нас на БТР-82А сделали принудительную блокировку дифференциалов и за счет этого блокируются все колеса и он из грязи выбирается. У американцев большой вес свыше 17 тонн (машина сразу в грязь садится), тогда как у нас около 14. Опыт Афганистана еще показал плюсы БТР-80, а 82-й имеет по сути тот же корпус — да, подрывались на противотанковых минах и отрывало одно колесо и второе колесо и без двух колес он уезжал. Но Stryker без одного колеса уже никуда не поедет», — говорит эксперт, подытоживая: мол, наш БТР-82А не оставляет вообще никаких шансов «американцу» — «БТР-82А на дальности 2 километра превратит противника в решето. 30 мм пушка может сделать это и схода и с места».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ