18+
понедельник, 25 сентября
Армии и войны

Огневая мощь с повышенной живучестью

Партия новейших БТР-82А уже ушла под Самару

  
5061
Бронетранспортеры БТР-82А
Бронетранспортеры БТР-82А (Фото: сайт Министерства обороны РФ)

Казалось бы, совсем недавно мы рассказывали о новом мотострелковом батальоне под Самарой, который собираются вооружить пикапами «УАЗ-Патриот». Но на днях мотострелковая бригада Центрального военного округа, куда входят и те самые самарские мотострелки, вновь попала в ленту новостей — в Минобороны сообщили, что бригада получила больше 40 новейших БТР-82А. Конкретно эти машины, возможно, и правда новейшие и начали поступать на вооружение только в нынешнем году, но сам-то бренд «БТР-82А» известен уже не первый год.

Вся «соль» в вооружении

О приемо-сдаточных испытаниях бронетранспортеров БТР-82 и БТР-82А в Нижегородской области (Арзамасский машиностроительный завод — производитель как этих, так и многих других моделей бронетранспортеров) стало известно еще в январе 2010 года. Тогда и выяснилось, что речь идет о продуктах глубокой модернизации бронетранспортеров БТР-80 и БТР-80А соответственно. «Новые бронетранспортеры превосходят своих предшественников практически по всем показателям. Специально для них был разработан более мощный — 300 лошадиных сил — дизельный двигатель, заметно повышена проходимость в условиях бездорожья. Для сохранения жизни экипажа на корпус машины внутри установлена антиосколочная защита», — писала по этому поводу «РГ». Но все-таки главным отличием той новой техники было ее вооружение — скорострельная 30-милиметровая пушка; стабилизатор для ведения огня на ходу и прочее. Здесь самое время вспомнить, что предшественник БТР-82А — бронетранспортер БТР-80А — многими больше воспринимался как боевая машина пехоты, чем, собственно, бронетранспортер. Другими словами, он больше «заточен» не под транспортировку мотострелков, а как раз под огневую поддержку и прикрытие пехоты в бою. Получается, новый БТР-82А лишь продолжил эту традицию литеры «А» — акцентирование на непосредственно боевом применении и предъявление повышенных требований именно к качеству вооружения.

Уже в 2011 году на БТР-82А были переведены некоторые части Южного военного округа. Другой вопрос, что, по некоторым данным, только в течение 2010 года в конструкцию машины было внесено около трехсот изменений, а, скажем, к 2014 году их количество перевалило за тысячу.

Из Донбасса в Сирию

Пару лет назад прошла информация о том, что российские БТР-82А якобы использовались на востоке Украины на стороне Донецка и Луганска. Тогдашний министр обороны Украины Валерий Гелетей тут же обвинил Россию в поставке военной техники в зону конфликта. Причем, незадолго до этого авторитетный международный журнал «Army Technology» включил этот БТР в мировую десятку лучших по показателям защиты боевой мощи и мобильности… А пока в интернете активно обсуждалось фейк, не фейк фотографии уничтоженного БТР-а, якобы сделанные в районе деревни Новосветловка Луганской области, журналисты вдруг «нашли» наши новейшие БТР-82А и в Сирии. В частности, некое иранское информагентство заявило: готовясь к наступательной операции в Алеппо (дело было в конце апреля 2016 года) сирийская армия перебрасывала свои подразделения из Латакии именно на этих российских бронетранспортерах…

Что же касается более, скажем так, официальной (и столь же показательной) информации, то в апреле 2016 года Минобороны РФ сообщит о заключении контракта на поставку очередной партии (в 20 единиц) БТР-82А с их повышенной живучестью — в итоге получится что с 2014 года российская армия их получила уже под две сотни.

«Превратит противника в решето»

Летом 2016 года в ходе учений в Таджикистане российские военнослужащие впервые применят новые БТР-82А, поразив, как сообщили СМИ, цели на сложном рельефе на удалении 1,2 и 1,7 тысяч метров. А чуть позже гендиректор «Военно-промышленной компании» Александр Красовицкий рассказал журналистам о начале испытаний модернизированной версии БТР-82А с тепловизионным прицелом и, как следствие, способностью обнаруживать цели на расстоянии до 3 тысяч метров днем и ночью и при сильном задымлении, снегопаде или тумане.

И вот что интересно, буквально месяц назад, военный эксперт, кандидат военных наук Сергей Суворов попробовал сравнить сегодняшний БТР-82А с одним из ближайших аналогов — американским «Stryker ICV» (который, по мнению многих, обязан своим появлением тому же советскому БТР-80, но это уже другая история). И картина получилась не в пользу «американца». «У них (у „Страйкера“ — „СП — Поволжье“.) нет блокировок и автоматическая трансмиссия, а у нас на БТР-82А сделали принудительную блокировку дифференциалов и за счет этого блокируются все колеса и он из грязи выбирается. У американцев большой вес свыше 17 тонн (машина сразу в грязь садится), тогда как у нас около 14. Опыт Афганистана еще показал плюсы БТР-80, а 82-й имеет по сути тот же корпус — да, подрывались на противотанковых минах и отрывало одно колесо и второе колесо и без двух колес он уезжал. Но Stryker без одного колеса уже никуда не поедет», — говорит эксперт, подытоживая: мол, наш БТР-82А не оставляет вообще никаких шансов «американцу» — «БТР-82А на дальности 2 километра превратит противника в решето. 30 мм пушка может сделать это и схода и с места».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ