18+
вторник, 27 июня
Армии и войны

«Патриот» для городских боев

Зачем мотострелков под Самарой пересадили на «УАЗики»

  
4904
Смотр вооружения и обмундирования разведывательного батальона отдельной мотострелковой бригады.2015г
Смотр вооружения и обмундирования разведывательного батальона отдельной мотострелковой бригады.2015г (Фото: Донат Сорокин/ТАСС)

На днях СМИ сообщили о том, что на полигоне под Самарой начались тренировки нового мотострелкового батальона. Подразделение уже вошло в состав сформированной в этом году самарской мотострелковой бригады и рассчитано оно — в этом-то и уникальность! — на «действия в городах». Заявляется, что главными характеристиками «городских мотострелков» станет неуязвимость и сверхманевренность, а вооружение составят никакие не БТРы, а автомобили «УАЗ-Патриот». До конца года часть получит девяносто таких машин, оснащенных пулеметами, гранатометами или противотанковыми ракетными комплексами.

Еще одна попытка

На самом деле о создании подобных сверхлегких мотострелковых бригад стало известно еще в октябре. Тогда отмечалось, что новые мобильные воинские части создаются по опыту боевых действий в Сирии, в них будет меньше состава и техники, и их главной ударной силой станут именно мотострелковые пикапы.

«За сутки обычный мотострелковый батальон, оснащенный бронетранспортерами или боевыми машинами пехоты, может совершить марш на расстояние не более 100 км. А мотострелковые батальоны на «УАЗ «Патриот» за сутки смогут преодолеть расстояние в несколько сотен километров. При этом, действуя малыми группами, мотострелковые взводы и роты на пикапах смогут просачиваться между боевыми порядками противника и наносить быстрые удары. Но такие батальоны эффективны только в условиях пустынной, степной и полупустынной местности. В лесах и лесостепи автомобильная пехота по своим боевым возможностям сильно проигрывает пехоте на БМП и БТР», — говорил по этому поводу военный эксперт Владислав Шурыгин.

Более того, после новости о первых тренировках «городских мотострелков» под Самарой, все сразу вспомнили о неудачном эксперименте бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова, попытавшегося в 2009 году «облегчить» одну из десантно-штурмовых бригад, «пересадив» ее как раз на УАЗы, но только не «Патриоты», а охотничьи «Хантеры» (не путать с «Хаммерами» — внешне «Хантер» мало чем отличается от легендарного уазовского «козлика»). Не получилось — уже через пару лет бригада вернулась на более привычные ей боевые машины.

«Патриотическая» история

Полноприводный автомобиль повышенной проходимости «УАЗ-Патриот» (он же УАЗ-3163) серийно выпускается в Ульяновске с 2005 года. Строго говоря, представляет он собой продукт глубокой модернизации «УАЗ-Симбир», удлиненного варианта УАЗ-3160, над которым начали работать еще чуть ли не в начале 80-х, выпустили в серию в 1997-м, но массовую популярность УАЗ-3160 так и не обрел из-за банальной низкой устойчивости и склонности к опрокидываниям. Видимо, решить задачу по сохранению пятидверного кузова на короткой, «трехдверной» базе шасси его конструкторы так и не смогли. В свою очередь «УАЗ-Патриот» взял от «Симбира» кузов и то, что называется «принципиальными техническими решениями». Кстати, когда в мае 2013 МВД России объявило тендер на закупку полутора сотен бронированных автомобилей, именно «Патриоты» оказались самыми дорогими из уазовской линейки (28 машин по 1,73 миллиона рублей).

Не секрет, вся история «УАЗ-Патриота» (или как его прозвали в народе «Патрика») сопровождалась самой активной рекламой. Вместе с тем, на поверку эта машина оказалась далеко не худшим примером того, какими могут быть так широко «распиаренные» проекты. Достаточно посмотреть с десяток автофорумов и становится ясно, что серьезных технических претензий у водителей к внедорожному «Патрику» как раз практически нет. Но вопросы иного характера конечно возникают.

«С каждым гoдoм „Патриoт“ всe мeньшe и мeньшe oправдываeт свoe названиe — у нeгo всe бoльшe узлoв и агрeгатoв зарубeжнoгo прoисхoждeния. Сцeплeниe — нeмeцкoe, кoрoбка пeрeдач — кoрeйская, пeрeдняя панeль — иранская, фары, гeнeратoр, стартeр и АБС — марки Bosch. Гидрoусилитeль руля тoжe импортный: дo нeдавнeгo врeмeни eгo пoставляла нeмeцкая фирма ZF, а в этoм гoду на „Патриoт“ стали устанавливать гидрoусилитeль Delphi c травмoбeзoпаснoй рулeвoй кoлoнкoй. Кoндициoнeр на вeрсии Limited — тoжe марки Delphi. Сидeнья выпускают в Нижнeм Нoвгoрoдe пo лицензии кoрeйскoй фирмы Daewon», — писал еще пару лет назад в «Авторевю» Олег Растегаев.

Впрочем, возможно и здесь ситуация хотя бы отчасти поменялась, поскольку начиная с 2006 года с завидным постоянством выпускались и выпускаются «новые поколения» этого внедорожника. В итоге, например, именно «УАЗ-Патриот» должен войти в историю как первый отечественный серийный легковой автомобиль с антиблокировочной системой (правда, не в базовой комплектации). А зам. главного редактора «Авто Mail.ru» Юрий Урюков как-то назвал нашего героя еще и первым в мире авто с функцией «Вежливый водитель» («Дважды нажмешь на кнопку аварийки и „Патриот“ моргнет ей три раза, говоря „спасибо“ соседям по потоку»).

Крепкая дверная ручка для Минобороны

Что же касается людей посторонних, то они наверняка запомнили «УАЗ-Патриот» по тому курьезу, который случился в мае 2016 года во время осмотра автомобилей Ульяновского автозавода, переоборудованных для Минобороны, Владимиром Путиным. Помните, один из генералов, показывая президенту внедорожник, оторвал ручку у дверцы. После конечно все пытались оправдаться: мол, дверцу у «Патриота» не заклинило, а она была на самом деле заблокированной из-за того, что двигатель не был заведен, но все это уже ушло в народ. А крепление ручки все-таки усилили — по словам разработчиков, теперь оно выдерживает не 80, а все 120 кг.

Летом прошлого года замначальника 21-го испытательного НИИ Минобороны РФ, который занимается принятием на вооружение автомобильной техники, Вадим Демик сообщил журналистам, что «УАЗ-Патриот» доработан с учетом требований к использованию в суровых условиях Арктики, и успешно прошел государственные испытания.

Кстати, как заявляли в свое время «Известия» со ссылкой на свой источник Минобороны, что в неудаче упомянутой выше сердюковской попытки виноваты, прежде всего, недостатки самих автомобилей «Хантер» — якобы у них было настолько неудачным компоновка салона, что делала очень проблематичным размещение там бойцов и грузов. Посмотрим, решит ли эту проблему «УАЗ-Патриот».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Захар Прилепин

Писатель, журналист

Владимир Брутер

Эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ