18+
пятница, 28 апреля
Армии и войны

Самолет для льдов Антарктиды

Тяжелый транспортник с пермскими двигателями испытание прошел успешно

  
2610
Модифицированный самолет Ил-76ТД-90ВД
Модифицированный самолет Ил-76ТД-90ВД (Фото: Марины Лысцева/ТАСС)

В известной песне поется, что «в Антарктиде льдины землю скрыли, льдины в Антарктиде замела пурга». Вот где-то в этих самых льдинах на днях завершился очередной этап испытаний транспортного самолета с труднопроизносимым названием Ил-76ТД-90ВД. Транспортник проверялся на отказобезопасность, и, если верить пресс-службе «Объединенной авиастроительной корпорации», испытания прошли достаточно успешно.

Модифицированный «брат»

Меньше месяца назад в материале «Точка роста для «горбатого» мы рассказывали о планах нашего оборонного ведомства «открыть» серийную модернизацию самолетов Ил-76МД до уровня Ил-76МД-М. Теперь же речь пойдет о «брате» героя той статьи, тоже «выросшим» из тяжелого военно-транспортного, а точнее сказать первого в СССР турбореактивного военно-транспортного самолета, впервые поднявшегося в небо в самом начале 70-х годов.

На самом деле, разобраться во всех генеалогических хитросплетениях и ответвлениях в биографии модификаций «семьдесят шестого» (а их порядка трех десятков!) достаточно сложно. На официальном сайте группы компании «Ил» заявлено, что магистральный грузовой самолет Ил-76ТД-90ВД является ничем иным как глубоко модернизированным Ил-76ТД. В начале 80-х это была удачная во всех смыслах транспортная дальняя модификация базового «семьдесят шестого» с демонтированным военным и десантным оборудованием (вспомним, как активно Ил-76, созданный под требования ВДВ, использовался в том же Афгане), но с усиленной конструкцией шасси, крыла и фюзеляжа и повышенной производительностью (максимальная взлетная масса до 190 тонн, дальность полета с максимальной нагрузкой — до 3600 км и т. д.)… Его глубокая модернизация появилась через двадцать лет -Ил-76ТД-90ВД отличался новой бортовой электроникой, специально для него разработанным пилотажно-навигационным комплексом, а главное сертифицированными в 2003 году двигателями пермского производства ПС-90А-76, «удовлетворяющими всем действующим экологическим международным нормам». Причем, особо отмечается, что создание самолета проходило под непосредственным руководством грузовой авиакомпании «Волга-Днепр» из Ульяновска, специализирующейся на авиаперевозках сверхтяжелых и негабаритных грузах.

Не было бы счастья…

По одной из версий, всему виной была Международная организация гражданской авиации, которая в 2000 году решила ограничить допуск самолетов с устаревшим оборудованием в Европу, Америку, Японию и Австралию; при этом главной претензией к «семьдесят шестым» были вроде как шумные и недостаточно экологичные двигатели. Поэтому такому крупному оператору тяжелых транспортников («семьдесят шестые» да антоновские «Русланы»), как «Волга-Днепр» ничего не оставалось кроме как присоединиться к этому проекту.

«Уже в 2002 году „Волга-Днепр“ делает заказ на „Пермском моторном заводе“ на поставку комплекта двигателей ПС-90 для первого самолета. А через год покупает у ОАО „Ил“ конструкторскую документацию на проект модернизации. По сути, вся разработка и реализация программы модернизации самолетов Ил-76 была проведена силами компании „Волга-Днепр“ при формальном участии Ильюшина. В данном случае ставка на производство самолета с нуля, а не на ремонт и модернизацию существующих самолетов полностью себя оправдала… Реализовав проект постройки пяти модернизированных самолетов Ил-76ТД-90ВД, авиакомпания получила доминирующее положение на рынке перевозки негабаритных грузов на европейских направлениях и в США», — писала Lenta.ru .

Полеты прерванные и продолженные

Справедливости ради стоит отметить, что антарктический опыт семейство «семьдесят шестого» начало получать не вчера и даже не позавчера. Еще в далеком феврале 1986 года впервые в мире была произведена посадка тяжелого транспортного самолета в Антарктиде на — внимание! — снежно-ледовую взлетно-посадочную полосу. И этим самолетом оказался как раз Ил-76ТД. Его первый полёт проходил по маршруту Москва — Ленинград — Ларнака — Джибути — Мапуту — Молодежная — Новолазаревская и обратно. «В восьмидесятом году мы радовались Ил-18Д, который начал регулярные полёты в Антарктиду. Сейчас настал черед Ил-76ТД. Без мощных тяжёлых самолётов, способных обеспечивать грузами действующие станции, в том числе и „Восток“, изучение Антарктиды будет идти медленно. Этот рейс открывает перед нами новые перспективы, и мы на него возлагаем большие надежды…», — вспоминал тогда директор Арктического и антарктического НИИ Борис Крутских. А спустя 29 лет, в ноябре прошлого года впервые выполнил посадку на такую же ледовую взлетно-посадочную полосу в Антарктиде уже самолет Ил-76ТД-90ВД авиакомпании «Волга-Днепр», вылетевший из Кейптауна. Прошла еще пара недель — и тот же Ил-76ТД-90ВД еще и отработал в Антарктиде (и тоже впервые) «десантирование груза парашютным способом» — на удаленный труднодоступный антарктический аэродром со станции Новолазаревская было доставлено двести бочек топлива для вертолетов и самолетов малой авиации.

Ну и в ноябре 2016 года самолет успешно выполнил — цитируем пресс-службу «ОАК» — «прерванный и продолженный взлеты со снежно-ледовой взлетно-посадочной полосы с имитацией отказа двигателя, дифференциальное торможение (торможение только стойками шасси, расположенными по одному из бортов самолета), посадку с одним неработающим двигателем (переведенным на малый газ). Была проверена управляемость самолета на снежно-ледовом покрытии при асинхронной тяге, вызванной возможным отказом двигателя. Проведенные испытания подтвердили безопасность эксплуатации самолета Ил-76ТД-90ВД в Антарктиде в подобных ситуациях, рекомендации экипажу о действиях при отказе двигателя будут внесены в руководство по летной эксплуатации самолета».

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Денис Денисов

Директор украинского филиала Института стран СНГ

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Сергей Марков

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ