18+
понедельник, 25 сентября
Армии и войны

Точка роста для «горбатого»

Минобороны уже ждет модернизированные Ил-76МД-М

  
3285
Самолет Ил-76МД во время стратегических командно-штабных учений "Кавказ-2016"
Самолет Ил-76МД во время стратегических командно-штабных учений «Кавказ-2016» (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

На днях СМИ сообщили интересную новость: Минобороны заключило первый контракт на серийную модернизацию военно-транспортного самолета Ил-76. РИА «Новости» уточняет, что речь идет о модернизации Ил-76МД — по условиям контракта, до конца 2018 года оборонное ведомство должно получить три самолета Ил-76 МД-М.

Рождение тяжеловеса

Ульяновский этап биографии основного самолета российской военно-транспортной авиации — «горбатого» Ил-76 — начался в нулевые. До этого «семьдесят шестой» на протяжении многих лет выпускали на «чкаловском» авиапредприятии в Ташкенте, но затем предприятие, вполне в духе лихих девяностых, переквалифицировалось на выпуск бытовых товаров.

Впервые в воздух Ил-76 поднялся в далеком 1971 году, а через два года был принят на вооружение. И это был не просто первый отечественный военно-транспортный самолет с реактивными двигателями — перед его конструкторами ставилась задача как минимум сохранить характеристики Ан-12 57 года рождения (на замену которого и был призван «семьдесят шестой»), шагнув при этом вперед в плане автономности эксплуатации и его «совместимости» с грунтовыми аэродромами ограниченных размеров. Предназначался Ил-76, главным образом, для оперативной транспортировки крупногабаритных грузов и десантирования боевой техники воздушно-десантных и мотострелковых подразделений. Первые версии «семьдесят шестого» имели взлетную массу в 170 тонн при грузоподъемности в 28 тонн. По слухам, проговаривалась возможность использования Ил-76 даже в качестве бомбардировщика.

В 1978 году в воздух поднялся транспортный самолет Ил-76М, отличающийся от базового усиленным фюзеляжем и повышенной грузоподъемностью, а через пару лет свой первый полет совершил уже Ил-76МД — модернизированный дальний самолет, построенный на базе Ил-76М.

Испытание Афганистаном

Показательный момент: в феврале 2016 года в статье «Зачем 35-летний Ил-76 делать секретным» мы рассказывали о том, что летно-исследовательский институт имени Громова в качестве носителя гиперзвуковой летающей лаборатории выбрал именно «старый добрый» Ил-76 МД, несмотря на то, что к тому времени у самого «семьдесят шестого» уже появился целый ряд более современных и более мощных модификаций.

Усиленная конструкция шасси и планера, еще более внушительные способности в грузоподъемности (до 48 тонн) и автономности (до двух месяцев вдали от родного аэродрома) — планировалось, что Ил-76 МД будет активно задействован не только при переброске боевой техники и транспортировке больных, но и, например, при тушении пожаров в труднодоступных местах. К слову, чаще всего непосредственным конкурентом Ил-76МД назывался и называется С-141 Starlifter американской фирмы Lockheed, при этом отмечается, что наш дальний дает американцу заметную фору как раз в части неприхотливости к качеству аэродромов и корректности своего поведения при длительной автономной эксплуатации. Ну а свою надежность Ил-76МД в полной мере доказал во время войны в Афганистане. Есть даже легенда, по которой в российский самолет на высоте 7,5 тысяч метров попала ракета, которая вырвала у него внушительный кусок обшивки фюзеляжа, но, тем не менее, машина смогла пройти еще 200 километров, после чего благополучно совершила посадку.

Синица в руке или…

С другой же стороны, никуда не деться от того, что со времени рождения Ил-76МД уже прошло более тридцати лет. В мае 2014 года стало известно о том, что Минобороны сформулировало техническое задание на перспективный транспортный самолет, готовый заменить Ил-76 и еще более тяжелый Ан-22 (считается самым большим в мире турбовинтовым самолетом). Новая разработка получила сразу несколько рабочих названий: в одних случаях ее называют ПАК ТА (перспективный авиакомплекс транспортной авиации), в других — «Ермак». Известно, что за основу будущего «сверхгиганта» (шутка ли — самый большегрузный самолет в мире) решено взять Ил-106 — тяжелый транспортник, разработанный на смену Ил-76 в начале 90-х, но из-за экономических и прочих ситуаций, так и оставшийся тогда проектом. По предварительным данным, взлететь ПАК ТА должен к середине 2020-х годов.

Тем временем, и сам Ил-76 продолжает модернизироваться и модифицироваться. В феврале 2016 года в воздух впервые поднялся Ил-76 МД-М — «модифицированный дальний модернизированный» 76-й. В пресс-службе предприятия тогда сообщили, что модернизация затронула пилотажно-навигационное, радиосвязное, светотехническое и бытовое оборудование, а также средства обороны. Устаревшее (снятое с производства) оборудование на новом самолете было заменено на современное, а назначенный срок службы самолета продлен с 30 до 40 лет. А в конце октября заместитель гендиректора авиакомплекса имени Илюшина Сергей Артюхов заявил, что после завершения госиспытаний в следующем году начнется серийная модернизация всех Ил-76МД, которые находятся в строю Воздушно-космических сил России.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ