18+
суббота, 29 апреля
Армии и войны

Защита для оборонного завода

Зачем в Саратовской области банкротят крупное предприятие

  
2697
Защита для оборонного завода
Фото: Global Look Press

Едва миновали все выборы, довыборы и перевыборы, как пришло нерадостное известие из Саратовской области: там оказался «законсервирован» 9-й ЦАРЗ — оборонное предприятие с более чем 70-летней историей. Как сообщает ИА «СарИнформ», завод находится на грани полного закрытия. По сути, зная, чем и как жил завод последние несколько лет, подобного следовало ожидать. И оттого вся ситуация выглядит еще безрадостнее.

Выжить в девяностые

Основная деятельность 9-го центрального авторемонтного завода — капитальный ремонт и модернизация гусеничной и автомобильной техники. Свою историю на заводе ведут с 1941−42 годов, когда в Энгельс были эвакуированы трактороремонтные заводы из Киева и Харькова, и созданная на их базе ремонтная база была переименована в автобронетанковый ремонтный завод № 9. Во второй половине 50-х завод начал обустраиваться на своем сегодняшнем месте — в поселке Новое Осокорье. В 1963 году, как гласит заводская летопись, «заводу было поручено освоение ремонта многоосных колесных тягачей семейства МАЗ» — в том числе тех самых тяжеленных «Ураганов», от характерного гула которых звенели окна в домах достаточно мирного провинциального поселка. За выполнение этого задания завод впервые получил переходящее Красное знамя Главного автобронетанкового управления Министерства обороны… Успевал при этом 9 ЦАРЗ заниматься и тем, что называется, развитием соцсферы: шефство над детским садом и школой. Был в поселке «девятовский» продуктовый магазин и даже управляющая компания «9 ЦАРЗ». Да и собственно, первую девятиэтажку в поселке тоже построили именно военные.

Даже 90-е прошли для 9 ЦАРЗ сравнительно безболезненно. Во всяком случае, завод не простаивал из-за резкого снижения оборонзаказа ни дня, вовремя «переквалифицировавшись» на ремонт автодрезин и специального подвижного состава для Министерства путей сообщения. В самом начале нулевых завод осваивает ремонт знаменитой «мотолыги» — советского плавающего бронетранспортера МТ-ЛБ. Несмотря на то, что проектировалась «мотолыга» в начале 60-х как чисто транспортный или санитарный вездеход, ее (его) массово использовали как на Крайнем Севере, так и в ходе войны в Афганистане, в Приднестровье, Чечне, Южной Осетии, событиях на востоке Украины.

В феврале 2007 года к заводу был присоединен 16-й ЦАРЗ, который фактически стал его самарским филиалом. А через пару лет ФГУП «9 ЦАРЗ» было реорганизовано в одноименное ОАО. С декабря 2010 года, по некоторым данным, практически все акции ОАО «9 ЦАРЗ» принадлежат московскому «Спецремонту», входящему в структуру еще одного открытого акционерного общества — «Оборонсервис», получившего позже такую нехорошую славу.

Карьера полковника Шинкаренко

Чуть ли не двадцать лет 9-м ЦАРЗ в Энгельсе руководил Александр Шинкаренко. Полковник (так и тянет сказать — «настоящий»), награжденный орденом «Красная Звезда» и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, районный депутат и даже председатель местного украинского национально-культурного центра. О причинах его ухода в 2009 году основная публика узнала не сразу, а лишь когда прошел слух о том, что Шинкаренко рассматривается в качестве одного из претендентов на оказавшуюся вдруг сверхвостребованной должность руководителя областного совета ДОСААФ. Тогда-то волной разнообразного пиара и был внесен «сор из избы». Оказалось, в 2007 году Шинкаренко как физическое лицо начал сдавать в аренду одному из подрядчиков ЦАРЗ-а — заводу «Прогресс» — импортный токарный станок за 200 тысяч в месяц, а позже еще и ссудил «Прогрессу» полтора миллиона рублей. И дело не только в том, что не совсем понятно, откуда у него взялся тот самый станок — ведь ФЗ «О статусе военнослужащего», мягко говоря, не приветствовал подобную коммерческую деятельность полковника. В октябре 2008 года Шинкаренко вдруг потребовал от «Прогресса» досрочного погашения ссуды (причем, часть документов была подписана Шинкаренко как физическим лицом, а часть — как начальником 9-го ЦАРЗ), или передачи 90% долей завода своей жене за 4 миллиона 850 тысяч рублей. В итоге «сделка» по «Прогрессу», которая слишком уж смахивала на рейдерский захват, сорвалась, однако из-за скандала полковник с поста директора вынужден был уйти. Причем, людская молва гласит, что сначала Шинкаренко «ушли» из директоров, после чего он восстановился по решению суда, но вскоре уволился уже сам. Не очень славно закончилась его и депутатская карьера — последним ее «бенефисом» стало участие в шумной кампании по дискредитации команды бывшего главы Энгельсского района Михаила Лысенко. Брошенный «на амбразуру» и камеры телеканалов (в то время как будущие «герои районного уровня» оказались в тени) экс-директор 9-го ЦАРЗ взялся за дело с полковничьей самоотдачей и риторикой, объявив себя вр.и.о. главы района — за это (опять-таки, по слухам) ему обещали место, чуть ли не главы администрации района, но там тоже в итоге, на должности пришли совсем другие люди. Зато, в 2014 году, как писало «Общественное мнение» Шинкаренко стал членом Общественной палаты города Саратова.

Кроме того, Шинкаренко А. В. сегодня значится директором и одним из соучредителей ООО «СпецМашИнвест» — компании, занимающейся, по данным из открытых источников, торговлей автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. В 2016 году уже и эта компания попадала в центр скандала — государственная инспекция труда выявила там двухмесячную задолженность по зарплате перед 121 работником на общую сумму более 4 с половиной миллионов рублей. «Принято решение о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении генерального директора и юридического лица», — сообщила пресс-служба ведомства. По состоянию на 24 сентября 2016 года, если верить открытой базе судебных приставов, ОАО «СпецМашИнвест» из Энгельса задолжало почти полмиллиона рублей, который должно было выплатить по решению арбитражного суда, и так и не выплатило штраф в размере 10 000 рублей (за ту самую задолженность по зарплате?) Что ж, видимо, каждому времени нужны разные общественники.

«Практикуется в наших компетентных органах «работа по заказу»

Так или иначе, но с уходом Шинкаренко в конце 2009 года, испытания для 9-го завода еще только начинались. В январе 2013 года окажется, что военная прокуратура Центрального военного округа возбудила уголовное дело о мошенничестве — по данным ведомства, еще в марте 2010 года с 9-м ЦАРЗ были заключены госконтракты на выполнение капитального ремонта, восстановление и техобслуживание гусеничных транспортеров. Для этого завод в свою очередь заключил договоры с поставщиками запчастей. После ремонта должностные лица 9 ЦАРЗ якобы предоставили в Минобороны ложные бумаги об исполнении данного госконтракта, а чиновники министерства их утвердили без проверки и перечислили положенные деньги. «В ходе проверки выяснилось, что договоры от имени соисполнителей заключены неустановленными лицами, а представленные ими для ремонта военной техники запасные части, комплектующие и материалы некачественные, что повлекло причинение ущерба государству на сумму свыше 266,2 миллиона рублей», — заявили тогда в прокуратуре.

На сторону завода встал тогдашний министр промышленности Саратовской области Сергей Лисовский. «За последние три года со стороны воинских частей, эксплуатирующих специальную технику, прошедшую ремонт и модернизацию на „9 ЦАРЗ“, не выставлено ни одной рекламации на качество выполненных работ» — процитирует слова чиновника РИА «Новости». При этом Лисовский еще и обвинит Минобороны в несвоевременном заключении госконтрактов и задержках финансирования по ним — мол, из-за этого тот же 9-й завод вынужден простаивать. Более того, через несколько месяцев в интервью одному из саратовских информагентств министр Лисовский заверит журналистов, что то самое уголовное дело так ничем и не закончилось: «Министерство хорошо знало ситуацию на предприятии и просто ясно понимало, что не может быть хищений на такую сумму… К сожалению, практикуется в некоторых наших компетентных органах „работа по заказу“. Это был заказ конкурента. Мы знаем, чей это заказ, какого предприятия, какие высокие лица, или правильнее их назвать „крыши“, крышевали этот процесс. Сейчас завод работает в штатном режиме». О том же — грязных играх конкурентов — заявлял и сменивший Шинкаренко на посту директора завода Владимир Батинов: по его словам, все это началось после того, как Минобороны приостановило отношения с «Муромтепловоз» и ЦАРЗ, замкнув на себе все предприятия, которые раньше работали с Муромом, оказался единственным в России предприятием по ремонту вышеупомянутых «мотолыг» МТ-ЛБ.

Точка банкротства

Однако вскоре после заявления Лисовского главная военная прокуратура заявила об установлении новых фактов превышения должностных полномочий руководством 9-го ЦАРЗ при заключении оборонных госконтрактов. По версии следователей, в 2011 и 2012 годах, некие «должностные лица заказывающих органов» заключили с энгельсским заводом госконтракты на капремонт и модернизацию гусеничных тягачей по ценам, заведомо превышающим установленные правительством. В последующем заказчик подписал акты сдачи-приемки выполненных работ. На основании этих документов на расчетный счет подрядчика неправомерно перечислен почти один миллиард бюджетных рублей. На этот раз уголовное дело было возбуждено по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий).

Почти одновременное с этим инспекция по крупнейшим налогоплательщикам вдруг обязала 9 ЦАРЗ «довыплатить» огромные платежи: более 174 миллионов рублей налога на прибыль, почти 92 миллиона рублей НДС, а также штраф в размере 23,5 миллионов. Подчеркивалось, что в этом виноваты некие нарушения периода 2008−2009 годов. Завод несколько раз пытался обжаловать это решение, но безуспешно. Наконец, плюс к этим миллионным долгам в октябре 2014 года одна компания из Перми потребовала объявить 9 ЦАРЗ банкротом на основании того, что завод задолжал ей за поставку товаров 7,6 миллионов рублей, но эти деньги в Перми так и не увидели. Комментируя это изданию «Коммерсант — Средняя Волга» министр Лисовский заявит, что говорить о банкротстве 9-го завода еще рано.

Дождется ли новый завод «Ростех»

В январе 2016 года, как сообщит «Бизнес-вектор», вопрос снижения объемов производства (68,9%) на 9-м заводе будет поднят на коллегии регионального министерства. Сменивший Лисовского на посту министра Максим Шихалов объяснит это упомянутыми выше санкциями налоговой службы и переходом завода в другое ведомство. В июне тот же Шихалов снова назовет 9 ЦАРЗ в числе проблемных — «сложность его положения состоит в том, что сейчас оно находится в стадии передачи от Минобороны в „Ростех“. Это привело к образованию задолженности по налогам и платежам за коммунальные ресурсы. В настоящее время счета предприятия заблокированы», — напишет «СарБК».

А спустя пару месяцев саратовские журналисты узнают о сокращениях персонала на завод — по данным «Свободных новостей», за лето уже сократили два десятка человек, на сентябрь намечено сократить еще столько же.

Сегодня на 9-м ЦАРЗ уже отключено вода, газ, электричество. А на главной странице сайта предприятия появилось бросающееся в глаза объявление: срочно предлагаем в аренду производственные, складские помещения, открытые площадки для хранения грузов, гостиницы, столовой, клуба, овощехранилища…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Павел Салин

Политолог

Сергей Марков

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ