18+
понедельник, 27 марта
Армии и войны

Ракетный комплекс отправляют в Арктику

Станет ли гусеничный транспортер новым Тором

  
1552
Зенитно-ракетный комплекс "Тор-М2"
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2» (Фото: БелТА/ ТАСС)

Уже к концу октября 2016 года должен быть готов опытный образец специальной модификации зенитно-ракетного комплекса Тор-М2 для применения в условиях Арктики и Дальнего Севера. Соответствующий договор на проведение опытно-конструкторских работ, который ижевский электромеханический завод «Купол» заключил с машиностроительной компанией «Витязь» из Ишимбая (Башкортостан), размещен на портале госзакупок. Согласно этому договору, разрабатываться комплекс будет на базе выпускаемого «Витязем» двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30ПМ.

«Бесчеловечность» при арктических температурах

Напомним, ижевский «Купол» сегодня входит в перечень головных предприятий-изготовителей концерна военно-космической обороны «Алмаз-Антей», и собственно является производителем целого семейства всепогодных тактических зенитно-ракетных Торов. Об истории этих российских «техноинкарнаций» грозного германо-скандинавского бога громы и молнии мы рассказывали в материале «Ракетная „рукавица“ научилась стрелять на ходу». Напомним лишь: едва только появился Тор-М2, как военные заявили, что он, как минимум, в два раза превосходит по своим основным тактико-техническим характеристикам базовый Тор-М. Согласно информации, выложенной в свободный доступ, максимальная горизонтальная дальность поражения комплекса Тор-М2 составляет 12 километров, максимальная скорость движения поражаемых целей — 700 метров в секунду; комплекс способен одновременно обрабатывать до 48 целей и обстреливать четыре цели… В зенитно-ракетные Торы изначально закладывалась способность самостоятельно контролировать участок воздушного пространства и сбивать в воздухе все, что опознано специальной системой. А позже, уже в 2016 году на ижевском «Куполе» заявили, что намерены сделать Тор вообще полностью роботизированным, способным сбивать цели без какого бы то ни было человеческого участия. Мол, и сейчас там теоретически все может прекрасно обходиться без оператора, но на практике пока лучше подстраховываться, особенно в условиях сильных помех.

Что же касается машиностроительной компании «Витязь», то она в чисто оборонно-промышленном плане пока, возможно, и не столь известна как тот же «Купол». Зато «Витязь» популярен в качестве торговой марки болотоходов и гусеничных транспортеров («наземных транспортных средств высокой проходимости»), способных работать при температуре вплоть до минус 50, которые выпускаются на заводе в Ишимбае, бывшем «Ишимбайтрансмаше». Впрочем, несколько лет назад завод вошел в состав бронетанкового холдинга «Уралвагонзавод».

Учитесь плавать

О планах по созданию нового бронетранспортера для Крайнего Севера говорили еще в прошлом году. Причем, сразу оговаривалось, что этот БТР, скорее всего, будет двухзвенным. «Двухзвенный — это значит сочлененные между собой два элемента: первый элемент — это там, где непосредственно находится силовая установка, отделение управления; а второй элемент — там находится в основном десантное отделение или различные системы вооружения», — рассказывал замглавы «Уралвагонзавода» Вячеслав Халитов. По его словам, такие машины, «показывают просто превосходную проходимость, особенно в труднопроходимых местах, таких как заболоченная местность, арктическая зона». По некоторым данным, гидравлические цилиндры, расположенные между этими двумя «звеньями» позволяют запросто преодолевать преграды до полутора метров высотой.

К тому времени, «гражданскую» обкатку Севером и Заполярьем уже прошел не один гусенично-вездеходный ишимбайский «Витязь». Если же брать конкретно ДТ-30, то он в сравнении со своим предшественником ДТ-10, который начал выпускаться еще в 1977 году, отличался большей (в три раза!) максимальной грузоподъемностью — с 10 до 30 тонн. Кроме того, именно ДТ-30, как выяснилось позже, предполагал возможность «трансформации» гражданского вездехода в боевую единицу. «О такой возможности говорил и сам автор идеи этого вездехода — Алексей Степанов. Он прямо заявлял о том, что двухзвеньевая машина может иметь совершенно страшную компоновку — передняя часть может иметь танковую башню, по функционалу ничем не уступающую классической бронетехнике, а на задней части вполне может разместить ракетно-пушечное вооружение для борьбы с авиацией противника — с вертолетами и самолетами», — рассказал выпускник МАДИ, кандидат технических наук и руководитель отдела испытаний спецтранспорта Виктор Колесников. Что ж так, по сути, в итоге и получилось. Остается только добавить, что буква «М» в названии вездехода ДТ-30ПМ, выбранного для арктического зенитного ракетного комплекса, означает, судя по всему, «модернизированный», а буква «П» — согласно правилам компании «Витязь» — возможность плавать.

Итак, опытные образцы боевой машины Тор-М2ДТ и мобильной мастерской для ее (его) техобслуживания на том же шасси должны, по условиям упомянутого договора, должны быть готовы к 30 октября 2016 года; к 30 мая 2017 — проведены типовые испытания изделий. Начальная (максимальная) цена договора - почти 122,5 миллиона рублей. Ждем, что получится в итоге.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ