18+
понедельник, 24 апреля
Армии и войны

Ракетный комплекс отправляют в Арктику

Станет ли гусеничный транспортер новым Тором

  
1566
Зенитно-ракетный комплекс "Тор-М2"
Зенитно-ракетный комплекс «Тор-М2» (Фото: БелТА/ ТАСС)

Уже к концу октября 2016 года должен быть готов опытный образец специальной модификации зенитно-ракетного комплекса Тор-М2 для применения в условиях Арктики и Дальнего Севера. Соответствующий договор на проведение опытно-конструкторских работ, который ижевский электромеханический завод «Купол» заключил с машиностроительной компанией «Витязь» из Ишимбая (Башкортостан), размещен на портале госзакупок. Согласно этому договору, разрабатываться комплекс будет на базе выпускаемого «Витязем» двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30ПМ.

«Бесчеловечность» при арктических температурах

Напомним, ижевский «Купол» сегодня входит в перечень головных предприятий-изготовителей концерна военно-космической обороны «Алмаз-Антей», и собственно является производителем целого семейства всепогодных тактических зенитно-ракетных Торов. Об истории этих российских «техноинкарнаций» грозного германо-скандинавского бога громы и молнии мы рассказывали в материале «Ракетная „рукавица“ научилась стрелять на ходу». Напомним лишь: едва только появился Тор-М2, как военные заявили, что он, как минимум, в два раза превосходит по своим основным тактико-техническим характеристикам базовый Тор-М. Согласно информации, выложенной в свободный доступ, максимальная горизонтальная дальность поражения комплекса Тор-М2 составляет 12 километров, максимальная скорость движения поражаемых целей — 700 метров в секунду; комплекс способен одновременно обрабатывать до 48 целей и обстреливать четыре цели… В зенитно-ракетные Торы изначально закладывалась способность самостоятельно контролировать участок воздушного пространства и сбивать в воздухе все, что опознано специальной системой. А позже, уже в 2016 году на ижевском «Куполе» заявили, что намерены сделать Тор вообще полностью роботизированным, способным сбивать цели без какого бы то ни было человеческого участия. Мол, и сейчас там теоретически все может прекрасно обходиться без оператора, но на практике пока лучше подстраховываться, особенно в условиях сильных помех.

Что же касается машиностроительной компании «Витязь», то она в чисто оборонно-промышленном плане пока, возможно, и не столь известна как тот же «Купол». Зато «Витязь» популярен в качестве торговой марки болотоходов и гусеничных транспортеров («наземных транспортных средств высокой проходимости»), способных работать при температуре вплоть до минус 50, которые выпускаются на заводе в Ишимбае, бывшем «Ишимбайтрансмаше». Впрочем, несколько лет назад завод вошел в состав бронетанкового холдинга «Уралвагонзавод».

Учитесь плавать

О планах по созданию нового бронетранспортера для Крайнего Севера говорили еще в прошлом году. Причем, сразу оговаривалось, что этот БТР, скорее всего, будет двухзвенным. «Двухзвенный — это значит сочлененные между собой два элемента: первый элемент — это там, где непосредственно находится силовая установка, отделение управления; а второй элемент — там находится в основном десантное отделение или различные системы вооружения», — рассказывал замглавы «Уралвагонзавода» Вячеслав Халитов. По его словам, такие машины, «показывают просто превосходную проходимость, особенно в труднопроходимых местах, таких как заболоченная местность, арктическая зона». По некоторым данным, гидравлические цилиндры, расположенные между этими двумя «звеньями» позволяют запросто преодолевать преграды до полутора метров высотой.

К тому времени, «гражданскую» обкатку Севером и Заполярьем уже прошел не один гусенично-вездеходный ишимбайский «Витязь». Если же брать конкретно ДТ-30, то он в сравнении со своим предшественником ДТ-10, который начал выпускаться еще в 1977 году, отличался большей (в три раза!) максимальной грузоподъемностью — с 10 до 30 тонн. Кроме того, именно ДТ-30, как выяснилось позже, предполагал возможность «трансформации» гражданского вездехода в боевую единицу. «О такой возможности говорил и сам автор идеи этого вездехода — Алексей Степанов. Он прямо заявлял о том, что двухзвеньевая машина может иметь совершенно страшную компоновку — передняя часть может иметь танковую башню, по функционалу ничем не уступающую классической бронетехнике, а на задней части вполне может разместить ракетно-пушечное вооружение для борьбы с авиацией противника — с вертолетами и самолетами», — рассказал выпускник МАДИ, кандидат технических наук и руководитель отдела испытаний спецтранспорта Виктор Колесников. Что ж так, по сути, в итоге и получилось. Остается только добавить, что буква «М» в названии вездехода ДТ-30ПМ, выбранного для арктического зенитного ракетного комплекса, означает, судя по всему, «модернизированный», а буква «П» — согласно правилам компании «Витязь» — возможность плавать.

Итак, опытные образцы боевой машины Тор-М2ДТ и мобильной мастерской для ее (его) техобслуживания на том же шасси должны, по условиям упомянутого договора, должны быть готовы к 30 октября 2016 года; к 30 мая 2017 — проведены типовые испытания изделий. Начальная (максимальная) цена договора - почти 122,5 миллиона рублей. Ждем, что получится в итоге.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Денис Денисов

Директор украинского филиала Института стран СНГ

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Сергей Марков

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ