18+
четверг, 21 сентября
Армии и войны

«Белый лебедь» по контракту

Контуры новейшего сверхзвукового стратегического ракетоносца вырисовываются все четче

  
4344
Ту-160
Ту-160 (Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС)

Минобороны РФ заключило два контракта на разработку цифровой документации и на воспроизводство стратегического ракетоносца Ту-160М2. Об этом сообщило на днях РИА «Новости» со ссылкой на замминистра обороны Юрия Борисова, который провел посвященное этой теме заседание межведомственной рабочей группы на базе АО «Кузнецов» — крупном предприятии в Самаре, уже несколько поколений занимающемся авиационным и космическим двигателестроением.

Фальстарт «лебединой песни»?

С самого начала нетрудно догадаться, что Ту-160М2 есть ни что иное, как модернизированная версия легендарного «сто шестидесятого», «Белого лебедя». Самый мощный и крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой «стрелой» крыла, носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками. Самый тяжелый боевой самолет и едва ли не самый скоростной, на котором было поставлено несколько мировых рекордов. В феврале 2016 года, в материале «Возвращение белого лебедя», мы подробно рассказали о том, насколько масштабным для всей отечественной стратегической авиации был этот проект (по самым примерным подсчетам в нем участвовало никак не меньше 800 предприятий), какой уникальный не только для своего времени бомбардировщик-ракетоносец, благодаря нему, в 80-х начал серийно выпускаться на Казанском авиационном производственном объединении. Фраза, якобы брошенная кем-то из летчиков-испытателей Ту-160 о том, что «машина» просто покоряет своими богатыми возможностями и чувствуется что в спину конструкторам «Туполева» никто не дышит, может, конечно, оказаться апокрифом (тем более что их во всей этой истории тоже хватает), но апокрифом в любом случае показательным. Там же мы рассказали и о том, как уже в начале 90-х этот проект бездарнейшим образом принесли в жертву (тогда казалось, что окончательно) «улучшению российско-американских отношений». А уже меньше чем через десяток лет, Россия принялась пытаться собрать оставшиеся «сто шестидесятые» у ближайших соседей — в частности, у Украины, благо за рубеж ни один «сто шестидесятый» в ту пору уйти не успел. Но и в нулевых, и уж тем более в «десятых», становилось все очевиднее, что нужда в таком бомбардировщике-ракетоносце, как «сто шестидесятый», как минимум, не отпала. «Серийным выпуском стратегических Ту-160 Россия еще раз подтвердила свой статус великой авиационной державы и родины тяжелого самолетостроения. Когда в первую мировую авиаторы на Западе отважно стрекотали в небе на «Вуазенах», «Блерио», «Ньюпорах» и «Фарманах» с одним движком, русские покоряли фронтовое небо на четырехмоторных кораблях с богатырским именем «Илья Муромец», — провел исторические параллели бывший командующий ВВС России генерал Петр Дейнекин.

Повод опасаться для Запада

В 2007 году Россия даже официально возобновила полеты стратегической авиации в отдаленные регионы на постоянной основе (они были прекращены практически одновременно с отказом от выпуска Ту-160). Но все же, более-менее определенно можно было говорить о полноценном начале восстановления проекта «Ту-160» стало можно лишь спустя почти десять лет, в 2015 году. Простое ли совпадение, но почти тогда же Ту-160 успешно были применены в боевых операциях в Сирии, нанеся несколько ударов крылатыми ракетами по позициям запрещенного в России ИГИЛ.

Первой точкой приближения стало весьма однозначная растиражированная СМИ характеристика, данная «сто шестидесятому» министром обороны РФ Сергеем Шойгу — уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности. Спустя несколько месяцев замминистра Юрий Борисов заявил журналистам о планах оборонного ведомства начать производство модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2. По его словам, это будет новый самолет, сохранивший от своего предшественника лишь летно-технические характеристики да внешний вид фюзеляжа — вооружение же и вся радиоэлектроника обещаны ему принципиально новые. Да и вообще, по словам Борисова, Ту-160М2 будет чуть ли не в два с половиной раза эффективнее классического «Белого лебедя». Тогда же была обозначена и примерная дата возобновления производства этой новой реинкарнации Ту-160 — 2023 год. После этого в СМИ стали регулярно появляться сообщения типа: для нового Ту-160 разработали специальную систему навигации по звездам, которая гораздо надежнее спутниковых навигационных систем и т. д. Естественно, все это не могло не вызывать живой интерес и за рубежом.

Эксперт Лондонского Королевского объединенного института оборонных исследований Игорь Сутягин заявлял в Daily Mail: новый российский сверхзвуковой Ту-160 однозначно превосходит по многим параметрам истребители «Typhoon», охраняющие британское воздушное пространство. Мол, «не по зубам» он им, со всеми вытекающими. А в марте 2016-го аналитик американского «The National Interest» Дейв Маджумдар достаточно опасливо отметил в статье, специально посвященной модернизированному «сто шестидесятому», следующее: «Несмотря на значительные изменения в электронной „начинке“, самолет сохранит свое главное предназначение. Это стратегический бомбардировщик ядерного сдерживания и, в отличие от малозаметных американских В-2 или В-21, он имеет другой козырь — молниеносная быстрота и крылатые ракеты с ядерными боеголовками».

Словно сорок пять лет назад…

В марте 2016 года на Казанском авиастроительном заводе сообщили о грядущей масштабной модернизации и техническом переоснащении конкретно под выпуск Ту-160М2. А месяцем позже министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов подчеркнул, что вообще-то в этом крупнейшем инвестпроекте участвует 13 (на тот момент) предприятий региона и список этот, скорее всего, будет увеличиваться. Словом, создавать новый стратегический ракетоносец под старым брендом пришлось снова «всем миром» — также как и его предшественника, классический «Белый лебедь» за сорок с лишним лет до этого. Что же касается самарского «Кузнецова», то там обещают уже к концу этого года сдать первые двигатели НК-32 с улучшенными характеристиками для будущих Ту-160М2. «До конца текущего года завод должен сдать нам первые четыре двигателя, и еще один для проведения квалификационных испытаний. В то же время мы потребовали от заводчан предоставить график снижения стоимости на новые двигатели НК-32−02, что связанно с выходом на серийное производство», — заявил после недавнего визита на предприятие замминистра обороны РФ Юрий Борисов.

В любом случае, при всех «подвижках», соблюдениях графиков и «продвижениях» ожидать начала производства Ту-160М2 раньше упомянутого 2023 года, по-прежнему, не стоит. Да оно и понятно, все-таки слишком многое за это время было утеряно…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ