18+
четверг, 19 января
Армии и войны

«Белый лебедь» по контракту

Контуры новейшего сверхзвукового стратегического ракетоносца вырисовываются все четче

  
3961
Ту-160
Ту-160 (Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС)

Минобороны РФ заключило два контракта на разработку цифровой документации и на воспроизводство стратегического ракетоносца Ту-160М2. Об этом сообщило на днях РИА «Новости» со ссылкой на замминистра обороны Юрия Борисова, который провел посвященное этой теме заседание межведомственной рабочей группы на базе АО «Кузнецов» — крупном предприятии в Самаре, уже несколько поколений занимающемся авиационным и космическим двигателестроением.

Фальстарт «лебединой песни»?

С самого начала нетрудно догадаться, что Ту-160М2 есть ни что иное, как модернизированная версия легендарного «сто шестидесятого», «Белого лебедя». Самый мощный и крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолет с изменяемой «стрелой» крыла, носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками. Самый тяжелый боевой самолет и едва ли не самый скоростной, на котором было поставлено несколько мировых рекордов. В феврале 2016 года, в материале «Возвращение белого лебедя», мы подробно рассказали о том, насколько масштабным для всей отечественной стратегической авиации был этот проект (по самым примерным подсчетам в нем участвовало никак не меньше 800 предприятий), какой уникальный не только для своего времени бомбардировщик-ракетоносец, благодаря нему, в 80-х начал серийно выпускаться на Казанском авиационном производственном объединении. Фраза, якобы брошенная кем-то из летчиков-испытателей Ту-160 о том, что «машина» просто покоряет своими богатыми возможностями и чувствуется что в спину конструкторам «Туполева» никто не дышит, может, конечно, оказаться апокрифом (тем более что их во всей этой истории тоже хватает), но апокрифом в любом случае показательным. Там же мы рассказали и о том, как уже в начале 90-х этот проект бездарнейшим образом принесли в жертву (тогда казалось, что окончательно) «улучшению российско-американских отношений». А уже меньше чем через десяток лет, Россия принялась пытаться собрать оставшиеся «сто шестидесятые» у ближайших соседей — в частности, у Украины, благо за рубеж ни один «сто шестидесятый» в ту пору уйти не успел. Но и в нулевых, и уж тем более в «десятых», становилось все очевиднее, что нужда в таком бомбардировщике-ракетоносце, как «сто шестидесятый», как минимум, не отпала. «Серийным выпуском стратегических Ту-160 Россия еще раз подтвердила свой статус великой авиационной державы и родины тяжелого самолетостроения. Когда в первую мировую авиаторы на Западе отважно стрекотали в небе на «Вуазенах», «Блерио», «Ньюпорах» и «Фарманах» с одним движком, русские покоряли фронтовое небо на четырехмоторных кораблях с богатырским именем «Илья Муромец», — провел исторические параллели бывший командующий ВВС России генерал Петр Дейнекин.

Повод опасаться для Запада

В 2007 году Россия даже официально возобновила полеты стратегической авиации в отдаленные регионы на постоянной основе (они были прекращены практически одновременно с отказом от выпуска Ту-160). Но все же, более-менее определенно можно было говорить о полноценном начале восстановления проекта «Ту-160» стало можно лишь спустя почти десять лет, в 2015 году. Простое ли совпадение, но почти тогда же Ту-160 успешно были применены в боевых операциях в Сирии, нанеся несколько ударов крылатыми ракетами по позициям запрещенного в России ИГИЛ.

Первой точкой приближения стало весьма однозначная растиражированная СМИ характеристика, данная «сто шестидесятому» министром обороны РФ Сергеем Шойгу — уникальная машина, опередившая время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшая в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности. Спустя несколько месяцев замминистра Юрий Борисов заявил журналистам о планах оборонного ведомства начать производство модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2. По его словам, это будет новый самолет, сохранивший от своего предшественника лишь летно-технические характеристики да внешний вид фюзеляжа — вооружение же и вся радиоэлектроника обещаны ему принципиально новые. Да и вообще, по словам Борисова, Ту-160М2 будет чуть ли не в два с половиной раза эффективнее классического «Белого лебедя». Тогда же была обозначена и примерная дата возобновления производства этой новой реинкарнации Ту-160 — 2023 год. После этого в СМИ стали регулярно появляться сообщения типа: для нового Ту-160 разработали специальную систему навигации по звездам, которая гораздо надежнее спутниковых навигационных систем и т. д. Естественно, все это не могло не вызывать живой интерес и за рубежом.

Эксперт Лондонского Королевского объединенного института оборонных исследований Игорь Сутягин заявлял в Daily Mail: новый российский сверхзвуковой Ту-160 однозначно превосходит по многим параметрам истребители «Typhoon», охраняющие британское воздушное пространство. Мол, «не по зубам» он им, со всеми вытекающими. А в марте 2016-го аналитик американского «The National Interest» Дейв Маджумдар достаточно опасливо отметил в статье, специально посвященной модернизированному «сто шестидесятому», следующее: «Несмотря на значительные изменения в электронной „начинке“, самолет сохранит свое главное предназначение. Это стратегический бомбардировщик ядерного сдерживания и, в отличие от малозаметных американских В-2 или В-21, он имеет другой козырь — молниеносная быстрота и крылатые ракеты с ядерными боеголовками».

Словно сорок пять лет назад…

В марте 2016 года на Казанском авиастроительном заводе сообщили о грядущей масштабной модернизации и техническом переоснащении конкретно под выпуск Ту-160М2. А месяцем позже министр промышленности и торговли Татарстана Альберт Каримов подчеркнул, что вообще-то в этом крупнейшем инвестпроекте участвует 13 (на тот момент) предприятий региона и список этот, скорее всего, будет увеличиваться. Словом, создавать новый стратегический ракетоносец под старым брендом пришлось снова «всем миром» — также как и его предшественника, классический «Белый лебедь» за сорок с лишним лет до этого. Что же касается самарского «Кузнецова», то там обещают уже к концу этого года сдать первые двигатели НК-32 с улучшенными характеристиками для будущих Ту-160М2. «До конца текущего года завод должен сдать нам первые четыре двигателя, и еще один для проведения квалификационных испытаний. В то же время мы потребовали от заводчан предоставить график снижения стоимости на новые двигатели НК-32−02, что связанно с выходом на серийное производство», — заявил после недавнего визита на предприятие замминистра обороны РФ Юрий Борисов.

В любом случае, при всех «подвижках», соблюдениях графиков и «продвижениях» ожидать начала производства Ту-160М2 раньше упомянутого 2023 года, по-прежнему, не стоит. Да оно и понятно, все-таки слишком многое за это время было утеряно…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ