18+
понедельник, 22 октября
Армии и войны

Морской фарватер «Калашникова»

Армейский спецназ начал получать от оружейного бренда десантные катера

  
2424
Морской фарватер «Калашникова»
Фото: kalashnikovconcern

Ижевский оружейный бренд «Калашников» начал поставки очередной своей продукции в вооруженные силы РФ. Причем, речь на этот раз идет не об автоматическом оружии, и не о винтовках, а о скоростных катерах — десантно-штурмовом БК-10 и транспортно-десантном БК-16.

«Красиво плывут»

О покупке «Калашниковым» контрольного пакета акций группы «Еврояхтинг Рыбинская верфь» стало известно в прошлом году. Как сообщал «Российский судостроительный портал», в соответствии с новой стратегией развития до 2020 года, направленной на освоение новых сегментов профильного рынка, «Калашников» решил заняться комплексной разработкой и производством высокотехнологичных десантных, поисково-спасательных и прогулочных катеров, продвижением продукции на новые рынки и расширением продаж. Соответственно, катера «рыбинской» торговой марки будут продвигаться под корпоративным брендом «Калашникова».

Вообще, оба названных катера (плюс отчего-то не получивший пока подобной известности оборудованный бронеплитами десантный катер огневой поддержки БК-9), позиционируются их производителем как единая группа многофункциональных десантных катеров. Мол, комплексы их вооружения полностью взаимозаменяемы, каждый из катеров может быть переоборудован под конкретные задачи и требования. «Техническая возможность развивать одинаковую скорость в 40 узлов, равно как и внушительная дальность плавания (до 400 миль), позволяет катерам скоординировано работать на выполнение единой боевой задачи, обеспечивать скоростную доставку десантно-штурмовых групп на берег, поддерживать огнем действия подразделений спецназа и морской пехоты, а также проводить патрульные, диверсионные и противодиверсионные операции», — заявляют в концерне.

Еще одна особенность данного проекта — рождался он не по заказу Минобороны, а как сугубо инициативная разработка «Рыбинской верфи» (простите, теперь «Калашникова»). То есть катера придумывались и разрабатывались по инициативе самого производителя, исходя из его взгляда на сегодняшний спрос, и в надежде обрести будущего заказчика. «Это многофункциональные суда, разработанные в инициативном порядке и в тесной кооперации со специалистами профильных силовых структур России», — признавался гендиректор «Калашникова» Алексей Криворучко, отмечая, что данная разработка не уступает по техническим характеристикам западным аналогам, но значительно выигрывает у них по цене.

В шведских традициях

На сегодняшний момент в контексте «новый катер от Калашникова» чаще всего упоминается именно скоростной десантный БК-16. Его опытный образец был представлен публике в мае 2014 года на выставке в Москве (по некоторым данным на постройку катера ушло порядка девяти месяцев). Через несколько месяцев катера БК-16 и БК-10 ушли в Севастополь, для испытаний в составе Черноморского флота, а уже на следующий год они были приняты в состав ВМФ РФ.

Рассчитанный на 19 десантников БК-16 — и тем более БК-10 с его пассажировместимостью в 10 человек — достаточно компактны. В первом случае максимальная длина до 15 метров, во втором — 10, 5 метров, водоизмещение 20,5 и 4,5 тонны соответственно. Что же касается боевого комплекса, то на выставке в подмосковной Кубинке БК-16 был представлен с всепогодным дистанционно управляемым боевым модулем «калашниковской» разработки — «морской» версии модуля для БТР-ов «Тайфун», оснащенной четырьмя пулеметами калибра 7,62 мм, с гиростабилизацией по двум осям, автоматическим сопровождением подвижной цели и возможностью запоминания до десяти целей неподвижных. Но разработчики подчеркивают, что новые катера могут использовать самое разное сочетание вооружения — вплоть до гранатометов, пусковых установок управляемых ракет и беспилотных летательных разведчиков.

Однако обнаружился тут еще один момент. Внешне слишком уж похож БК-16 на шведский «Combatboat 90» — быстроходный военный катер, принятый на вооружение в самом начале 90-х. Поэтому новый катер автоматически назначили конкурентом еще одному российскому «клону» шведского катера (и соответственно «двойнику» БК-16) — быстроходному патрульному катеру «Раптор», который начал поступать в ВМФ РФ чуть раньше, в 2014 году. По некоторым данным (официально, впрочем, не подтвержденным), «Рапторы» вообще создавались при непосредственном участии специалистов из Швеции, придумавших CB-90. Относительно БК-16 представители «Рыбинской верфи» настаивают все же на собственной разработке, а не «клонировании», что, впрочем, не помешало даже некоторые рекламные проспекты проиллюстрировать одной из версий шведского БК-16.

Неоднозначность проекта

В любом случае, как сообщило на днях ТАСС, концерн «Калашников» уже начал серийные поставки этих своих транспортно-десантных и штурмовых катеров для подразделений специального назначения Минобороны РФ. Что любопытно, еще в начале года многие наблюдатели относились скептически к этому проекту. Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на свой источник близкий Генштабу Минобороны, потребность в таких катерах, конечно, есть, но «об особо крупном заказе говорить не приходится, поскольку они пригодны для переброски малочисленных групп из состава сил спецопераций или морской пехоты». К тому же, компетенции по выпуску подобных малотоннажных судов есть и у многих других российских верфей.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ