18+
суббота, 27 мая
Армии и войны

Морской фарватер «Калашникова»

Армейский спецназ начал получать от оружейного бренда десантные катера

  
2397
Морской фарватер «Калашникова»
Фото: kalashnikovconcern

Ижевский оружейный бренд «Калашников» начал поставки очередной своей продукции в вооруженные силы РФ. Причем, речь на этот раз идет не об автоматическом оружии, и не о винтовках, а о скоростных катерах — десантно-штурмовом БК-10 и транспортно-десантном БК-16.

«Красиво плывут»

О покупке «Калашниковым» контрольного пакета акций группы «Еврояхтинг Рыбинская верфь» стало известно в прошлом году. Как сообщал «Российский судостроительный портал», в соответствии с новой стратегией развития до 2020 года, направленной на освоение новых сегментов профильного рынка, «Калашников» решил заняться комплексной разработкой и производством высокотехнологичных десантных, поисково-спасательных и прогулочных катеров, продвижением продукции на новые рынки и расширением продаж. Соответственно, катера «рыбинской» торговой марки будут продвигаться под корпоративным брендом «Калашникова».

Вообще, оба названных катера (плюс отчего-то не получивший пока подобной известности оборудованный бронеплитами десантный катер огневой поддержки БК-9), позиционируются их производителем как единая группа многофункциональных десантных катеров. Мол, комплексы их вооружения полностью взаимозаменяемы, каждый из катеров может быть переоборудован под конкретные задачи и требования. «Техническая возможность развивать одинаковую скорость в 40 узлов, равно как и внушительная дальность плавания (до 400 миль), позволяет катерам скоординировано работать на выполнение единой боевой задачи, обеспечивать скоростную доставку десантно-штурмовых групп на берег, поддерживать огнем действия подразделений спецназа и морской пехоты, а также проводить патрульные, диверсионные и противодиверсионные операции», — заявляют в концерне.

Еще одна особенность данного проекта — рождался он не по заказу Минобороны, а как сугубо инициативная разработка «Рыбинской верфи» (простите, теперь «Калашникова»). То есть катера придумывались и разрабатывались по инициативе самого производителя, исходя из его взгляда на сегодняшний спрос, и в надежде обрести будущего заказчика. «Это многофункциональные суда, разработанные в инициативном порядке и в тесной кооперации со специалистами профильных силовых структур России», — признавался гендиректор «Калашникова» Алексей Криворучко, отмечая, что данная разработка не уступает по техническим характеристикам западным аналогам, но значительно выигрывает у них по цене.

В шведских традициях

На сегодняшний момент в контексте «новый катер от Калашникова» чаще всего упоминается именно скоростной десантный БК-16. Его опытный образец был представлен публике в мае 2014 года на выставке в Москве (по некоторым данным на постройку катера ушло порядка девяти месяцев). Через несколько месяцев катера БК-16 и БК-10 ушли в Севастополь, для испытаний в составе Черноморского флота, а уже на следующий год они были приняты в состав ВМФ РФ.

Рассчитанный на 19 десантников БК-16 — и тем более БК-10 с его пассажировместимостью в 10 человек — достаточно компактны. В первом случае максимальная длина до 15 метров, во втором — 10, 5 метров, водоизмещение 20,5 и 4,5 тонны соответственно. Что же касается боевого комплекса, то на выставке в подмосковной Кубинке БК-16 был представлен с всепогодным дистанционно управляемым боевым модулем «калашниковской» разработки — «морской» версии модуля для БТР-ов «Тайфун», оснащенной четырьмя пулеметами калибра 7,62 мм, с гиростабилизацией по двум осям, автоматическим сопровождением подвижной цели и возможностью запоминания до десяти целей неподвижных. Но разработчики подчеркивают, что новые катера могут использовать самое разное сочетание вооружения — вплоть до гранатометов, пусковых установок управляемых ракет и беспилотных летательных разведчиков.

Однако обнаружился тут еще один момент. Внешне слишком уж похож БК-16 на шведский «Combatboat 90» — быстроходный военный катер, принятый на вооружение в самом начале 90-х. Поэтому новый катер автоматически назначили конкурентом еще одному российскому «клону» шведского катера (и соответственно «двойнику» БК-16) — быстроходному патрульному катеру «Раптор», который начал поступать в ВМФ РФ чуть раньше, в 2014 году. По некоторым данным (официально, впрочем, не подтвержденным), «Рапторы» вообще создавались при непосредственном участии специалистов из Швеции, придумавших CB-90. Относительно БК-16 представители «Рыбинской верфи» настаивают все же на собственной разработке, а не «клонировании», что, впрочем, не помешало даже некоторые рекламные проспекты проиллюстрировать одной из версий шведского БК-16.

Неоднозначность проекта

В любом случае, как сообщило на днях ТАСС, концерн «Калашников» уже начал серийные поставки этих своих транспортно-десантных и штурмовых катеров для подразделений специального назначения Минобороны РФ. Что любопытно, еще в начале года многие наблюдатели относились скептически к этому проекту. Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на свой источник близкий Генштабу Минобороны, потребность в таких катерах, конечно, есть, но «об особо крупном заказе говорить не приходится, поскольку они пригодны для переброски малочисленных групп из состава сил спецопераций или морской пехоты». К тому же, компетенции по выпуску подобных малотоннажных судов есть и у многих других российских верфей.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ