18+
четверг, 21 сентября
Армии и войны

Южный тупик

Дорога из Китая в Европу уперлась в Оренбургскую область

  
6014
Южный тупик
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Россия задерживает строительство автострады Западная Европа — Западный Китай, которая должна была дать толчок к развитию ряда поволжских регионов. Как пишет «КоммерсантЪ-Власть», грузы, которые ранее планировалось перевозить по этой магистрали, сейчас переваливаются в порту Актау, а затем отправляются в Европу через Азербайджан, Турцию и Украину.

Пограничный просвет

Дорога, о которой идет речь, должна повлиять на будущее как минимум восьми российских регионов. По информации «Автодора», большая часть автострады планируется по Поволжским регионам: Чувашская Республика, Республика Мордовия, Ульяновская, Самарская, Оренбургская область, Республика Татарстан, Нижегородская область. В европейской части она должна пройти по Московской и Владимирской областям. Речь идет о формировании по сути нового пояса инвестиционной активности, в рамках которого появится большое количество промышленных, логистических, рекреационных объектов и будут созданы новые рабочие места, говорили в «Автодоре» еще год назад. Однако, за это время практически ничего не изменилось. Если Китай и Казахстан свои обязательства по возведению автодороги выполнили, то на границе с РФ она упирается в Оренбургскую область, где участок автострады в 172 км (протяженность по региону. — «СП») находится еще только на стадии проектирования.

В конце апреля местное министерство экономики сообщило о разработке модели участка дороги. «Также утвержден проект планировки, совмещенный с проектом межевания территории под проектирование и строительство трассы, объект включен в областную схему территориального планирования», — сообщает ТАСС со ссылкой на местное минэкономики.

То есть, учитывая завязанные на неповоротливую бюрократию российские темпы строительства, РФ запаздывает с возведением автодороги примерно на два года. В Республике Казахстан (РК) уже считают, что нет никакой разницы, будет ли Россия завершать свою часть дороги, так или иначе республика уже сейчас готова на ней зарабатывать — в этом году сдается в эксплуатацию сухой порт «Хоргос», крупнейший транспортно-логистический и промышленный центр на границе с Китаем. То есть в принципе автострада уже работает в оба конца. Слово за Российской Федерацией, нужен ли ей транзит по своей территории или она позволит грузам уйти в другие, порой недружественные, государства.

Южный дорожный прорыв

Отметим, Казахстан в последнее время вообще довольно трепетно относится к собственной транспортной системе, притом, что в транспортно-логистической сфере проблемы у южного соседа ровно те же самые, что и в других постсоветских странах — крайне низкое качество дорожного полотна. Хотя, если в отдельных регионах РФ до 70% и более дорог не соответствуют нормативам (к примеру, в Саратовской области, по информации местного министерства транспорта, 91% дорог не соответствуют нормативным документам), то в Казахстане уже сейчас в «удовлетворительном» состоянии 86% магистралей. До 500 км дорог модернизируются ежегодно. Почти столько же автострад строится и реконструируется в России (данные на 2014 год — 580 км) при несопоставимых масштабах государств

Скептики много лет говорили, что в РК есть проблемы с отсутствием выхода к морю, однако, как однажды образно заявил Назарбаев, Казахстан окружен «двумя океанами» Россией и Китаем. Перспективы оказаться страной, через которые пойдут практически все грузы в РФ, Турцию, Арабские Эмираты и Европу, очень хорошие и реалистичные. И, главное, в стране это понимают и работают в нужном направлении. Казахский лидер Нурсултан Назарбаев еще пять лет назад, прозорливо, заложил основы конкурентоспособности своей нации в будущем, которое не зависит от нефти и сырья. Амбиции сравнимы с делами российского Петра Великого, который решил в один момент радикально поменять всю структуру хозяйства страны и открыть рынки страны, то что в школьных учебниках называют «окно в Европу».

Сейчас в республике массово возводятся транспортные магистрали, изменена в целом концепция дорожного строительства: если в СССР дороги строились с севера на юг для связки России с Узбекистаном и Киргизией, то сейчас как автострады, так и железные дороги прокладывают с востока на запад.

То же и с железными дорогами. Как пишет «Ъ-Власть», новые железные дороги в постсоветских странах почти не строятся, тогда как казахи хотят пустить рельсовую ветку из Китая в Центральную Россию. «КТЖ (АО НК „Қазақстан Темiр Жолы“), местный аналог РЖД, становится крупной логистической корпорацией, которая будет контролировать всю логистику в РК. Чистая прибыль КТЖ по итогам четырёх месяцев 2016 года составила 32,6 млрд тенге. Неудивительно, что с такими результатами президент компании Аскар Мамин недавно был переизбран председателем проекта развития Транскаспийского маршрута», — пишет издание.

Инвестиционный рай

Вообще, в то время, как РФ медлит со строительством столь важного для Поволжья, да и для страны в целом, с инвестиционной точки зрения проекта, Казахстан выходит на передовые позиции с точки зрения привлекательности для бизнеса.

В 2010 году, по данным «Власти», правительство Казахстана приняло решение о переходе от сырьевой экономики к развитию обрабатывающего сектора. В результате индекс физического объема (ИФО) производства обрабатывающей промышленности именно в РК растет год от года, демонстрируя лучшие показатели в ЕАЭС. Сейчас экономика дает на четверть больше продукции обрабатывающей промышленности, чем в 2008 году (124,4%). Для сравнения, обрабатывающая промышленность Республики Беларусь (РБ), пройдя в 2012 году свой пик (128% к 2008 году), начала снижать обороты (в 2015 году 113% к точке отсчета). В России ИФО в 2014 году составлял 109,2% (к показателям 2008 года), а в 2015-м снизился до 103,3%.

Год от года растет производительность труда. Если в 2010 году производительность российской обрабатывающей промышленности отставала от казахстанской на $ 11,2 тыс. на человека (18,4 против 29,6), то по итогам 2014-го (год завершения первой пятилетки в Казахстане) отрыв составил уже $ 19,5 тыс. на человека (23,1 против 42,6).

Сейчас в Казахстане сейчас самый низкий в СНГ налог на добавленную стоимость (НДС) — 12%, тогда как в России он составляет 18%, а в Белоруссии — 20%. Аналогичная ситуация, как пишет «Власть», и с налогом на доходы физлиц: в Казахстане он составляет 10% против 13% в России и Белоруссии. Наблюдатели отмечают, что налоговые послабления — один из важнейших факторов, привлекающих потенциального инвестора, считающего собственные деньги.

То есть в деле создания привлекательных условий для инвестиций Казахстан преуспел и не отстает, а местами опережает коллег по Таможенному союзу. По крайней мере, он выбрал собственный путь и планомерно работает в нужном для себя направлении. Опыт государства интересен еще и тем, что оно крайне удачно использует свое географическое положение и, мало того, готово сделать его одним из базовых составляющих экономики. Мудрость решения в том, что инфраструктура мало зависит от колебаний цен на те или иные товары.

Грузы идут в любом случае и гарантируют стабильный доход занимающемуся логистикой бизнесу. И, главное, что это та сфера, в которой у РК практически нет никакой конкуренции, а значит республиканские власти заслуживают высших баллов. По крайней мере, хотя бы в вопросе ухода от углеводородной экономики.

Что на это может ответить Россия, последовательно закрывающая внешние рынки, выставляющая административные барьеры для иностранных товаров и капиталов? Из страны один за другим уходят инвесторы, Всемирный банк перебазировался в Казахстан. Темпы, взятые южным соседом, удивляют и пугают одновременно. У нас под боком появляется мощнейшая рыночная экономика с привлекательными условиями для инвесторов. Есть большая опасность, что в случае, если наша страна будет продолжать нынешнюю политику закрытости, капиталы уйдут на юг, а нам придется снова «догонять и перегонять», но теперь уже ту страну, которая еще совсем недавно вообще не рассматривалась в качестве конкурента.

Надежда на ускорение

Во вторник, 31 мая, в Астане стартовал форум глав государств — участников Евразийского экономического союза. Планируется, что руководители стран обсудят перспективы углубления интеграции, включая формирование общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, обменяются мнениями относительно расширения торгово-экономических связей объединения с зарубежными странами и региональными интеграционными объединениями. По итогам переговоров намечено принятие ряда документов по практическим аспектам функционирования Евразийского союза.

Планируется, что президент РФ Владимир Путин также проведет двустороннюю встречу с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Есть надежда, что на мероприятии обсудят и столь важный для пограничных регионов инфраструктурный проект как трасса Западная Европа — Западный Китай. Ведь прямое указание первого лица государства на необходимость ускорить процесс строительства, способствовало бы процесс строительства дороги.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ