18+
вторник, 28 марта
Армии и войны

Южный тупик

Дорога из Китая в Европу уперлась в Оренбургскую область

  
5996
Южный тупик
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Россия задерживает строительство автострады Западная Европа — Западный Китай, которая должна была дать толчок к развитию ряда поволжских регионов. Как пишет «КоммерсантЪ-Власть», грузы, которые ранее планировалось перевозить по этой магистрали, сейчас переваливаются в порту Актау, а затем отправляются в Европу через Азербайджан, Турцию и Украину.

Пограничный просвет

Дорога, о которой идет речь, должна повлиять на будущее как минимум восьми российских регионов. По информации «Автодора», большая часть автострады планируется по Поволжским регионам: Чувашская Республика, Республика Мордовия, Ульяновская, Самарская, Оренбургская область, Республика Татарстан, Нижегородская область. В европейской части она должна пройти по Московской и Владимирской областям. Речь идет о формировании по сути нового пояса инвестиционной активности, в рамках которого появится большое количество промышленных, логистических, рекреационных объектов и будут созданы новые рабочие места, говорили в «Автодоре» еще год назад. Однако, за это время практически ничего не изменилось. Если Китай и Казахстан свои обязательства по возведению автодороги выполнили, то на границе с РФ она упирается в Оренбургскую область, где участок автострады в 172 км (протяженность по региону. — «СП») находится еще только на стадии проектирования.

В конце апреля местное министерство экономики сообщило о разработке модели участка дороги. «Также утвержден проект планировки, совмещенный с проектом межевания территории под проектирование и строительство трассы, объект включен в областную схему территориального планирования», — сообщает ТАСС со ссылкой на местное минэкономики.

То есть, учитывая завязанные на неповоротливую бюрократию российские темпы строительства, РФ запаздывает с возведением автодороги примерно на два года. В Республике Казахстан (РК) уже считают, что нет никакой разницы, будет ли Россия завершать свою часть дороги, так или иначе республика уже сейчас готова на ней зарабатывать — в этом году сдается в эксплуатацию сухой порт «Хоргос», крупнейший транспортно-логистический и промышленный центр на границе с Китаем. То есть в принципе автострада уже работает в оба конца. Слово за Российской Федерацией, нужен ли ей транзит по своей территории или она позволит грузам уйти в другие, порой недружественные, государства.

Южный дорожный прорыв

Отметим, Казахстан в последнее время вообще довольно трепетно относится к собственной транспортной системе, притом, что в транспортно-логистической сфере проблемы у южного соседа ровно те же самые, что и в других постсоветских странах — крайне низкое качество дорожного полотна. Хотя, если в отдельных регионах РФ до 70% и более дорог не соответствуют нормативам (к примеру, в Саратовской области, по информации местного министерства транспорта, 91% дорог не соответствуют нормативным документам), то в Казахстане уже сейчас в «удовлетворительном» состоянии 86% магистралей. До 500 км дорог модернизируются ежегодно. Почти столько же автострад строится и реконструируется в России (данные на 2014 год — 580 км) при несопоставимых масштабах государств

Скептики много лет говорили, что в РК есть проблемы с отсутствием выхода к морю, однако, как однажды образно заявил Назарбаев, Казахстан окружен «двумя океанами» Россией и Китаем. Перспективы оказаться страной, через которые пойдут практически все грузы в РФ, Турцию, Арабские Эмираты и Европу, очень хорошие и реалистичные. И, главное, в стране это понимают и работают в нужном направлении. Казахский лидер Нурсултан Назарбаев еще пять лет назад, прозорливо, заложил основы конкурентоспособности своей нации в будущем, которое не зависит от нефти и сырья. Амбиции сравнимы с делами российского Петра Великого, который решил в один момент радикально поменять всю структуру хозяйства страны и открыть рынки страны, то что в школьных учебниках называют «окно в Европу».

Сейчас в республике массово возводятся транспортные магистрали, изменена в целом концепция дорожного строительства: если в СССР дороги строились с севера на юг для связки России с Узбекистаном и Киргизией, то сейчас как автострады, так и железные дороги прокладывают с востока на запад.

То же и с железными дорогами. Как пишет «Ъ-Власть», новые железные дороги в постсоветских странах почти не строятся, тогда как казахи хотят пустить рельсовую ветку из Китая в Центральную Россию. «КТЖ (АО НК „Қазақстан Темiр Жолы“), местный аналог РЖД, становится крупной логистической корпорацией, которая будет контролировать всю логистику в РК. Чистая прибыль КТЖ по итогам четырёх месяцев 2016 года составила 32,6 млрд тенге. Неудивительно, что с такими результатами президент компании Аскар Мамин недавно был переизбран председателем проекта развития Транскаспийского маршрута», — пишет издание.

Инвестиционный рай

Вообще, в то время, как РФ медлит со строительством столь важного для Поволжья, да и для страны в целом, с инвестиционной точки зрения проекта, Казахстан выходит на передовые позиции с точки зрения привлекательности для бизнеса.

В 2010 году, по данным «Власти», правительство Казахстана приняло решение о переходе от сырьевой экономики к развитию обрабатывающего сектора. В результате индекс физического объема (ИФО) производства обрабатывающей промышленности именно в РК растет год от года, демонстрируя лучшие показатели в ЕАЭС. Сейчас экономика дает на четверть больше продукции обрабатывающей промышленности, чем в 2008 году (124,4%). Для сравнения, обрабатывающая промышленность Республики Беларусь (РБ), пройдя в 2012 году свой пик (128% к 2008 году), начала снижать обороты (в 2015 году 113% к точке отсчета). В России ИФО в 2014 году составлял 109,2% (к показателям 2008 года), а в 2015-м снизился до 103,3%.

Год от года растет производительность труда. Если в 2010 году производительность российской обрабатывающей промышленности отставала от казахстанской на $ 11,2 тыс. на человека (18,4 против 29,6), то по итогам 2014-го (год завершения первой пятилетки в Казахстане) отрыв составил уже $ 19,5 тыс. на человека (23,1 против 42,6).

Сейчас в Казахстане сейчас самый низкий в СНГ налог на добавленную стоимость (НДС) — 12%, тогда как в России он составляет 18%, а в Белоруссии — 20%. Аналогичная ситуация, как пишет «Власть», и с налогом на доходы физлиц: в Казахстане он составляет 10% против 13% в России и Белоруссии. Наблюдатели отмечают, что налоговые послабления — один из важнейших факторов, привлекающих потенциального инвестора, считающего собственные деньги.

То есть в деле создания привлекательных условий для инвестиций Казахстан преуспел и не отстает, а местами опережает коллег по Таможенному союзу. По крайней мере, он выбрал собственный путь и планомерно работает в нужном для себя направлении. Опыт государства интересен еще и тем, что оно крайне удачно использует свое географическое положение и, мало того, готово сделать его одним из базовых составляющих экономики. Мудрость решения в том, что инфраструктура мало зависит от колебаний цен на те или иные товары.

Грузы идут в любом случае и гарантируют стабильный доход занимающемуся логистикой бизнесу. И, главное, что это та сфера, в которой у РК практически нет никакой конкуренции, а значит республиканские власти заслуживают высших баллов. По крайней мере, хотя бы в вопросе ухода от углеводородной экономики.

Что на это может ответить Россия, последовательно закрывающая внешние рынки, выставляющая административные барьеры для иностранных товаров и капиталов? Из страны один за другим уходят инвесторы, Всемирный банк перебазировался в Казахстан. Темпы, взятые южным соседом, удивляют и пугают одновременно. У нас под боком появляется мощнейшая рыночная экономика с привлекательными условиями для инвесторов. Есть большая опасность, что в случае, если наша страна будет продолжать нынешнюю политику закрытости, капиталы уйдут на юг, а нам придется снова «догонять и перегонять», но теперь уже ту страну, которая еще совсем недавно вообще не рассматривалась в качестве конкурента.

Надежда на ускорение

Во вторник, 31 мая, в Астане стартовал форум глав государств — участников Евразийского экономического союза. Планируется, что руководители стран обсудят перспективы углубления интеграции, включая формирование общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, обменяются мнениями относительно расширения торгово-экономических связей объединения с зарубежными странами и региональными интеграционными объединениями. По итогам переговоров намечено принятие ряда документов по практическим аспектам функционирования Евразийского союза.

Планируется, что президент РФ Владимир Путин также проведет двустороннюю встречу с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Есть надежда, что на мероприятии обсудят и столь важный для пограничных регионов инфраструктурный проект как трасса Западная Европа — Западный Китай. Ведь прямое указание первого лица государства на необходимость ускорить процесс строительства, способствовало бы процесс строительства дороги.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ