18+
воскресенье, 23 июля
Армии и войны

Проект «Ми-38» призвали в армию

Чем казанский «долгострой» заинтересовал Минобороны

  
6848
Ми-38
Ми-38 (Фото: Марина Лысцева/ ТАСС)

Минобороны РФ поставило задачу расширить сферы применения нового чисто транспортного вертолета Ми-38, чтобы его можно было использовать в воздушно-космических силах, ВДВ и армейской авиации. Как заявил замминистра обороны РФ Юрий Борисов, первые контракты на поставки «тридцать восьмого» в оборонное ведомство могут быть заключены уже в следующем году.

Долгая дорога в дюнах

Строго говоря, работать над этим авиационным «долгостроем» начинали еще в 80-х годах прошлого века. Первый образец среднего гражданского транспортно-пассажирского вертолета, призванного заменить самый массовый в истории авиации Ми-8 (начало эксплуатации — 1965 год) и Ми-17, начал изготавливаться в 1993 году, серийное производство предполагалось начать с 1998 года. Для реализации программы Ми-38 основные ее участники — завод имени Миля, Казанский вертолетный завод и французско-германский Eurocopter даже объединились в совместное ЗАО. Москвичи отвечали за проектирование, наземные и летные испытания, казанцы — непосредственно за «строительство» (в том числе и серийное), «Еврокоптер» — за пилотажно-навигационное оборудование и все, что связано с продвижением машины за рубежом (по некоторым данным, вертолет изначально был рассчитан именно на экспорт). Уже даже называлась общая сумма разработки Ми-38 — 3 миллиарда долларов. Тем не менее, на первый полет он вышел лишь в самом конце 2003 года. А позже обнаружился еще один камень преткновения для Ми-38 — его «пламенный мотор». По техническим характеристикам двигатель нареканий, может, и не вызывал, но был канадского производства со всеми вытекающими последствиями — ну не было тогда российского вертолетного «движка» такого класса. А запланированная на 2012 год российская сертификация двигателя фирмы «Pratt & Whitney» по понятным причинам так и не состоялась. И лишь в декабре 2013 года казанский Ми-38 взлетел с российскими «климовскими» двигателями — подробнее об этом мы рассказывали в статье «У казанского «Ансата» и двигатель «наш» от 6 января 2016 года. В итоге за все эти годы Ми-38 обрел прочное реноме безнадежного «журавля в небе».

Выше только звезды

Тем не менее, 30 декабря 2015 года Федеральное агентство воздушного транспорта выдало сертификат на типовую конструкцию среднего транспортного вертолета Ми-38. Казанский вертолетный завод начал готовиться к серийному производству. Незадолго до этого был подписан контракт на поставку до 2018 года пятидесяти «климовских» двигателей…

Масса пустого Ми-38 — 8300 кг (максимальная взлетная — 15 600 кг), вместимость — 30 пассажиров. Крейсерская скорость — 295 км/ч, максимальная — 320 км/ч. По словам разработчиков, вертолет предназначен, прежде всего, для перевозки различных грузов и пассажиров, может использоваться как летающий госпиталь или поисково-спасательный госпиталь. Но, по некоторым данным, уже велась речь о разработке и военной вспомогательной версии. Говоря же об особенностях Ми-38, обычно упоминают стеклянную кабину для двух пилотов, электрическую систему управления, пилотажно-навигационный комплекс с индикацией данных на пяти жидко — кристаллических дисплеях и вообще высокий уровень автоматизации всех процессов, «аэродинамическое» расположение двух двигателей за редуктором и широкое использование композитных материалов (лопасти винта называют «вечными», особенно в сравнении с металлическими лопастями того же Ми-8). Кроме того, за свою явно затянувшуюся эпопею с серийным «рождением», вертолет успел получить, например, и противодуарную топливную систему. Не менее показательным стал и тот факт, что международная авиационная ассоциация официально зарегистрировала сразу несколько мировых рекордов, поставленных в 2012 году именно на Ми-38. Мировой рекорд высоты для вертолетов — без груза на высоту 8620 метров, рекорд скороподъемности — до 3000 метров за 6 минут (а позже — до 6000 метров за 10 минут 52 секунды), рекорд высоты полета с грузом в одну (7895 метров) и в две тонны (7020 метров)…

Возможно, именно все это и дало основание Минобороны выбрать Ми-38 в качестве нового вертолета для воздушно-космических сил. «Прорабатывается возможность закладки определенных параметров поставок вертолета в проект следующей программы вооружений. Транспортная версия вертолета Ми-38 позволяет наращивать функционал и расширять область его применения, создавая специализированные версии, в том числе „арктический“ вариант вертолета. Новая машина пройдет ряд летных испытаний на соответствие требованиям армии. По их результатам будут спланированы закупки вертолета Ми-38 для нужд ВКС», — ссылается ТАСС на представителей холдинга «Вертолеты России».

Зачем «Ансату» «Президент»?

И так уж случилось, что в эти же дни с той же Казани пришла любопытная новость, касающаяся еще одного непростого и крайне амбициозного вертолетного проекта — «Ансата». Напомним, этот легкий двухдвигательный вертолет — целиком и полностью разработка все того Казанского вертолетного завода. Экономичная (некоторые на полном серьезе сравнивают «Ансат» с автомобилем) и в тоже время вместительная (кабина одна из самых больших в классе) машина с максимальной грузоподъемностью в 1,3 тонны, по словам ее «авторов», может оказаться эффективной при выполнении самых разнообразных задач - от доставки грузов и пассажиров до разнообразных патрульных и поисково-спасательных мероприятий. В 2005 году было заявлено даже о выпуске боевого — то ли разведывательного, то ли легкого штурмовика - «Ансата 2РЦ». Тем не менее, «Ансат» и по сей день это, прежде всего, учебный вертолет для летного состава. Так вот, буквально на днях, стало известно о намерениях оснастить «Ансаты» элементами бортового комплекса обороны «Президент-С» — того самого, который называют совершенно революционной системой активной защиты вертолетов от всех типов ракет ПЗРК и которым, если верить СМИ, оснащен летный отряд, перевозящий первых лиц страны (подробнее — «Египет в ожидании нашего «Президента» за 12 апреля 2016 года). Как известно, работает этот комплекс по принципу увода ракет с ультрафиолетовыми и инфракрасными, радарными и оптическими головками самонаведения на некую фантомную цель, то есть в пустоту.

«На „Ансат“ мы планируем установить некоторые элементы „Президента-С“, которых будет достаточно для его защиты. Например, планируется оснастить этот вертолет устройствами разведки, устройствами управления, по всей видимости, лазерной станцией помех для отвода ракет», — заявил журналистам советник первого замглавы концерна «Радиоэлектронные технологии» Владимир Михеев. С другой стороны, а что вы хотели — такие уж сейчас неспокойные времена…

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ