18+
вторник, 25 июля
Армии и войны

Женское лобби бронированного КАМАЗа

Инициативную разработку из Набережных Челнов сравнили с «Тигром»

  
6815
Бронеавтомобиля «Патруль»
Бронеавтомобиля «Патруль» (Фото: topwar.ru)

На днях стало известно о планах МВД России закупить два первых бронеавтомобиля «Патруль» — предположительно, для нужд 109-го специального моторизированного полка, относящегося теперь к Нацгвардии. По условиям договора, автомобили до 1 сентября 2016 года должна получить дислоцированная в Москве часть. Причем, если в феврале МВД планировало приобретать эти автомобили по 8,5 миллионов за каждый, то сейчас — уже по 12 миллионов рублей. При этом заявляется, что возможным заказчиком «Патрулей» скоро может стать и оборонное ведомство. Но самым любопытным здесь выгладит даже не сам факт будущей поставки новой бронетехники, а то, что речь идет о сугубо инициативной, то есть рассчитанной на возможные будущее заказы от силовых структур, разработке ЗАО «Астейс» из Набережных Челнов, известного, прежде всего, в качестве официального партнера КАМАЗа.

Смелость и влиятельность

Как признаются местные журналисты, в СМИ челнинское «Астейс» упоминается достаточно редко. «Официальный партнер КАМАЗа работает без взлетов, но и без падений — 20 лет делает на шасси грузовиков спецтехнику гражданского и военного назначения. Но в 2013 году челнинцы устроили небольшой переполох. 25 сентября на нижнетагильской выставке вооружения, военной техники и боеприпасов Russia Arms Expo-2013 руководство „Астейс“ заявило о намерении собирать в автограде французские бронемашины ASTAIS-VBL. Прежде всего, в интересах МВД России… И это, еще раз отметим, в „эпоху“, когда приобретение силовиками техники импортного „происхождения“ поставлено под большой вопрос», — отмечает электронная «Бизнес-онлайн». Действительно в 2013 году была идея организовать в Набережных Челнах производство французской «легкой бронировочной машины» VBL, разработанной фирмой Panhard еще в 80-х годах. Незадолго до этого в МВД России заявили, что по маневренности и плавучести, способности преодолевать препятствия эта французская техника якобы оказалась гораздо лучше тогдашних российских амфибий и могли бы увеличить огневую мощь подразделений в три раза.

Впрочем, эта идея, по большему счету, так и осталась лишь идеей. Зато сегодня гендиректор «Астейс» Александр Пухненков, например, входит в топ-40 самый влиятельных персон оборонки Татарстана (правда лишь на 35 месте). «Прошлым летом „Астейс“ передал внутренним войскам МВД России для испытаний бронеавтомобиль „Патруль-А“, сегодня разрабатывается вариант „Патруля“ для минобороны… Но, по нашим данным, первую скрипку на заводе играет владелица предприятия Юлия Шафикова», — отмечают авторы рейтинга, все тот же портал «Бизнес-онлайн».

«Первый блин» с американским двигателем

Широкая публика впервые увидела «Патруль» на выставке вооружений и военной техники «Интерполитех-2014». По словам его разработчиков, этот легкий полноприводный бронеавтомобиль предназначен главным образом для перевозки и защиты личного состава подразделений МВД (рассчитан на восемь бойцов плюс водитель и командир в кабине), имеет идентичный «русскому Хаммеру» — бронеавтомобилю «Тигр» — класс баллистической защиты, и полностью защищен от 762-мм пуль без бронебойного наконечника. Та самая, первая версия «Патруля» была выполнен на шасси КАМАЗ-43501 (укороченной версии бортового «Мустанга» КАМАЗ-4350), и оснащалась дизельным двигателем известного американского производителя «Cummins» (с которым в 2006 году тот же КАМАЗ даже создавал совместное предприятие) в 261 лошадиную силу. Полная масса бронеавтомобиля 12,7 тонны, максимальная скорость — 100 километров в час…

Интересный факт: уже на следующий год на выставке в Кубинке был представлен еще один новый отечественный бронеавтомобиль, очень схожий по облику с «Патрулем» - «Горец-М», разработанный специалистами Московского института спецтехники. И среди схожестей машин эксперты отмечали не только «камазовское» шасси, но и функционал.

«Ближайшее будущее бронемашины пока не известно»

Набережночелнинский же «Патруль» к тому времени получил новую модификацию. Изменения коснулись, прежде всего, силовой установки — теперь это был «камазовский» двигатель с теми же 260 лошадиными силами. Да и вообще, по словам исполнительного директора «Астейс» Владимира Бабаева, доля импортных комплектующих теперь была сведена до минимума: «Только какие-то микросхемы, элементы топливной аппаратуры — то, без чего мы пока не можем обойтись». Кроме того, заговорили и об усиленной противоминной защите — под днищем не менее двух, а в паре метрах сбоку — не менее пяти кг в тротиловом эквиваленте. Наконец, в марте 2016 года была оформлена декларация о соответствии Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» автомобилей типа 435029 (коммерческие наименования «Патруль-А» и «Патруль-СН»), серийно выпускаемых АО «Астейс» на шасси КАМАЗ-43502.

«Ближайшее будущее бронемашины „Патруль“ пока не известно. В настоящее время достаточно широко известен и хорошо себя зарекомендовали бронеавтомобили семейства „Тигр“, которые уже поставляются Внутренним войскам. Кроме того, эти автомобили поставляются в войска с установленными на них комплексами различного назначения. Можно предположить, что в ходе испытаний показатели „Патруля“ будут сравниваться с аналогичными показателями „Тигров“ и решение будет принято в пользу лучших», — достаточно тактично отмечает корреспондент ИА «Оружие России» Анатолий Соколов.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Александр Камкин

Германовед, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ