18+
четверг, 25 мая
Армии и войны

«Тигру» дали дистанцию

Единственной новинкой Парада победы станет обновленный нижегородский «Хаммер»

  
1405
"Тигру" дали дистанцию
Фото: wikimedia

Парад Победы в Москве станет премьерной площадкой для новых бронеавтомобилей «Тигр-М», оснащенных дистанционно управляемым боевым модулем «Арбалет-ДМ». Об этом «Известиям» сообщил официальный представитель Военно-промышленной компании Сергей Суворов. Причем, судя по репетиции в подмосковном Алабино, они станут единственной новинкой Парада.

Спор между тигром и рысью

Напомним, «СП"-Поволжье уже рассказывала о неоднозначных поворотах в биографии многоцелевого автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-2330 «Тигр», который с 2005 года серийно выпускается на Арзамасском машиностроительном заводе в Нижегородской области. Например, когда задуманный неубиваемой чисто военной «спартанской» машиной (завод в Арзамасе известен прежде всего своими бронетранспортерами) «Тигр» вдруг начал оседать в автопарках звезд шоу-бизнеса (подробнее - материал «Военный «Тигр» пытается взрослеть» от 21 марта 2016 года).

Что же касается именно интересующего нас модернизированного бронированного армейского автомобиля «Тигр-М», то он начал серийно выпускаться в Арзамасе в 2011 году непосредственно для нужд российской армии. Поначалу речь шла о производстве 100 таких машин в год, но уже к 2013 году стояло в планах расширение производства до 500 машин. Однако (и об этом тоже писалось не раз), в начале 2012 года Минобороны вдруг заявило, что с 2014 года выпуск «Тигров» и «Тигров-М» будет полностью прекращен, а вместо них будут закупаться итальянские броневики «IVECO», прозванные у нас «Рысями». Якобы в оборонное ведомство и лично министр Сердюков стали очень недовольны тем, что «Тигры» имеют третий класс защиты, а не пятый. Пояснение анонимного представителя минообороны — «Даже если модернизировать „Тигр“ по 5-му классу защиты, как нам нужно, он не сдвинется с места, потому что он будет очень тяжелым и мощности двигателя и ходовой части не хватит» — растиражировали тогда все федеральные СМИ. И безуспешно представители Военно-промышленной компании напоминали о том, что вообще-то само Минобороны указывало в техзадании именно третий класс защиты, а вот, например, МВД уже давно закупает «Тигры» с пятым классом защиты. Те стояли на своем — зато «Рысь» это передовые итальянские технологии, а у российского «Тигра» все равно нет никаких перспектив. Ради объективности стоит отметить, что называть тогдашние «Рыси» чисто итальянским продуктом, как минимум не корректно. Это была скорее такая «интернациональная солянка» из деталей, элементов и узлов немецкого, голландского, американского и прочих производств. Зато при этом, по некоторым данным, «Рыси» стоили в несколько раз дороже «Тигров» - примерно 17−20 миллионов рублей против 5−7 миллионов соответственно. Однако вектор в этом вопросе поменялся лишь с уходом Сердюкова.

Не вернуться ли к итальянцам

Пару лет назад подразделения специального назначения Центрального военного округа получили первую партию из 24 новых бронеавтомобилей «Тигр-М СпН» — «заточенной» специально под функции армейского спецназа модификации «Тигра-М». По официальным данным, данный бронеавтомобиль имеет пятый класс баллистической защиты в лобовой проекции и третий — в бортовых и кормовой проекциях. На следующий год еще два с лишним десятка таких машин получила горная мотострелковая бригада ЦВО. Примерно тогда же оказалось, что именно «Тигр» рассматривается еще и в качестве базы для серийной «самоходной» модификации модернизированного противотанкового ракетного комплекса «Корнет-ЭМ», которая еще в 2011 году была продемонстрирована на авиасалоне МАКС.

В марте следующего, 2016-го года разработчики заявили о скором появлении на базе бронеавтомобиля «Тигр» новой машины разведки и управления. И вот теперь решено вывести на Парад Победы очередную новую реинкарнацию «Тигра-М» — с дистанционно управляемым боевым модулем «Арбалет-ДМ».

Впрочем, как признается официальный представитель Военно-промышленной компании Сергей Суворов, сначала модернизированный «Тигр-М» планировалось оснастить боевыми модулями итальянского (привет пресловутому «IVECO»?) производства. «Итальянская техника не выдержала испытаний. Оказалась слишком нежной для нашего климата и слабой при боевых повреждениях. „Арбалет-ДМ“, напротив, показал очень высокие боевые характеристики — прошел государственные испытания в экстремальных климатических условиях при температурах от -50° до +50°. Оказался невосприимчив к пулевым и осколочным повреждениям», — говорит он.

«Темная лошадка»

Что любопытно, головным разработчикам значится основанное в 2012 году и прежде нигде вроде бы не «засветившееся» ООО «Оружейные мастерские». Уже известно, что в состав модуля входят два пулемета (12,7- миллииметровй «Корд» и 7,6-миллиметровый ПКТМ), плюс 30-миллиметровый автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя». В свою очередь имеющиеся телевизионная и тепловизионная камеры позволяют распознавать цели на расстоянии 2,5 км и 1,5 км соответственно. Как утверждают в Военно-промышленной компании, «Тигр» с таким «Арбалетом» вполне может выступать в роли полностью автоматизированной стационарной огневой точки. Якобы машину можно оставлять на позиции и управлять огнем дистанционно, то есть когда экипаж находится вне машины. Сами же разработчики утверждают что этот модуль может устанавливаться еще и на бронеавтомобилях «Тайфун», многоцелевом тягаче МТ-ЛБ (легкой «мотолыге» на гусеничном ходу, которая изначально задумывалась для чисто транспортировочных и санитарных целях, а не как боевая машина) и, вообще, едва ли не на все виды состоящей на вооружении бронированной техники.

Буквально вчера стало известно, что первая партия новых «Тигров-М» с дистанционно управляемым модулем «Арбалет-ДМ» уже передана в российские войска.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ