18+
четверг, 14 декабря
Армии и войны

Чем обернется «второе пришествие» Сердюкова

«Ростех» и предприятия Поволжья строят прогнозы по поводу нового назначения

  
3982
Анатолий Сердюков
Анатолий Сердюков (Фото: Валерий Шарифулин/ ТАСС)

Назначение бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова на новую, «генеральскую» должность в госкорпорацию «Ростехнологии» наделало много шума. В ноябре 2013 года амнистированный экс-министр стал гендиректором Федерального исследовательского испытательского центра машиностроения, входящего в состав «Ростеха», а спустя год с лишним — уже индустриальным директором, курирующим весь «ростеховский» авиационный кластер. Правда, в самой госкорпорации сразу поспешили оправдаться, мол, при этом в правление «Ростеха» Анатолий Сердюков не включен, и его должность не предполагает отношения к управлению госкорпорацией. И за всеми этими разговорами совсем потерялось, капитализацию и инвестиционную привлекательность каких конкретно активов будет повышать (именно это входит в функции индустриального директора) Сердюков на новом посту. Известно, что общая их выручка в 2014 году составила 347 миллиардов. «СП-Поволжье» решило пробовать разобраться в этом в разрезе ПФО.

Прибыль «простых» самолетов

Прежде всего, в зоне влияния Сердюкова оказывается субхолдинг «Вертолеты России». Как утверждают в «Ростехе», сегодня он объединяет все вертолетостроительные предприятия России. В Поволжье холдинг представлен, например, «Казанским вертолетным заводом» — многолетним производителем таких популярных моделей как Ми 8/17. Сегодня предприятие готово начать и серийное производство многоцелевых вертолетов Ми-38 (модель считается прогрессивной, в том числе из-за широкого применения композитных материалов — из них изготовлены даже хвостовой и несущий винты). КВЗ, судя по всему, единственное предприятие «Вертолетов России», работающее по полному циклу: от разработки до серийного выпуска вертолетов, обучения персонала и проведения ремонта. Одна из последних разработок завода — легкий вертолет «Ансат» - примечательна уже потому, что стала единственным вертолетом, разработанным и созданным в России в постсоветский период. К слову, по некоторым данным, при разработке «Ансата» (пер. с татарского — «легкий», «простой») активно использовались научные наработки нового министра промышленности Саратовской области Максима Шихалова.

Как утверждает «Коммерсант», в январе-марте 2015 года Казанский вертолетный завод получил чистую прибыль в размере 4,418 млрд рублей, что в 1,8 раза превысило показатель аналогичного периода прошлого года. Портфель заказов на 2015 год полностью сформирован и руководство завода прогнозирует годовую выручку не менее прошлого года — то есть, более 50 миллиардов рублей.

Входят в холдинг «Вертолеты России» и одно из старейших авиационных предприятий России (год создания 1931-й) — «356-й авиационный ремонтный завод», расположенный в Энгельсе Саратовской области и специализирующийся на ремонте всей линейки тех самых Ми-8/17, а также предприятие «Авиационные редуктора и трансмиссии — Пермские моторы» (или как его еще называют «Редуктор ПМ»), где проходят испытания узлы трансмиссии для «Ансатов». В Перми в этом году создали масштабный центр компетенций по разработке и производству вертолетных агрегатов и испытательных стендов. Суммарные инвестиции в проект, которым заинтересовался даже губернатор края Виктор Басаргин, («Мы рассчитываем, что здесь будет производиться вся трансмиссия и расходиться потом по всей России»), составили более 2 млрд рублей.

Благополучные активы по версии «Би-Би-Си»

Впрочем, в текущем году «Редуктор ПМ» успел отметиться еще и громким судебным процессом. 2 июня 2012 года при выполнении самолетом ТУ-204 рейса Хабаровск — Петропавловск-Камчатский произошло самовыключение двигателя. Пилотам удалось благополучно посадить самолет в аэропорту Хабаровска. На борту находилось 77 пассажиров, обошлось без пострадавших. Экспертиза показала, что причиной самовыключения явилось нарушение связи с приводом из-за разрушения элементов конструкции коробки приводов. Дефект имел производственный характер. В связи с этим, «Пермский моторный завод» потребовал возмещения убытков на сумму 13,15 млн рублей, понесенных в связи с необходимостью инспекции коробок приводов, изготовленных предприятием «Редуктор-ПМ», на которых могли бы быть установлены дефектные детали. Арбитражный суд края требования «Пермского моторного завода» удовлетворил, Семнадцатый апелляционный суд оставил решение без изменений — «Редуктор ПМ» дошел до Верховного суда, но безуспешно.

В не самой просто ситуации находится сейчас и «Кумертауское авиационное производственное предприятие». Казалось бы, единственное в Башкортостане авиационное предприятие, представляющее «Вертолеты России», выпускает спасательно-поисковые, транспортно-боевые вертолеты семейства Ка, которые с успехом применяются во многих странах. Но сегодня это одно из немногих предприятий оборонки, работающих с таким крупным убытком. Как сообщает РБК, по итогам 2014 года чистый убыток предприятия увеличился до 2,5 млрд руб (в 2013 году он составлял 1 млрд руб). В феврале 2015 года Федерация профсоюзов Башкирии распространила сообщение о массовом сокращении работников Кумертауского предприятия (планировалось уволить 700 человек из 3630). Профком отказался согласовать проект приказа об изменении численности работников, после чего призвал сотрудников выйти на митинг, а в адрес «Вертолетов России» было отправлено коллективное обращение. Однако митинг в итоге был отменен. «Мы благодарим профсоюз, работников предприятия и всех жителей Кумертау, оставшихся неравнодушными к судьбе завода. КумАПП является градообразующим заводом, и его судьба, естественно, беспокоит сотрудников предприятия, их семьи, весь город, жизнь которого зависит от его благополучия. Однако считаем необходимым отметить, что распространяемые слухи совершенно не соответствуют действительности и противоречат всему тому, что было предпринято и делается сегодня для возвращения КумАПП в нормальный рабочий ритм», — говорилось позже в заявлении холдинга.

При этом все вышеизложенное не мешает, например, Русской службе ВВС называть «Вертолеты России» одним из наиболее благополучных активов госкорпорации «Ростех», отмечая, что чистая прибыль компании в 2014 году составила более 20 млрд рублей.

Вместо оборонных заводов — аквапарки и торговые центры

Также в авиационные активы «Ростехнологий» входят крупнейшие разработчики и производители авиационных силовых установок, систем жизнеобеспечения и управления двигателями и прочих агрегатов. Причем, чистая прибыль холдинга «Термодинамика», объединившего большинство из них, по итогам 2014 года составила тоже совсем неплохую цифру: 1 млрд 470 млн рублей, что превысило аналогичный показатель за 2013 год на 46,7%. Выручка холдинга составила 20 млрд 763 млн рублей.

Речь здесь идет о таких брендах как Энгельсское ОКБ имени Глухарева, Саратовское конструкторское бюро промышленной автоматики, Саратовский приоборостроительный завод имени Орджоникидзе, НПЦ «Алмаз-Фазотрон», Уфимский проектно-конструкторский институт авиационной промышленности, Сарапульский электрогенераторный завод, Ульяновский государственный проектно-конструкторский институт авиационной промышленности, самарские «Кузнецов», «Агрегат» «Гидроавтоматика», и «Авиаагрегат», уфимская «Гидравлика», «Электропривод» и «Вэлконт» из Кировской области, «Электроавтомат» из Чувашского Алатыря, «Гидроагрегат» из Нижнего Новгорода… В активе многих из них — уникальная продукция, аналогов которой нет ни в России, ни за рубежом. Взять хотя бы Уфимское агрегатное производственное объединение, разработавшее полностью инновационную систему электроснабжения постоянного тока для нового российского малозаметного истребителя пятого поколения, разрабатываемого ОКБ «Сухой» под условным обозначением Т-50.

Или, например, Саратовское КБПА — это, прежде всего, передовые технологии в системах автоматического управления летательными аппаратами. Но в 2013 году работники предприятия направили губернатору Саратовской области Валерию Радаеву открытое письмо, где рассказали о попытках рейдерского захвата и перепрофилирования производственных площадей. Якобы прежнее руководство предприятия помешало местному предпринимателю Ренату Хабееву реализовать планы по строительству на территории вместо завода торгового центра, аквапарка и жилого комплекса. Сам же Хабеев обвинил прежнего директора КБПА в попытках выводов средств с предприятия. Единственное, на что пошло тогда профильное министерство: призвало акционеров к подписанию некого компромиссного соглашения…

В январе 2014 года холдинг «Технодинамика» приступил к разработке топливной системы для перспективных российских вертолетов, способной в случае аварии исключить возгорание воздушного судна. А в июле концерт заключил с министерством промышленности и торговли РФ два контракта на серийное производство восьми авиационных систем для замещения иностранных аналогов в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013—2025 годы». Общая сумма инвестиций из госбюджета и собственных средств холдинга составит более 1,4 млрд рублей.

В ноябре прошлого появилась информация, что «Ростех» планирует строительство нового авиационного завода по производству легких транспортных самолетов и в качестве одного из вариантов размещения рассматривается аэродром бывшего Саратовского авиазавода. Для этого управляющий директор по авиационным проектам Алексей Федоров специально приезжал в Саратов.

«По словам Фёдорова, новое предприятие предполагает создание двух промышленных площадок — сборочной, а также производства композитных конструкций, являющихся комплектующими для воздушных судов. Площади цехов бывшего авиазавода достаточны для размещения в них сборки самолётов, однако нуждаются в коренной реконструкции. „Компания „Ростех“ рассматривает несколько предложений по промышленным площадкам в различных городах. Но немногие регионы обладают таким опытом в авиастроении, как Саратовская область“, — подчеркнул Алексей Фёдоров», — сообщало тогда «Общественное мнение».

«Как же его назначение сочетается с импортозамещением?»

В свете изложенного назначение «неплохого менеджера» Анатолия Сердюкова куратором всех этих процессов выглядит еще более неоднозначным. В беседе с РИА «Новости» первый зам главы экономического комитета Госдумы Михаил Емельянов и вовсе назвал это назначение неудачным. «Это очень неудачное назначение, совершенно не в тренде, по крайней мере не то, что нужно для отечественной промышленности. Ведь если не принимать во внимание уголовную сторону его деятельности, которая не доказана, то его деятельность на посту министра была очень неэффективна. Он отличался тем, что активно замещал нашу продукцию импортом, именно он проводит по сути экспортозамещение, когда продукция многих наших предприятий искусственно не допускалась Военно-промышленной комиссией, а взамен завозилась импортная продукция по демпинговым ценам. Тогда возникает вопрос: как же его назначение сочетается с импортозамещением? То есть у нас опять в авиации появятся импортные самолеты?», — заявил Емельянов, уверенный в том, что Сердюков не заинтересован в развитии российской промышленности и многое делает для того, чтобы ее подавить. Для полноты картины следует напомнить и о серьезном конфликте Сердюкова с главой того же «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Поводом для него стало желание тогдашнего главы наблюдательного совета «Ростеха» получить контроль над спецэкспортером российских вооружений. Накануне акционирования «Рособоронэкспорта» весной 2011 года Сердюков предложил передать госпакет акций создаваемого акционерного общества не «Ростехнологиям», а возглавляемому им Министерству обороны. «Чемезову тогда удалось сохранить систему в существующем виде, однако отношения с Сердюковым были окончательно испорчены», — пишет «Коммерсант». Не поддерживал Чемезов и пресловутую сделку по заказу французских «Мистралей». Глава «Ростеха» был убежден, что таким образом Минобороны игнорирует их интересы, ставя во главу стоимость закупки, а не технические характеристики вооружения.

Кстати, та сама публикация «Коммерсанта» о выводе Анатолия Сердюкова после его отставки из членов наблюдательного совета госкорпорации называлась «Анатолий Сердюков навечно выведен из списка части». Сегодня понятно, что с таким заголовком журналисты явно поторопились.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ