18+
пятница, 22 сентября
Армии и войны

Египет в ожидании нашего «Президента»

Уникальные бортовые комплексы пользуются большим спросом

  
1154
Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор" оснащается бортовым комплексом обороны (БКО) "Президент-С",
Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» оснащается бортовым комплексом обороны (БКО) «Президент-С», (Фото: Юрий Смитюк/ТАСС)

На днях стало известно о том, что уже к июлю этого года Россия планирует поставить в Египет двадцать восемь бортовых комплексов обороны «Президент-С». На самом деле, контракт, как оказалось, был заключен еще в прошлом, 2015 году, однако конкретное количество поставляемых по нему комплексов раскрыто только теперь. Более того, СМИ уже успели сообщить со ссылкой на генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» Николая Колесова о готовности Египта дополнительно заказать еще тридцать таких комплексов.

Инфаркты от «простейших» задач

Принято считать, что прототип этого комплекса обороны (или как его называют специалисты — российской авиационной системы радиоэлектронного противодействия) появился в 2009 году, а публика услышала о нем на выставке «Eurosatory-2010» в Париже. По одной из версий, задача придумать и создать комплекс защиты боевой авиации от переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) была поставлена после того, как в 2002 году в Чечне в районе Ханкалы ракетой «Игла-1М» был сбит заходящий на посадку Ми-26 и погибло 115 человек. Работали над этим проектом несколько конструкторских бюро и научно-технических центров из Москвы и Зеленограда, а вот руководителем разработки комплекса был самарский НИИ «Экран», который практически с самого своего создания в 1949 году специализировался на авиационной радиотехнической аппаратуре, создании систем. Рождался «Президент-С» нелегко и в серьезных муках — по слухам, именно на этом проекте руководитель одного из КБ заработал несколько инфарктов. Но в итоге, на выставке в Париже этот комплекс стал одной из главных сенсаций. «Российская газета», например, назвала бортовой комплекс обороны «Президент-С» совершенно революционной системой активной защиты вертолетов от всех типов ракет ПЗРК. Не раз заявлялось, что «работать» «Президент-С» может с ракетами, оснащенными ультрафиолетовыми и инфракрасными, радарными и оптическими головками самонаведения. «Работа нашего комплекса основана на узконаправленном и особым образом модулированном излучении специально разработанной сапфировой лампы. В системе управления ракеты возникает фантомный образ цели, который ее электронный „мозг“ воспринимает в качестве основной цели. Появляется некая запредельная виртуальная реальность, которая настойчиво манит к себе. Ракета устремляется в пустое пространство, где в расчетное время самоликвидируется. Казалось бы, все очень просто, но эту „простейшую“ задачу кроме нас еще никто в мире не решил и до промышленного производства не довел», — образно рассказывал представитель одного из принимавших участие в разработке комплекса конструкторских бюро Александр Кобзарь.

Испытания испытанию рознь

Тем не менее, промышленное производство «Президента-С» было начато лишь в 2015 году, на базе Казанского оптико-механического завода. В принципе, эту пятилетнюю разницу можно было бы объяснить активными испытаниями, если бы не одна «мелочь»: уже тогда, в 2010 году сообщалось, что комплекс собран в окончательном варианте, полностью прошел весь набор государственных испытаний, принят на вооружение и запущен в серийное производство. В частности, СМИ писали о том, как по тепловым макетам, прикрытым новым бортовым комплексом обороны, и по закрепленному на специальной вышке работающему Ми-8, стреляли (в том числе, практически в упор) из ПЗРК «Игла» и все ракеты «уходили» мимо. Правда, об испытаниях на различной высоте, при различных метеоусловиях, и режимах маневрирования, не говорилось ни слова. Да и то, что испытывался комплекс только «Иглой» (так во всяком, было публично озвучено), пусть и одним из самых эффективных и распространенных, но все же не единственном в мире ПЗРК, зарождал некоторые сомнения в корректности испытаний.

Зато в ноябре 2015 года представитель концерна «Радиоэлектронные технологии» Юрий Маевский сообщил о том, что «Президент-С» может защищать еще и от залповых пусков ракет. «Высокая боевая эффективность защиты вертолетов, оснащённых БКО „Президент-С“, была подтверждена на полигонах Минобороны России при реальном применении переносных зенитных ракетных комплексов типа „Игла“. Было проведено значительное количество практических пусков ракет ПЗРК, в том числе залповых, по две ракеты в залпе, с различных азимутов и с различных расстояний по реальным вертолетам или их натурным моделям. Все выпущенные ракеты не достигли цели, а уходили в сторону от ее, не нанося защищаемому вертолету ни малейшего ущерба» — заявил он РИА «Новости» журналистам.

Что имеем не храним?

К тому времени таким комплексом уже был оснащен десантный Ми-26, «Ночной охотник» Ми-28, разведывательно-ударный Ка-52, военно-транспортный самолет Ил-76 — о том, чтобы ни один вертолет, предназначенный для работы в «горячих точках» не отправлялся в войска без комплекса активной защиты от ПЗРК, вроде бы еще в 2010 году издал приказ тогдашний главком ВВС Александр Зелин, уволенный президентом через пару лет, вроде как за недовольство урезанными полномочиями Главкомата ВВС после реформы, но почти сразу назначенный помощником министра обороны Сердюкова. А главное — уже оснастили бортовым комплексом обороны и самолет президента РФ, а точнее — весь летный отряд, перевозящий первых лиц страны.

Тогда же, в ноябре 2015 года появилась информация о том, что «Президент-С» может быть установлен и на все гражданские самолеты. Во всяком случае, первый замглавы концерна «Радиоэлектронные технологии» Игорь Насонкин заявил, что концерн в общем-то готов это сделать, в случае наличия принципиального решения руководства страны.

Что любопытно, при всем этом уже сейчас «Президент-С» активно продвигается и на зарубежный рынок. Шумной пиар-компанией сопровождалось заключение контракта на поставку пятидесяти восьми (!) «Президентов-С» в Египет — дескать, такая российская техника всегда будет пользоваться спросом за рубежом. А на днях выясняется, что египетский контракт вообще не единственный. «У нас есть контракты с Индией, Алжиром, Белоруссией. Это долгосрочные соглашения, часть комплексов будет поставлена уже в этом году, часть — в 2017 и 2018 годах», — сообщил на днях гендиректор «Радиоэлектронных технологий». По неофициальным данным, Индия получит двенадцать таких комплексов, Беларусь — пять. Да и вообще, во всеуслышание сказано о намерениях устанавливать «Президент-С» на экспортные модели самых востребованных вертолетов. И «Вертолеты России» (куда входит и концерн «Радиоэлектронные технологии») уже сделали громкое заявление: «Установка современного высокоэффективного бортового комплекса обороны „Президент-С“ будет проводиться не только на новые вертолеты в рамках поставочных контрактов, но станет важной составляющей программы модернизации вертолетной техники в интересах иностранных заказчиков».

Волей не волей задумаешься: не слишком ли торопимся так активно распродавать уникальный бортовой комплекс обороны самолета президента России за рубеж?

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ