18+
пятница, 20 июля
Армии и войны

«Сухой Суперджет» пересядет на пермский двигатель

ПД-14 уже назвали самым значимым проектом российской гражданской авиации

  
7416
ПД-14
ПД-14 (Фото: Сергей Бобылев/ ТАСС)

Как минимум всю последнюю неделю «околооборонная» информационная повестка российских ресурсов буквально пестрит таинственным сочетанием ПД-14. Одни заверяют, что ПД-14 — это чуть ли не крупнейшее достижение Пермского края в ушедшем году, другие называют его самым значимым проектом в российской гражданской авиации за последние тридцать лет. Тут еще и в Центральном институте авиационного моторостроения имени Баранова, рассказывая о задачах по завершению разработки и сертификации авиационных двигателей пятого поколения и переходе к созданию шестого поколения, привели в пример все тот же ПД-14. Наконец буквально на днях высокопоставленные чиновники публично пообещали в скором времени перевести на ПД-14 наиболее перспективные российские самолеты, до сих пор летающие, увы, на «не совсем российских» движках.

Мы пойдем своим путем

Действительно, ПД-14 — это не просто чисто российский авиационный двигатель пятого поколения и даже не только целое семейство новейших перспективных гражданских турбовентиляторных авиадвигателей. Это в первую очередь сложнейший масштабный проект, насколько амбициозный, настолько и актуальный. Своеобразная «идея фикс» отечественного самолето- и авиамоторостроения.

Расшифровываться ПД-14 может не только как «Перспективный двигатель тягой 14 тонн», но и как «Пермский двигатель образца 2014 года». Принято считать, что старт проекту был дан в 2008 году. Разрабатывали двигатель в ОАО «Авиадвигатель» в Перми, головным изготовителем был обозначен Пермский же моторный завод (он же - АО «ОДК-Пермские моторы»). Рассчитывался будущий двигатель главным образом под еще одну перспективную разработку российских авиаконструкторов — МС-21, «магистральный самолет двадцать первого века», которым Россия планирует утереть нос всяким «Боингам» и «Эйрбасам», а заодно и заменить у себя Ту-134 и Ту-154. Правда, все это пока теоретически — летные испытания МС-21 еще только планируется начать летом 2016 года.

Так вот, «затачивался» ПД-14 именно под «иркутский» Як-242 (как успели прозвать МС-21 журналисты). При этом, что характерно, работы над двигателем по неизвестным причинам были начаты аж на два года позже проектирования самого авиалайнера. В итоге первоначально под крыло еще одной российской разработки «пришел» двигатель американской Pratt & Whitney. И лишь потом в качестве вариантов начала рассматриваться будущий ПД-14 и уже достаточно устаревший к тому времени АИ-436Т12 украинского производства. В свое время мы писали о том, с чем столкнулись производители казанского вертолета «Ансат», на который несколько лет ставили движки того же американского «праттовского» бренда (см. «У казанского „Ансата“ и двигатель наш»). Но идти своим, не всегда логичным путем, подчас создавая себе дополнительные проблемы, это, видимо, у нас в крови.

«ПД-14 будет гораздо лучше иностранных аналогов»

Вообще, ПД-14 — это еще и один из самых засекреченных сегодня проектов. Оно и неудивительно, если вспомнить, что кроме России лишь несколько стран владеют технологиями полного цикла создания современных турбореактивных двигателей. Великобритания (Rolls-Royce), США (Honeywell, та же Pratt&Whitney, General Electric), Франция (Snecma) — пожалуй, и все. Даже вездесущий и шустрый Китай, довольно быстро создав свой «клон» Су-27, двигатели для него вынужден, как известно, закупать в России.

А тут такой сверхмасштабный проект. Обязательства создать и выпустить не просто первый отечественный авиадвигатель в постсоветской России и первый российский турбореактивный двигатель пятого поколения как факт, но наладить производство целого семейства современнейших бесшумных и экологичных силовых установок, и «пересадить» на них все самые знаковые не только самолетные, но и вертолетные проекты последнего времени. В «Объединенной авиастроительной корпорации» уже подсчитали, что через пару лет спрос на такие двигатели в России составит до 200 штук в год.

«Российский авиапром должен ориентироваться на собственные разработки. Создание ПД-14 позволит развивать целую линейку среднемагистральных и дальнемагистральных самолетов. Ранее мы планировали оснащать отечественные авиалайнеры иностранными двигателями Pratt&Whitney или Rolls-Royce. Очевидно, что ПД-14 будет гораздо лучше иностранных аналогов», — заявил в декабре 2015 года на своей пресс-конференции Владимир Путин.

По последнему слову

Говорят, что непосредственно для проекта ПД-14 было разработано более пятнадцати новых технологий и создано два десятка новых композитных материалов. По словам генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» Александра Иноземцева, в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ участвовали почти все ведущие предприятия авиационного двигателестроения страны.

Базой для ПД-14 стал тоже специально разработанный под него уникальный газогенератор, на основе которого будут создаваться различные модификации этого семейства двигателей. Стоимость проекта еще в 2010 году озвучивалась в 70 миллиардов рублей.

Понятно, что исполнялся такой проект непросто и не быстро. Пожалуй, самое значимое его приближение к результату было отмечено осенью прошлого года, когда было объявлено о начале испытательных полетов ПД-14 на крыле летающей лаборатории Ил-76ЛЛ. Испытания прошли успешно, но министр промышленности и торговли Денис Мантуров тогда признался, что объективную картину испытатели смогут получить не раньше первого квартала следующего года: «Это и расход топлива, и тяга, и температура в различных сечениях и, конечно прочностные параметры. Нужно максимально интенсифицировать испытания и на земле, и «на крыле».

И вот, в конце февраля вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил о том, что государственные испытания новейшего российского авиационного двигателя ПД-14 подходят к концу, а спустя пару недель он же заверил: благодаря двигателю ПД-14 Sukhoi Superjet в ближайшее время действительно откажется от французских двигателей.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Федор Бирюков

Политик, общественный деятель

Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Андрей Песоцкий

Доцент кафедры экономики труда СПбГЭУ

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ