18+
вторник, 30 мая
Армии и войны

Зачем 35-летний Ил-76 делать секретным

Получит ли новый авиапроект пермские двигатели

  
7149
Ил-76МД
Ил-76МД (Фото: Александр Елистратов/ ТАСС)

Военно-космические силы России скоро получат как минимум еще одно так называемое научное воздушное судно. Летно-исследовательский институт имени Громова (г. Жуковский Московской области) на днях заявил о том, что собирается переоборудовать борт Ил-76МД в носитель гиперзвуковой летающей лаборатории. Согласно официальной информации, начальная цена договора по переоборудованию составляет чуть более 198 миллионов рублей. Этот проект, по понятным причинам, скорее всего, получит гриф секретного. Однако уже сейчас он выглядит достаточность неоднозначным.

Успеть, догнать и перегнать

Уже долгие годы биография тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76 напрямую связана с Ульяновском. Хотя поначалу, в 70-х годах прошлого века самолет выпускался в Ташкенте. Задача, которую ставили тогда перед разработчиками, внешне была понятна: заменить простой и неприхотливый Ан-12, обеспечив грузоподъемность и дальность полета в два раза большую, чем у него, при как минимум аналогичных взлетно-посадочных характеристиках. Решить эту задачу удалось достаточно оперативно. В 1969 году был изготовлен полномасштабный макет нового самолета, и сразу же началось создание прототипа. В 1971 году Ил-76 совершил первый полет, а всего через два года он «ушел» в серийное производство. «Прямой», «Беспристрастный» — примерно так можно перевести с английского прозвище «сandid», которое дали Ил-76 американцы. Планировалось, что он будет работать по нескольким основным направлениям: транспортировка крупногабаритных грузов, десантирование личного состава и техники воздушно-десантных и мотострелковых подразделений. Причем, для десантирования там чуть ли не впервые применялось специальное оборудование: тросы для принудительного раскрытия парашютов, прерыватели и разделители потоков парашютистов, специальные боковые полотнища, защищающие десантников от воздушного потока в рампе и так далее. Свою «профпригодность» семейство «семьдесят шестого» полностью доказало во время войны в Афганистане. Есть данные, что, начиная с 1985 года, примерно 90% личного состава и 75% грузов там было перевезено именно на этих самолетах, которые оказались наименее уязвимыми от местных ПВО. Вскоре Ил-76 стал основным самолетом российской военно-транспортной авиации…

Всего Ташкентское авиационное предприятие успело выпустить почти тысячу этих самолетов. К 2000 году завод перешел на выпуск бытовых товаров, а затем был фактически остановлено и признано банкротом. А в 2006 году было принято решение о переносе (а фактически возобновлении) производства Ил-76 в Ульяновск, на местное предприятие «Авиастар-СП» (самый молодой к слову, авиазавод России). Объяснялось это тем, что ульяновский завод, «заточенный» под производство крупных самолетов, к тому времени практически простаивал и таким образом «верха» решили обеспечить его заказами. Причем, налаживание производства и в этом случае происходило в условиях сжатых сроков.

Разбор полетов

На сегодня Ил-76 имеет целую линейку модификаций, в том числе и гражданских: транспортных, поисково-спасательных, пожарных, авиагоспиталей… В 1978 году совершил свой первый полет тяжелый транспортник Ил-76М, отличающийся от базовой модели усиленным фюзеляжем и повышенной грузоподъемностью. А через пару лет в небо впервые поднялась новая модель Ил-76МД. В сравнении со своим непосредственным предшественником самолет сохранил силовую установку, характеристики параметры основных систем и оборудования, но не конструкцию самого планера — в нее были внесены изменения, увеличившие грузоподъемность, дальность полета и максимальную взлетную массу. Говоря об особенностях этой модели, эксперты отмечают еще и автономность ее эксплуатации — якобы Ил-76МД вполне способен выполнять задачи по перевозке войск и технике, выброске десанта, либо транспортировке больных или раненых в течение двух месяцев вдали от «своего» аэродрома и обслуживаться все это время только силами экипажа.

Так вот, получается, что именно на Ил-76МД и обратил внимание спустя тридцать с лишним лет исследовательский институт в Жуковском, почему-то решив именно на ее базе создать новейшую секретную гиперзвуковую летающую лабораторию.

Вместе с тем еще несколько лет назад в Ульяновске наладили выпуск уже следующей версии Ил-ов, с добавочным индексом «90А», означающим использование более современных и экономичных турбовентилярных двигателей четвертого поколения ПС-90А-76, разработанных в Перми специально для замены морально и технически устаревших двигателей на этих самолетах. Немаловажный фактор: в отличие от тех же Д-30КП, новые двигатели сертифицированы на соответствие уровня шума и экологичности международным современным нормам, а также, по словам разработчиков, способствуют снижению прямых эксплуатационных расходов. Среди других особенностей модели, сделанной на заводе впервые с использованием цифровых технологий: модифицированное крыло, система автоматического управления самолетом, цифровой прицельно-навигационный комплекс, усовершенствованная топливная система (заявляется об экономии топлива более чем на 10%).

Безусловно, можно было бы сослаться на возможную невостребованность новой разработки, однако в 2012 году в присутствии Владимира Путина между ульяновским «Авиастаром» и минобороны был подписан контракт на поставку до 2020 года 39 единиц Ил-76МД-90А до 2020 года. Кроме того, как писала «Российская газета», «данный тип самолета востребован еще для спецбортов, которые изготавливают в Таганроге. Таким образом, до 2020 года ульяновцы должны будут построить до 80−83 самолетов».

«На 2016−2018 годы удалось утвердить семь масштабных проектов по техническому перевооружению и реконструкции существующих производственных мощностей. Пять из них касаются самолёта Ил-76МД-90А», — заявил заместитель технического директора «Авиастара СП» Илья Терехин в начале февраля года текущего.

Так может и в случае с подбором носителя новейшей гиперзвуковой лаборатории речь идет именно об Ил-76МД-90А, а не о предыдущей версии, разработанной еще в начале 80-х? Но нет, в официальном сообщении ОАО «Ил» называется конкретный борт — Ил-76МД № 5209. Один из интернет-порталов уже успел установить и богатое прошлое этого борта. По информации журналистов, возраст этого Ил-76МД насчитывает три с половиной десятка лет, в начале 2007 года самолет был переделан в летающую лабораторию для проведения летных испытаний двигателя для «Суперджета 100», и использовался в этом качестве до 2010 года. С конца 2014 по конец 2015 года этот борт вроде бы проходил капитальный ремонт…

Повторимся, похоже, вокруг ситуации с возможным появлением нового носителя гиперзвуковой летательной лаборатории пока больше вопросов, чем ответов. И как конкретно разрешится эта ситуация в итоге, покажет лишь время.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ