18+
пятница, 20 октября
Армии и войны

Импортозамещение в темпе «Вихря»

В Нижнем Новгороде и Ижевске учатся выращивать авиацию «исключительно российской юрисдикции»

  
2556
Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь»
Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» (Фото: Ростех)

Нижегородский завод «Сокол» может стать новым местом производства самолетов Ил-114 в России. Вопрос рассматривается на уровне главы правительства России Дмитрия Медведева: первые пассажирские «сточетырнадцатые» чисто нижегородского производства обещают выпустить к 2020 году.

Первый полет Ил-114

Если кто не в курсе, сама идея о выпуске этого семейства двухмоторных турбовинтовых самолетов для местных авиалиний прозвучала еще в начале 80-х. Предполагалось, что постепенно оно заменит один из самых массовых, но уже устаревших к тому времени, самолетов — Ан-24. Свой первой полет опытный экземпляр Ил-114 совершил в марте 1990 года. И почти сразу после этого — многочисленные авиационные выставки в Берлине, Тегеране, Париже, Фарнборо, Бангалоре и т. д. А то, что при этом самолет долго не мог пройти официальную сертификацию, в общем-то, неудивительно: достаточно вспомнить, как в 90-х перестало хватать денег на самое необходимое не только в авиационной промышленности. И все же к 1997 году Ил-114 сертификат от Авиарегистра МАК получил. Однако на этом сложности не закончились.

Изначально предполагалось, что серийный выпуск этих самолетов будет развернут на Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова: в планах значился выпуск сотен машин, благо спрос на нее был не только в стране, но и за рубежом. Комплектующие для нового самолета свозились в узбекистанскую столицу со всей России. Но советское пространство неумолимо становилось постсоветским, соответственно менялись и приоритеты ставших вдруг независимыми государств. Да и сегодня уже можно признаться в том, что Узбекистан просто не смог наладить конвейерный выпуск этих самолетов, собрав за все это время из советских запасов лишь семнадцать единиц, и поставив под угрозу срыва выполнение производственных контрактов на экспорт. В 2012 году это крупнейшее в Центральной Азии аваипредприятие демонтировало и распродало производственные линии и сборочные цеха и переквалифицировалось на производство продукции бытового назначения и запчастей для сельхозтехники.

ИЛ-114 (Фото: Марина Лысцева/ ТАСС)

Аналогов нет

Вместе с тем, эксперты в один голос говорят о том, что и по сей день по своему потенциалу «сточетырнадцатый» не имеет российских аналогов. И особо ценен он не только потому, что, например, вполне может стать прекрасной идеологической противоположностью (особенно в свете курса на импортозамещение) пресловутому «Суперджету» SS-100 — самолету формально российскому, но более чем наполовину состоящему из импортных комплектующих. Отметим, что Ил-114 предназначен для эксплуатации с относительно коротких взлетно-посадочных полос, в конструкцию самолета заложен принцип автономности от наземных источников питания, за свою недолгую практику он успел доказал свою надежность в условиях Сибири и Крайнего Севера.

Вполне логично, что в июле 2014 года президент России Владимир Путин дал правительству поручение рассмотреть вопрос организации серийного производства самолёта Ил-114 целиком и полностью в России. Сначала шла о размещении этого производства на территории завода «Авиакор» в Самаре. Однако в итоге выбор был сделан в пользу нижегородского «Сокола».

— В принципе, решение о воспроизводстве самолета Ил-114 в России принято, это уже не подлежит обсуждению, сегодня решаются финансовые вопросы. На сегодняшний день фактически все документы есть — была бы команда, мы бы приступили и сделали. То, что самолет нужен, это уже не обсуждается. У нас в стране нет отечественных самолетов такого типа. Иностранные самолеты не приспособлены ни для Севера, ни для наших российских аэродромов. Решался вопрос о том, что воспроизводство Ил-114 будет осуществляться на нижегородском заводе «Сокол». Уже поступило письмо губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева с резолюцией Медведева. Сейчас мы пишем справку о реализации этого проекта, — приводит слова генерального конструктора авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина Николая Таликова РИА «Новости». Более того, по его словам первые Ил-114 могут быть созданы в ближайшие годы на основе планеров Ташкентского авиастроительного завода, вопрос о передаче которых российской стороне решается в настоящее время.

— Это сократит нам реализацию программы года на два, и мы бы уже в 2017 году, в крайнем случае, в 2018 году, имели бы первые самолеты Ил-114. Первые же самолеты нижегородского производства мы ожидаем уже где-то в конце 2019−2020 годах, если сегодня поступит команда, — заявил Таликов.

Ракеты от «Калашникова»

Наконец, нашел свое решение и еще один не менее принципиальный вопрос, напрямую касающийся еще одного безусловного российского бренда. Буквально на днях стало известно, что государственный концерн «Калашников» (он же — НПО «Ижмаш») все-таки приступил к серийным поставкам министерству обороны противотанковых управляемых ракет Вихрь-1. Обязательства выполнить 13-миллиардный госконтракт до конца 2015 года сохраняются. Напомним, контракт на поставку ракет был заключен летом 2013 года. По своей стоимости он стал крупнейшим контрактом концерна на производство высокоточного оружия за последние годы. Однако позже замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что «Калашников» из-за недостаточной проработки конструкторской документации не поставил в срок почти 2 тысячи ракет. На самом же концерне объяснили задержку заменой носителя ракет с Ка-50 на Ка-52 и как следствие — необходимостью переоформления документации.

— В течение третьего квартала концерном «Калашниковым» и кировским заводом «Маяк» доработана конструкторская документация, получены положительные результаты испытаний, поставки спланированы в соответствии с догоночными графиками. Проблемный вопрос снят, — прокомментировал Борисов сегодняшнее положение дел с исполнением контракта ИТАР ТАСС.

Противотанковая ракета «Вихрь-1» принята на вооружение в 1982 году. Она предназначена для уничтожения бронированной техники, в том числе оснащенной динамической защитой, а также малоскоростных воздушных целей. Согласно своим характеристикам ракета летит со сверхзвуковой скоростью до 610 метров в секунду (2196 километров в час) и расстояние до цели в 4 километра преодолевает всего за 9 секунд. Для сравнения: американская противотанковая ракета Hellfire движется с дозвуковой скоростью и расходует почти вдвое больше времени.

- Особенность этих ракет в том, что они были специально разработаны для применения с авиационной техники, в частности со штурмовиков Су-25 и новейших вертолетов Ка-52. У этих ракет большая дальность пуска, их можно применять и днем, и ночью. Кроме того, на них реализован принцип — «выстрелил-забыл». То есть достаточно оператору или летчику захватить цель, нажать кнопку, и дальше он может не сопровождать ни цель, ни полет ракеты, все происходит в автоматическом режиме. Учитывая то, что ракета имеет сверхзвуковую скорость, она может применяться не только по подвижным наземным целям или надводным, но и по некоторым малоскоростным воздушным целям, например, вертолетам или легким самолетам. Эта ракета фактически управляется информационным лазерным полем. То есть лазер не облучает цель, он просто в достаточно узком луче формирует информационный поток для ракеты, чтобы она знала, куда лететь. При этом и комплектующие, и предприятия, участвующие в производстве, сейчас относятся исключительно к российской юрисдикции, — заявил в интервью радио Sputnik член экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии, военный эксперт, полковник запаса Виктор Мураховский. Он также отметил, что при определенных условиях вполне возможно использование ракет «Вихрь-1» российской авиацией и против террористов в Сирии.

— Сейчас бронетехники у запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» фактически нет. Но эта ракета понадобится, если вдруг обнаружится, что на вооружении боевиков появятся переносные зенитно-ракетные комплексы. В этом случае эта ракета может уничтожать такие цели за пределами дальности этих комплексов, — подчеркнул Мураховский.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Сергей Пикин

Директор Фонда энергетического развития

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ