18+
пятница, 15 декабря
Армии и войны

Наше средство для достижения цели

Нижегородский авиастроительный завод обещают на несколько лет обеспечить заказами

  
944
Сборка самолета МИГв цехе ОАО "Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»
Сборка самолета МИГв цехе ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (Фото: Николай Мошков/ ТАСС)

Россия в этом году передаст в Северную Африку два истребителя МиГ-29М / М2. Скорее всего, это будет Египет. Разработчик самолетов сообщил журналистам, что аванс по контракту, который обещает обеспечить нижегородский авиастроительный завод «Сокол» заказами до 2020 года, наконец, получен.

Никакой конспирологии

По словам заместителя гендиректора самолетостроительной корпорации «МиГ» Алексея Бескибалова, речь идет о контракте не просто серьезном, а «самом крупном за всю историю военно-технического сотрудничества». Он был подписан весной прошлого года, аванс по нему, наконец, уже получен «Мы должны туда поставить больше 50 самолетов МиГ-29М/М2. Это загрузит мощности нашего объединенного предприятия и Луховиц, и Нижнего Новгорода до 2020 года», — заявил он, выступая на торжественном мероприятии, посвященном 84-летию «Сокола». Что любопытно, называть конкретную страну-заказчика Бескибалов не стал, сообщив лишь, что это Северная Африка.

В тоже время военный эксперт Михаил Опарин предположил, что речь идет, скорее всего, о Египте. «Контракт на самолеты МиГ в таком объеме станет самым большим в современной российской истории. И он не впервые сегодня возник в информационном пространстве. В открытых источниках подобная информация появилась еще в середине прошлого года. А в качестве покупателя назывался Египет, ведущий партнер нашей страны по линии военно-технического сотрудничества. Сумма контракта по различным подсчетам может оцениваться в два миллиарда долларов и выше», — поясняет Опарин.

Охота за МиГом

История многофункционального истребителя четвертого поколения МиГ-29М своими корнями уходит еще в предперестроичные времена Советского Союза. Базовая модель МиГ-29 поступила в войска в 1983 году. Изначально эти истребители были «заточены» главным образом на то, чтобы дислоцироваться максимально близко к линии фронта (в том числе тем, где взлетно-посадочные полосы повреждены) и обеспечивать локальное превосходство наступающим армейским частям. Стоит отметить, что на тот момент даже базовой модели удалось превзойти по основным параметрам большинство тогдашних зарубежных аналогов, в том числе американские F-16 и французские «Миражи-2000». Были разработаны даже специальные экспертные версии таких «Мигов» с ухудшенными характеристиками. Да и в последующие годы «двадцать девятые» пользовались повышенным во всех смыслах спросом. В 1997 году США даже пошли на то, чтобы закупить в Молдавии почти два десятка таких истребителей - по слухам, не только для того, чтобы изучить детище советской авиапромышленности, но и чтобы не пустить эти МиГи в Иран. Успели показать себя «двадцать девятые» и в сегодняшней Сирии.

Но факт остается фактом: почти сразу с началом серийного выпуска базовой модели было принято решение о ее глубокой модернизации. Первый полет МиГ-29М (его еще иногда называют МиГ-33) совершил в апреле 1986 года. Основное, что отличало эту модель от базовой — повышенная дальность полета за счет увеличенной емкости топливных баков, удачные условия работы летчика, новое бортовое радиоэлектронное оборудование и более широкие возможности для вооружения. В итоге, специалисты заговорили о повешении эффективности решения задач «воздух-воздух» в полтора раза, а задач «воздух-поверхность» — почти в три с половиной раза. Любопытный факт: если МиГ-29 в НАТО прозвали «Fulcrum» или «точкой опоры», то МиГ-29М — - «Fulcrum-E», что опять-таки, по одной из версий, по-русски звучит не иначе как «средство для достижения цели». И даже если это всего лишь легенда, то достаточно показательная.

Ждем 2020-й год

Существует несколько версий, почему в итоге модель МиГ-29М так и не пошла тогда, в серийное производство. Экономический кризис в стране, в 1991 году минобороны России перестало закупать МиГ-29. Более того, стало известно о том, что Молдова и Украина стали вдруг массово распродавать имеющиеся у них новые истребители этой модели… С другой стороны, есть, например, мнение, что МИГовское «средство для достижения цели» погубили еще и своеобразные подковерные игры с ближайшим конкурентом — экспериментальным Су-27М, разработанным в ОКБ Сухого.

В любом случае уже через несколько лет ОКБ Микояна возобновлено работы по дальнейшей модернизации МиГ-29М. В 2001 году совершил свой первый полет МиГ-29М2 — двухместный вариант модернизированного «двадцать девятого». А спустя десять лет в корпорации «МиГ» заявили, что прекращают выпуск базовой модели МиГ-29 в пользу ее многочисленных модификаций.

В свете всего перечисленного сегодняшний «североафриканский» контракт выглядит знаковым не только по чисто финансовым показателям.

А на днях стало известно о том, что в первом квартале 2016 года должно состояться подписание контракта на поставку в Воздушно-космические силы РФ истребителей МиГ-35 — уже следующей версии МиГ-29М и МиГ-29М2, опережающей своих «отцов» как по эксплуатационным, так и боевым характеристикам. Предполагается, что поставка этих новейших истребителей начнется в 2017 году, а к 2020 году контракт будет полностью исполнен. «Определенное количество машин должно быть изготовлено в рамках контракта на опытно-конструкторские работы для подтверждения выполнения технического задания. Вот эти машины будут изготовлены в этом году и в начале, может быть, следующего года», — признался РИА «Новости» исполнительный директор авиазавода «Сокол» Александр Каренин.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Лимонов

Писатель, политик

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ