18+
среда, 29 марта
Армии и войны

Есть только МиГ

Новейший перехватчик ударных беспилотников США появится уже скоро

  
11917
Сборка самолета МИГ в цехе ОАО "Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»
Сборка самолета МИГ в цехе ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» (Фото: Николай Мошков/ ТАСС)

К 2020 году в России появится новейший сверхскоростной истребитель-перехватчик — проект его создания включен в новую программу вооружения. И в основу его ляжет легендарный, не имеющий мировых аналогов МиГ-31. Об этом заявил член комитета Госдумы по обороне Александр Тарнаев. Более того, оказалось, что разработка этого истребителя была начата еще в 2013 году конструкторами ОКБ Микояна и нижегородского завода «Сокол», известного в первую очередь как производитель МиГ-ов.

Кто поставил на место пресс-секретаря Пентагона

Миг-31 — это двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Но можно сказать о нем и по-другому. Основа современной российской ПВО, изначально разработанная для перехвата крылатых ракет (они как раз появились в США) на любых высотах и скоростях. Позже эта основа еще и «освоила» уничтожение низколетящих беспилотников и орбитальных спутников, в том числе при использовании противником ложных тепловых целей, радиолокационных помех и т. д. По некоторым данным, Миг-31 способен отслеживать в автоматическом режиме до 24 целей, атакуя 8 из них. Четырех таких перехватчиков достаточно, чтобы контролировать воздушный фронт протяженностью до 800 километров.

Новейшее электронное оборудование, возможность скрытно атаковать цели, применение (впервые!) радара с фазированной антенной решеткой в уникальной комплектации, и, как следствие возможность сбивать скоростные цели на расстоянии до 280 километров. Даже сложно поверить, что серийно выпускаться МиГ-31 в Нижнем Новгороде (тогда еще Горьком) начал аж в 1979 году.

Как любят говорить наши военные, после начала боевого дежурства «лисьей гончей» (она же МиГ-31), американские разведчики «Боинги» и «Локхиды» стал летать возле советских границ гораздо реже. Более того, доподлинно известно, что еще в октябре 1978 года космическая разведка США засекла успешный перехват маловысотной мишени никому не известным на тот момент новым советским самолетом МиГ-31. В итоге тогдашнему пресс-секретарю Пентагона Томасу Россу даже пришлось публично дезавуировать свое заявление, сделанное всего месяц назад: «Нет доказательств, что Советы могут сбивать крылатые ракеты или мишени, имитирующие такие ракеты».

Перехватчик с неизвестной скоростью

Непосредственный предшественник «лисьей гончей» — МиГ-25 — громко заявил о себе во время очередного израильско-арабского конфликта. Именно на МиГ-25 в 70-х годах летчик-космонавт Светлана Савицкая достигла скорости 2,7 тысячи километров в час. При этом максимальная скорость истребителя той модели в реальности до сих пор неизвестна (безопасная официально определена в 3 тысячи км в час). Существует даже байка о неком молодом пилоте МиГ-25, который как-то с испуга выжал «полный газ». В итоге мужчина потерял сознание от перегрузок, а позже очнулся на военном аэродроме едва ли не на другом конце света. Обшивка его самолета оплавилась, но летных качеств он не потерял… В любом случае МиГ-31 не просто отличается своего предшественника экипажем из двух человек, двухконтурными двигателями с форсажной камерой и прицельно-навигационным комплексом. На тот момент это была машина с новой философией аэродинамики, состава бортового оборудования, боевого применения. И то, что в итоге МиГ-31 по каким-то причинам не обрел такой массовой, «общечеловеческой» популярности, как его предшественник Миг-25, ничуть не мешает специалистам и по сей день называть его уникальным, заверяя, что и в ближайшие 15−20 лет в мире вряд ли появится что-то подобное. «Сами перехватчики типа МиГ 31 — этот тот редкий случай, когда штамп „не имеет аналогов за рубежом“ полностью соответствует действительности», — утверждает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. По его словам, перехватчик, подобный МиГ-31 не может быть реализован ни на платформе истребителя четвертого поколения, ни пятого. «На платформе классического истребителя такой тип боевого самолета создать нельзя, поскольку в данном случае планер как бы навешивается на локатор. Главной составляющей МиГ 31 был именно прибор, способный контролировать воздушное пространство. Также на этот самолет ставятся ракеты большой дальности, из-за чего перехватчик в принципе лишается возможности вести ближний и маневренный воздушный бой», — говорит он.

Секретные материалы

К 1994 году, когда выпуск Миг-31 был прекращен, всего успели выпустить более 500 машин, и при всей уникальности, срок их эксплуатации заканчивается в 2028 году. К этому времени как раз и должен появиться в России новый уникальный сверхскоростной истребитель-перехватчик. На авиазаводе «Сокол» в Нижнем Новгороде, с 1949 года производящего именно МиГи, уже полным ходом идет модернизация состоящих на вооружении в Воздушно-Космических силах 120 «тридцать первых». 75 из них уже получили модификацию Миг-31БМ, остальные обещают довести до этого уровня за ближайшие два-три года. Уже заявлено, что за счет получения современного бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения нового поколения эффективность модернизированной версии по сравнению с оригиналом, вырастает в 2,6 раза.

Что же касается конкретных характеристик МиГ-41 (так будущий истребитель-перехватчик уже успели окрестить в народе), то, несмотря на активные разговоры и предположения, которые ходят не первый год, с достаточной уверенностью можно лишь говорить о максимальной скорости — 4500 тысяч километров в час. Остальное пока покрыто тайной. Но в любом случае, учитывая отличную «наследственность» перехватчика, обгоняющего ракеты, противникам как состоявшимся так и потенциальным стоит крепко задуматься. «Новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 90-х под шифром „проект 701“. Новая разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным боевым самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег, да и отношение к „оборонке“» тогда было безответственным. А вот нынешний запланированный новый перехватчик, скорее всего, будет разрабатываться на базе МиГ-31, что вполне логично. Это и быстрее, и экономичнее. А возможности у будущего МиГ-41 будут на порядки превосходить предыдущие модели. Ему будет по силам даже перехватывать разрабатываемые сейчас американцами гиперзвуковые ударные беспилотники, которые теоретически пока по зубам только ЗРК С-500″, — говорит авиационный эксперт Валентин Дудин.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ