18+
воскресенье, 28 мая
Армии и войны

Вертолеты из Казани все же долетят до Сахалина?

Есть надежда, что миллиардный контракт 2013 года будет наконец-то исполнен без скандала

  
1498
wikimedia
wikimedia (Фото: Ми-8 МТВ-1)

Вертолет Ми-8МТВ-1, изготовленный на Казанском вертолетном заводе, прибудет на Сахалин в феврале. Это должно произойти в рамках контракта, заключенного сахалинскими властями еще в конце 2013 года. Сейчас чиновники в спешном порядке ищут через аукцион желающих перегнать долгожданную машину из Казани на полуостров, вынужденно отвлекаясь на объяснения, насколько необходимы эти вертолеты Сахалину.

С надёжными бедрами

При упоминании о Казанском вертолетном заводе, в голову, прежде всего, приходит, например, уникальный легкий «Ансат». Вертолеты Ми-8 к таким ноу-хау, понятное дело, не относятся. Первый вертолет серии был разработан Московским заводом имения Миля в 60-х годах прошлого века. Надежные, многофункциональные, простые в управлении и эксплуатации… На сегодня линейку Ми называют не только одной из наиболее удачных разработок российской вертолетной школы, но и самым известным и многочисленным вертолетом — по самым примерным подсчетам он используется в пятидесяти странах мира. И не только в качестве транспортного или пассажирского - Ми-8 отличились и отличаются во многих горячих точках: Афганистан, Чечня, Южная Осетия. Сирия, наконец. Любопытно, что по натовской кодировке вертолеты Ми-8 получили название «Hip» — то есть, «Бедро». Скорее всего, «виновата» форма вертолета, действительно, похожая на куриное бедро.

Что же касается непосредственно модификации Ми-8 МТВ-1, то ее начали серийно выпускать в Казани в 1988 году. От большинства своих предшественников модель отличается наличием высотных двигателей, повышенной мощностью и вообще улучшенными летно-техническими характеристиками. При максимальной скорости в 250 км в час, вертолет способен перевозить до семи тонн груза. Говоря официальным языком, базовая модель можно использовать в транспортном, десантном, десантно-штурмовом, санитарном, перегоночном вариантах, а также в вариантах вертолета огневой поддержки и постановщика мин. Однако многие эксперты видят наибольший потенциал Ми-8МТВ-1 в виде авиагоспиталя (он вполне может быть оснащен даже рентгенкабинетом, гинекологическим, стоматологическим кабинетами), или же пассажирского вертолета, работающего в жестких климатических условиях и, например, оборудованного специальной системой аварийного приводнения.

Следы экс-губернатора

Как мы уже отметили выше, контракт общей стоимостью почти миллиард рублей на поставку двух вертолетов Ми-8МТВ-1 власти Сахалинской области заключили еще в декабре 2013 года. Первый вертолет был доставлен в Южно-Сахалинск летом 2015 года. Однако спустя короткое время разразился небольшой скандал. Местные (да и не только) СМИ распространили обращение активистов Общероссийского народного фронта, где те прямо заявили, что закупленные вертолеты не соответствуют заявленным требованиям. Так, по данным ОНФ, уже полученный МИ-8МТВ-1 простаивал в сахалинской лесоохране, а тот, чья поставка на тот момент еще только планировалась — был и вовсе, по их сведениям, не транспортным, а якобы бизнес-класса. «Таким образом, ни один из вертолетов не соответствует ранее озвученным требованиям министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области. Единственной островной области России с непростым климатом и проблемами транспортного сообщения необходимы настоящие многофункциональные крылатые машины, на которых можно возить пассажиров, спецгрузы, осуществлять санитарные перевозки, тушить пожары, вести поисково-спасательные работы», — выступил в качестве эксперта сопредседатель регионального штаба ОНФ Андрей Фугенфиров. Масла в огонь добавил и тот факт, что в злополучном контракте стояла подпись губернатора Александра Хорошавина, который за несколько месяцев до заявления «фронтовиков» был арестован по подозрению в получение «отката» в 5 с лишним миллионов при заключении госконтракта и запомнился телезрителям миллиардом рублей наличных, изъятым у него дома.

Ждем февраль

Впрочем, в правительстве Сахалина сразу поспешили оправдаться: мол, полученный вертолет законсервирован лишь «в ожидании получения сертификата летной годности». «Губернатор определил задачи, которые предстоит решать с помощью этих машин. Это лесоохранные и поисково-спасательные работы, санитарные рейсы, а также пассажирские перевозки. Последние будут выполняться не на постоянной основе, а в случае необходимости, когда невозможно задействовать другие транспортные средства. В заявленных режимах смогут работать оба вертолета. Но вот этот конкретный, он в большей степени предусмотрен для спасательных операций. У него есть лебедка, радиокомпас, позволяющий по сигналу радиомаяка находить терпящие бедствие корабли, большая сдвижная дверь. Есть специальные приспособления для полетов надо морем, съемные кресла», — приводит правительственная пресс-служба слова директора Сахалинской базы авиационной и наземной охраны лесов Николая Журихина. По его словам, удачна эта покупка и с экономической точки зрения: «Очень удачно правительство приобрело вертолет перед кризисом, раньше вертолет стоил почти 459 миллионов рублей, сейчас — большее 600 миллионов. И потом, любые вертолеты, которые мы арендуем, тоже имеют немаленькую стоимость — примерно 260 тысяч рублей за 1 час. Если будем использовать свой вертолет, то это будет гораздо дешевле».

Согласно условиям конкурсной документации, размещенной на сайте госзакупок, второй вертолет Ми-8МТВ-1 необходимо перегнать на Сахалин в первом квартале 2016 года, а если точнее, то в течение 30 дней с момента заключения контракта. Начальная стоимость контракта — более 8,6 миллионов рублей, источник финансирования — областной бюджет. Причем, цена контракта включает в себя все расходы, связанные с выполнением работ, в том числе сборы за аэропортовое обслуживание по пути следования, аэронавигационное и метеорологическое обслуживание, авиатопливо, техническое обслуживание. Итоги конкурса должны подвести 1 февраля.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ