18+
пятница, 28 июля
Армии и войны

Вертолеты из Казани все же долетят до Сахалина?

Есть надежда, что миллиардный контракт 2013 года будет наконец-то исполнен без скандала

  
1499
wikimedia
wikimedia (Фото: Ми-8 МТВ-1)

Вертолет Ми-8МТВ-1, изготовленный на Казанском вертолетном заводе, прибудет на Сахалин в феврале. Это должно произойти в рамках контракта, заключенного сахалинскими властями еще в конце 2013 года. Сейчас чиновники в спешном порядке ищут через аукцион желающих перегнать долгожданную машину из Казани на полуостров, вынужденно отвлекаясь на объяснения, насколько необходимы эти вертолеты Сахалину.

С надёжными бедрами

При упоминании о Казанском вертолетном заводе, в голову, прежде всего, приходит, например, уникальный легкий «Ансат». Вертолеты Ми-8 к таким ноу-хау, понятное дело, не относятся. Первый вертолет серии был разработан Московским заводом имения Миля в 60-х годах прошлого века. Надежные, многофункциональные, простые в управлении и эксплуатации… На сегодня линейку Ми называют не только одной из наиболее удачных разработок российской вертолетной школы, но и самым известным и многочисленным вертолетом — по самым примерным подсчетам он используется в пятидесяти странах мира. И не только в качестве транспортного или пассажирского - Ми-8 отличились и отличаются во многих горячих точках: Афганистан, Чечня, Южная Осетия. Сирия, наконец. Любопытно, что по натовской кодировке вертолеты Ми-8 получили название «Hip» — то есть, «Бедро». Скорее всего, «виновата» форма вертолета, действительно, похожая на куриное бедро.

Что же касается непосредственно модификации Ми-8 МТВ-1, то ее начали серийно выпускать в Казани в 1988 году. От большинства своих предшественников модель отличается наличием высотных двигателей, повышенной мощностью и вообще улучшенными летно-техническими характеристиками. При максимальной скорости в 250 км в час, вертолет способен перевозить до семи тонн груза. Говоря официальным языком, базовая модель можно использовать в транспортном, десантном, десантно-штурмовом, санитарном, перегоночном вариантах, а также в вариантах вертолета огневой поддержки и постановщика мин. Однако многие эксперты видят наибольший потенциал Ми-8МТВ-1 в виде авиагоспиталя (он вполне может быть оснащен даже рентгенкабинетом, гинекологическим, стоматологическим кабинетами), или же пассажирского вертолета, работающего в жестких климатических условиях и, например, оборудованного специальной системой аварийного приводнения.

Следы экс-губернатора

Как мы уже отметили выше, контракт общей стоимостью почти миллиард рублей на поставку двух вертолетов Ми-8МТВ-1 власти Сахалинской области заключили еще в декабре 2013 года. Первый вертолет был доставлен в Южно-Сахалинск летом 2015 года. Однако спустя короткое время разразился небольшой скандал. Местные (да и не только) СМИ распространили обращение активистов Общероссийского народного фронта, где те прямо заявили, что закупленные вертолеты не соответствуют заявленным требованиям. Так, по данным ОНФ, уже полученный МИ-8МТВ-1 простаивал в сахалинской лесоохране, а тот, чья поставка на тот момент еще только планировалась — был и вовсе, по их сведениям, не транспортным, а якобы бизнес-класса. «Таким образом, ни один из вертолетов не соответствует ранее озвученным требованиям министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области. Единственной островной области России с непростым климатом и проблемами транспортного сообщения необходимы настоящие многофункциональные крылатые машины, на которых можно возить пассажиров, спецгрузы, осуществлять санитарные перевозки, тушить пожары, вести поисково-спасательные работы», — выступил в качестве эксперта сопредседатель регионального штаба ОНФ Андрей Фугенфиров. Масла в огонь добавил и тот факт, что в злополучном контракте стояла подпись губернатора Александра Хорошавина, который за несколько месяцев до заявления «фронтовиков» был арестован по подозрению в получение «отката» в 5 с лишним миллионов при заключении госконтракта и запомнился телезрителям миллиардом рублей наличных, изъятым у него дома.

Ждем февраль

Впрочем, в правительстве Сахалина сразу поспешили оправдаться: мол, полученный вертолет законсервирован лишь «в ожидании получения сертификата летной годности». «Губернатор определил задачи, которые предстоит решать с помощью этих машин. Это лесоохранные и поисково-спасательные работы, санитарные рейсы, а также пассажирские перевозки. Последние будут выполняться не на постоянной основе, а в случае необходимости, когда невозможно задействовать другие транспортные средства. В заявленных режимах смогут работать оба вертолета. Но вот этот конкретный, он в большей степени предусмотрен для спасательных операций. У него есть лебедка, радиокомпас, позволяющий по сигналу радиомаяка находить терпящие бедствие корабли, большая сдвижная дверь. Есть специальные приспособления для полетов надо морем, съемные кресла», — приводит правительственная пресс-служба слова директора Сахалинской базы авиационной и наземной охраны лесов Николая Журихина. По его словам, удачна эта покупка и с экономической точки зрения: «Очень удачно правительство приобрело вертолет перед кризисом, раньше вертолет стоил почти 459 миллионов рублей, сейчас — большее 600 миллионов. И потом, любые вертолеты, которые мы арендуем, тоже имеют немаленькую стоимость — примерно 260 тысяч рублей за 1 час. Если будем использовать свой вертолет, то это будет гораздо дешевле».

Согласно условиям конкурсной документации, размещенной на сайте госзакупок, второй вертолет Ми-8МТВ-1 необходимо перегнать на Сахалин в первом квартале 2016 года, а если точнее, то в течение 30 дней с момента заключения контракта. Начальная стоимость контракта — более 8,6 миллионов рублей, источник финансирования — областной бюджет. Причем, цена контракта включает в себя все расходы, связанные с выполнением работ, в том числе сборы за аэропортовое обслуживание по пути следования, аэронавигационное и метеорологическое обслуживание, авиатопливо, техническое обслуживание. Итоги конкурса должны подвести 1 февраля.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ