18+
понедельник, 22 мая
Общество

Поволжье еще потягается с Сочи

Регионам ПФО выпал шанс развить собственный туризм

  
844
Нижний Новгород. Туристы на Нижне-Волжской набережной
Нижний Новгород. Туристы на Нижне-Волжской набережной (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

В период, когда для россиян оказались закрытыми две самые популярные страны отдыха — Турция и Египет — самое время порассуждать о внутреннем туризме. Неслучайно недавно появился «Национальный Туристический Рейтинг», в котором эксперты оценили туристический потенциал субъектов РФ, а также то, как этот потенциал реализуется и раскрывается. Ведь у нас, как говорится, тоже есть, что посмотреть. Для вынесения оценок, экспертов, участвовавших в составлении рейтинга, просили учитывать такие параметры, как: уровень развития туристического бизнеса, оборот туруслуг, популярность региона у россиян и иностранцев, экологию, криминогенность обстановки, развитие транспортной отрасли и другие.

Лидеры

С лидерами рейтинга все понятно. На первом месте в общем рейтинге оказался Краснодарский край, набравший 70,9 баллов. Что же касается поволжских регионов, то на 9 месте — Нижегородская область с 52,8 баллами. На 13 месте — Татарстан с 51,3 баллом. С ними, в общем-то, все относительно понятно. Нижний — город крупный и обеспеченный. К тому же, находящийся близко к Москве и являющийся местом проведения множества фестивалей: литературных, кинематографических и пр. Как отмечают сами организаторы таких мероприятий, москвичи любят ездить в Нижний потому, что это близко и удобно — способствует скоростной поезд. Таким образом, поездка получается быстрой — каникулярной и недорогой — за выходные можно обернуться, еще и посетив фестивальчик.

Про Татарстан тоже особо рассказывать не приходится — регион, в который вливается много денег: Универсиады, Чемпионаты, юбилей Казани… И под каждое событие выделяется немалая сумма. При том, что богатый на нефтедоллары регион еще и имеет целый ряд туристических объектов, абсолютно не нуждающихся в рекламе. Эксперты даже удивлены, что республике досталась столь низкая строчка в рейтинге. Ему и лечебно-курортному Ставрополью (12 место) прочили гораздо более высокие оценки. И они уж точно могут поспорить за лидерство с теми же Сочи и Крымом.

Середнячки

Башкирия заняла 20 место. Регион набрал 48,1 экспертных баллов. То ли воодушевившись неплохим положением, то ли занимаясь этими вопросами перманентно, чиновники республики недавно выступили с новым предложением. Так, местные власти возмутились тем, что к горе Иремель, находящейся на границе с Челябинской областью, чаще всего едут именно со стороны соседнего уральского региона.

Глава Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму Вячеслав Гилязетдинов заметил, что посещаемость горы велика вне зависимости от времени года, но в основном ее посещают со стороны Челябинской области. Потому решено организовать туристическую базу со стороны Башкирии и проложить туда дорогу. «На позапрошлой неделе сотрудники объездили всё вокруг, и договорились, что будет турбаза с нашей стороны на подъём горы. И с нашей стороны гораздо интереснее будет подъём, я уверяю вас», — цитирует чиновника Ufatime.

Руководитель Приволжского регионального отделения Российского союза туриндустрии, генеральный директор Центра туристических программ «Пилигрим» Анна Тукмачева попробовала рассказать авторам рейтинга о том, что составляет основу турпривлекательности Самарской области. Регион оказался на 23 строке с 47,6 баллами.

Тукмачева видит в качестве важнейших ресурсов именно природные ресурсы (Самарская Лука, Жигулевские горы, Волгу), почему-то совсем ни слова не говоря о большом количестве мероприятий всероссийского масштаба, проходящих под Самарой. Например, фестивали «Барабаны мира», «Метафест» и прочие, собирающие десятки тысяч гостей. Не говоря уже о «Грушинском», и, к сожалению, ушедшему в лету «Роке над Волгой». Последний собрал в 2013 году 692 тысячи человек.

«Время продвижения достопримечательностей прошло, надо продвигать реальные турпакеты с ценами и датами», — считает меж тем Анна Тукмачева, рассказывающая о новом локальном бренде — Жигулевской кругосветке.

В качестве большого плюса для Пермского края эксперты называют хорошие отношения между турбизнесом и властью. Возможно, именно это и помогло субъекту набрать 42,7 балла и оказаться на 31 позиции в рейтинге. Впрочем, кто не знает красных человечков, расставленных по всей Перми? И знаменитый «памятник табуретке», а на деле — Перми и букве П, с которой начинается имя города. Вообще в копилку турпотенциала Перми очень много внесло именно сотрудничество местной власти с современными художниками. Какое-то время назад художники из других регионов с завистью говорили о том, что у их коллег из Перми в родном городе буквально «зеленый свет» на все. А на результат этого сотрудничества, безусловно, интересно посмотреть.

Еще одним новшеством, опробованном в Перми, стал проект так называемых «Красных линий», «Красных маршрутов» и прочих цветных указателей. Много где этот опыт пытались перенять. Например, уже не менее трех лет назад активно начали обсуждать соответствующий проект в Саратове. Но, видимо, не нашли средств на несколько банок краски. Суть идеи как раз именно в нанесении краской на асфальт линии, которая вела бы туриста от объекта к объекту, таким образом формируя маршрут для самостоятельного изучения города.

Однако все же есть и регионы, в которых развивать проект начали. Среди них и Ульяновская область, которой, как считает председатель совета Межрегиональной туристской ассоциации «Приволжье» (Нижний Новгород) Сергей Кривцов, именно «Красный маршрут» помог занять 40 место. Область набрала 40,3 баллов.

Оренбургская и Кировская области, занявшие 61 и 64 места соответственно (31 и 30,4 баллов), по мнению того же Кривцова, сильны тем, что пошли по пути привлечения на свою территорию известных ежегодных общероссийских проектов. Также в список регионов, развивающих среди прочих именно это направление, попали Казань, Саратов и Самара.

О проблемах говорила руководитель Удмуртского регионального отделения Российского союза туриндустрии, генеральный директор компании «Лина Тур» Елена Захидова. «Нет профессионального, системного подхода и четкой программы развития туризма в Удмуртии, низкий уровень менеджмента и управления отраслью. Нам необходимо принятие новой региональной программы развития внутреннего и въездного туризма», — заявляет она. Именно поэтому, видимо, республика, набравшая 30,1 баллов, заняла всего 65 место.

В качестве сильной стороны Захидова называет несколько объектов и событий, привлекающих туристов. Так, по ее словам, резиденцию удмуртского Деда Мороза посетили 36 тысяч человек. Другими популярными объектами являются Музей стрелкового оружия им. М. Т. Калашникова, Музей-усадьба П. И. Чайковского, а также Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай», где на 60 гектарах представлены культовые и общественные постройки удмуртов конца XIX — начала XX веков.

Захидова оказалась одной из немногих экспертов, которые затронули тему дороговизны перемещения по стране. Так, она привела в качестве примера цены на билеты из Москвы в Ижевск. «Одно место в купе поезда Москва-Ижевск обойдется в 4 тысячи рублей, в самолете — уже 6,5 тысяч рублей. Авиакомпания „Ижавиа“, которой принадлежит и аэропорт, являющаяся монополистом, не пускает на региональный рынок других авиаперевозчиков. Строительство международного терминала заморожено», — заявила она.

Нужно заметить, что основную борьбу удмуртский авиаперевозчик сейчас ведет с саратовской компанией «СарАвиа», также не раз обвиняемой в монополистских замашках и даже наказанной за это УФАСом. Можно предположить, что проблема высоких цен на перелеты — это причина низкой туристической активности во многих регионах страны. Не менее напряженной видится ситуация и с железнодорожными перевозками. Высокие цены на ж/д-билеты в то время, как ТОП-менеджеры «РЖД» получают колоссальные гонорары — давно уже притча во языцех.

Аутсайдеры

Что касается последней категории регионов, авторы исследования заявляют, что в нее попали в основном регионы, которые только начинают работать над развитием туристического потенциала. Из числа регионов ПФО в этой группе оказались: Республика Марий Эл (66 место и 29,7 баллов), Мордовия (76 место и 23,6 баллов) и Саратовская область (78 место и 21 балл).

Директор саранской туристической компании «Юнион» Сергей Кузьмин меж тем считает, что у Мордовии большой потенциал для развития туризма. В качестве аргументов он приводит, что Саранск уже несколько лет подряд входит в тройку самых благоустроенных городов России, в котором, к тому же, возводятся объекты и к ЧМ-2018 во футболу.

«Вместе с тем, сфера туризма практически не развивается. Причинами, на мой взгляд, являются: разобщенность различных региональных министерств и ведомств, полное отсутствие бюджетного финансирования отрасли, как следствие — невыполнение принятой программы развития туризма. 15 лет понадобилось для того, чтобы открыть один туристско-информационный центр, не работают механизмы государственно-частного партнерства, не хватает гостиниц», — добавляет при этом Кузьмин.

Когда же слышится название региона, ставшего самым худшим в ПФО, всегда где-то эхом отзывается слово «дороги». Конечно же, это Саратов, к которому по-прежнему трудно подъехать из-за дорог, которые уступают место направлениям прямо на границе региона. Однако это не помешало региональной власти насчитать за 2013 год 509 тысяч туристов, якобы посетивших область. Тогда это вызвало бурю обсуждений в СМИ, ерничающих, что в министерстве молодежной политики, спорта и туризма посчитали, видимо, даже тех, кто вышел из поезда, чтобы покурить на вокзале. Тем не менее, в этом году регион с туристическими целями посетили уже якобы 590 тысяч человек.

В качестве самых популярных объектов начальник отдела развития туризма Ринат Зиганшин недавно назвал горнолыжный курорт в Хвалынске, Утес Степана Разина и мельницу в селе Лох. Однако, по мнению чиновника, «ни у профессионалов отрасли, ни у рядовых жителей нет четких ассоциаций с основными достопримечательностями области».

При подготовке этого материала, корреспондент «СП» вводил в самой популярной Российской поисковой системе — «Яндекс» — простые поисковые запросы, такие как: «Туризм Мордовия», «Туризм Йошкар-Ола» и так далее. Если продолжать разговор об аутсайдерах, то первыми ссылками, выброшенными поисковиком в ответ на касающиеся их запросы, стали: «Туристический портал Мордовии — Открой для себя туризм…» и «Туризм в Марий Эл | Марийский туристический портал». Первой ссылкой, выданной в ответ на запрос «Туризм Саратов» стала: «Поиск туров из Саратова». То есть, люди ищут, не село Лох с его мельницей, а способы покинуть регион. О горнолыжном курорте в Хвалынске знают в первую очередь потому, что им занимается бизнес, в отличие от местного минспорта, знающий, как продвинуть товар.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ