18+
понедельник, 20 августа
Общество

Поволжье еще потягается с Сочи

Регионам ПФО выпал шанс развить собственный туризм

  
851
Нижний Новгород. Туристы на Нижне-Волжской набережной
Нижний Новгород. Туристы на Нижне-Волжской набережной (Фото: Владимир Смирнов/ТАСС)

В период, когда для россиян оказались закрытыми две самые популярные страны отдыха — Турция и Египет — самое время порассуждать о внутреннем туризме. Неслучайно недавно появился «Национальный Туристический Рейтинг», в котором эксперты оценили туристический потенциал субъектов РФ, а также то, как этот потенциал реализуется и раскрывается. Ведь у нас, как говорится, тоже есть, что посмотреть. Для вынесения оценок, экспертов, участвовавших в составлении рейтинга, просили учитывать такие параметры, как: уровень развития туристического бизнеса, оборот туруслуг, популярность региона у россиян и иностранцев, экологию, криминогенность обстановки, развитие транспортной отрасли и другие.

Лидеры

С лидерами рейтинга все понятно. На первом месте в общем рейтинге оказался Краснодарский край, набравший 70,9 баллов. Что же касается поволжских регионов, то на 9 месте — Нижегородская область с 52,8 баллами. На 13 месте — Татарстан с 51,3 баллом. С ними, в общем-то, все относительно понятно. Нижний — город крупный и обеспеченный. К тому же, находящийся близко к Москве и являющийся местом проведения множества фестивалей: литературных, кинематографических и пр. Как отмечают сами организаторы таких мероприятий, москвичи любят ездить в Нижний потому, что это близко и удобно — способствует скоростной поезд. Таким образом, поездка получается быстрой — каникулярной и недорогой — за выходные можно обернуться, еще и посетив фестивальчик.

Про Татарстан тоже особо рассказывать не приходится — регион, в который вливается много денег: Универсиады, Чемпионаты, юбилей Казани… И под каждое событие выделяется немалая сумма. При том, что богатый на нефтедоллары регион еще и имеет целый ряд туристических объектов, абсолютно не нуждающихся в рекламе. Эксперты даже удивлены, что республике досталась столь низкая строчка в рейтинге. Ему и лечебно-курортному Ставрополью (12 место) прочили гораздо более высокие оценки. И они уж точно могут поспорить за лидерство с теми же Сочи и Крымом.

Середнячки

Башкирия заняла 20 место. Регион набрал 48,1 экспертных баллов. То ли воодушевившись неплохим положением, то ли занимаясь этими вопросами перманентно, чиновники республики недавно выступили с новым предложением. Так, местные власти возмутились тем, что к горе Иремель, находящейся на границе с Челябинской областью, чаще всего едут именно со стороны соседнего уральского региона.

Глава Госкомитета РБ по предпринимательству и туризму Вячеслав Гилязетдинов заметил, что посещаемость горы велика вне зависимости от времени года, но в основном ее посещают со стороны Челябинской области. Потому решено организовать туристическую базу со стороны Башкирии и проложить туда дорогу. «На позапрошлой неделе сотрудники объездили всё вокруг, и договорились, что будет турбаза с нашей стороны на подъём горы. И с нашей стороны гораздо интереснее будет подъём, я уверяю вас», — цитирует чиновника Ufatime.

Руководитель Приволжского регионального отделения Российского союза туриндустрии, генеральный директор Центра туристических программ «Пилигрим» Анна Тукмачева попробовала рассказать авторам рейтинга о том, что составляет основу турпривлекательности Самарской области. Регион оказался на 23 строке с 47,6 баллами.

Тукмачева видит в качестве важнейших ресурсов именно природные ресурсы (Самарская Лука, Жигулевские горы, Волгу), почему-то совсем ни слова не говоря о большом количестве мероприятий всероссийского масштаба, проходящих под Самарой. Например, фестивали «Барабаны мира», «Метафест» и прочие, собирающие десятки тысяч гостей. Не говоря уже о «Грушинском», и, к сожалению, ушедшему в лету «Роке над Волгой». Последний собрал в 2013 году 692 тысячи человек.

«Время продвижения достопримечательностей прошло, надо продвигать реальные турпакеты с ценами и датами», — считает меж тем Анна Тукмачева, рассказывающая о новом локальном бренде — Жигулевской кругосветке.

В качестве большого плюса для Пермского края эксперты называют хорошие отношения между турбизнесом и властью. Возможно, именно это и помогло субъекту набрать 42,7 балла и оказаться на 31 позиции в рейтинге. Впрочем, кто не знает красных человечков, расставленных по всей Перми? И знаменитый «памятник табуретке», а на деле — Перми и букве П, с которой начинается имя города. Вообще в копилку турпотенциала Перми очень много внесло именно сотрудничество местной власти с современными художниками. Какое-то время назад художники из других регионов с завистью говорили о том, что у их коллег из Перми в родном городе буквально «зеленый свет» на все. А на результат этого сотрудничества, безусловно, интересно посмотреть.

Еще одним новшеством, опробованном в Перми, стал проект так называемых «Красных линий», «Красных маршрутов» и прочих цветных указателей. Много где этот опыт пытались перенять. Например, уже не менее трех лет назад активно начали обсуждать соответствующий проект в Саратове. Но, видимо, не нашли средств на несколько банок краски. Суть идеи как раз именно в нанесении краской на асфальт линии, которая вела бы туриста от объекта к объекту, таким образом формируя маршрут для самостоятельного изучения города.

Однако все же есть и регионы, в которых развивать проект начали. Среди них и Ульяновская область, которой, как считает председатель совета Межрегиональной туристской ассоциации «Приволжье» (Нижний Новгород) Сергей Кривцов, именно «Красный маршрут» помог занять 40 место. Область набрала 40,3 баллов.

Оренбургская и Кировская области, занявшие 61 и 64 места соответственно (31 и 30,4 баллов), по мнению того же Кривцова, сильны тем, что пошли по пути привлечения на свою территорию известных ежегодных общероссийских проектов. Также в список регионов, развивающих среди прочих именно это направление, попали Казань, Саратов и Самара.

О проблемах говорила руководитель Удмуртского регионального отделения Российского союза туриндустрии, генеральный директор компании «Лина Тур» Елена Захидова. «Нет профессионального, системного подхода и четкой программы развития туризма в Удмуртии, низкий уровень менеджмента и управления отраслью. Нам необходимо принятие новой региональной программы развития внутреннего и въездного туризма», — заявляет она. Именно поэтому, видимо, республика, набравшая 30,1 баллов, заняла всего 65 место.

В качестве сильной стороны Захидова называет несколько объектов и событий, привлекающих туристов. Так, по ее словам, резиденцию удмуртского Деда Мороза посетили 36 тысяч человек. Другими популярными объектами являются Музей стрелкового оружия им. М. Т. Калашникова, Музей-усадьба П. И. Чайковского, а также Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай», где на 60 гектарах представлены культовые и общественные постройки удмуртов конца XIX — начала XX веков.

Захидова оказалась одной из немногих экспертов, которые затронули тему дороговизны перемещения по стране. Так, она привела в качестве примера цены на билеты из Москвы в Ижевск. «Одно место в купе поезда Москва-Ижевск обойдется в 4 тысячи рублей, в самолете — уже 6,5 тысяч рублей. Авиакомпания „Ижавиа“, которой принадлежит и аэропорт, являющаяся монополистом, не пускает на региональный рынок других авиаперевозчиков. Строительство международного терминала заморожено», — заявила она.

Нужно заметить, что основную борьбу удмуртский авиаперевозчик сейчас ведет с саратовской компанией «СарАвиа», также не раз обвиняемой в монополистских замашках и даже наказанной за это УФАСом. Можно предположить, что проблема высоких цен на перелеты — это причина низкой туристической активности во многих регионах страны. Не менее напряженной видится ситуация и с железнодорожными перевозками. Высокие цены на ж/д-билеты в то время, как ТОП-менеджеры «РЖД» получают колоссальные гонорары — давно уже притча во языцех.

Аутсайдеры

Что касается последней категории регионов, авторы исследования заявляют, что в нее попали в основном регионы, которые только начинают работать над развитием туристического потенциала. Из числа регионов ПФО в этой группе оказались: Республика Марий Эл (66 место и 29,7 баллов), Мордовия (76 место и 23,6 баллов) и Саратовская область (78 место и 21 балл).

Директор саранской туристической компании «Юнион» Сергей Кузьмин меж тем считает, что у Мордовии большой потенциал для развития туризма. В качестве аргументов он приводит, что Саранск уже несколько лет подряд входит в тройку самых благоустроенных городов России, в котором, к тому же, возводятся объекты и к ЧМ-2018 во футболу.

«Вместе с тем, сфера туризма практически не развивается. Причинами, на мой взгляд, являются: разобщенность различных региональных министерств и ведомств, полное отсутствие бюджетного финансирования отрасли, как следствие — невыполнение принятой программы развития туризма. 15 лет понадобилось для того, чтобы открыть один туристско-информационный центр, не работают механизмы государственно-частного партнерства, не хватает гостиниц», — добавляет при этом Кузьмин.

Когда же слышится название региона, ставшего самым худшим в ПФО, всегда где-то эхом отзывается слово «дороги». Конечно же, это Саратов, к которому по-прежнему трудно подъехать из-за дорог, которые уступают место направлениям прямо на границе региона. Однако это не помешало региональной власти насчитать за 2013 год 509 тысяч туристов, якобы посетивших область. Тогда это вызвало бурю обсуждений в СМИ, ерничающих, что в министерстве молодежной политики, спорта и туризма посчитали, видимо, даже тех, кто вышел из поезда, чтобы покурить на вокзале. Тем не менее, в этом году регион с туристическими целями посетили уже якобы 590 тысяч человек.

В качестве самых популярных объектов начальник отдела развития туризма Ринат Зиганшин недавно назвал горнолыжный курорт в Хвалынске, Утес Степана Разина и мельницу в селе Лох. Однако, по мнению чиновника, «ни у профессионалов отрасли, ни у рядовых жителей нет четких ассоциаций с основными достопримечательностями области».

При подготовке этого материала, корреспондент «СП» вводил в самой популярной Российской поисковой системе — «Яндекс» — простые поисковые запросы, такие как: «Туризм Мордовия», «Туризм Йошкар-Ола» и так далее. Если продолжать разговор об аутсайдерах, то первыми ссылками, выброшенными поисковиком в ответ на касающиеся их запросы, стали: «Туристический портал Мордовии — Открой для себя туризм…» и «Туризм в Марий Эл | Марийский туристический портал». Первой ссылкой, выданной в ответ на запрос «Туризм Саратов» стала: «Поиск туров из Саратова». То есть, люди ищут, не село Лох с его мельницей, а способы покинуть регион. О горнолыжном курорте в Хвалынске знают в первую очередь потому, что им занимается бизнес, в отличие от местного минспорта, знающий, как продвинуть товар.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, член Совета "Левого фронта"

Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ