18+
суббота, 22 июля
Общество

Проезд дороже, но удобнее ли?

Нижний Новгород на пороге транспортных сюрпризов

  
1224
Проезд дороже, но удобнее ли?
Фото: Роман Яровицын/ТАСС

В транспортной сфере Нижнего Новгорода грядут лихие перемены. Директор муниципального департамента транспорта Александр Голофастов обещает в корне изменить маршрутную сеть, сократить количество линий, разбить их на магистральные и «подвозящие», а также обновить парк автобусов. Определенные шаги для этого уже сделаны — например, утверждена комплексная транспортная схема (КТС), а в конкурсную документацию для частных перевозчиков внесены изменения, согласно которым далеко не все прежние игроки останутся на маршрутах. Вместе с тем, некоторые метаморфозы не понравятся не только прежним перевозчикам, но и вообще всем нижегородцам. В частности, мэрия собралась повысить стоимость проезда (то ли до 28, то ли сразу до 30 рублей — пока непонятно), причем сделано это может быть в самое ближайшее время.

Все пора менять

Перемены назрели давно — в этом не надо убеждать нижегородцев, которые каждый день катаются в маршрутных такси. Обозначим вкратце неприятные нюансы, которые удручают, мягко говоря, пассажиров на протяжении вот уже более десяти лет.

Прежде всего — это, конечно же, изношенный парк маршруток и социальных автобусов. Они (за исключением новых, но их не так много, как старых) скрипят, вибрируют, частенько пахнут жженой резиной и, конечно же, ломаются. Особенно это бросается в глаза в первые теплые (после холодной ранней весны) дни, когда чуть ли не половина частных маршруток Нижнего Новгорода одновременно закипела и образовала коллапс на городских магистралях. Впрочем, закипание — это, как говорится, семечки: где-то раз в год у той или иной маршрутки отказывают тормоза, в результате чего происходит ДТП с пострадавшими.
В общем, ездить на таком транспорте пассажирам некомфортно и рискованно. Причина в том, что далеко не все коммерсанты, которым позволено возить людей, могут позволить себе элементарно обновить парк.

При этом количество «пазиков» явно превышает количество муниципальных автобусов.
Далее, перевозчики в массе своей не озабочены комфортом пассажиров и «обратной связью» с ними. В связи с этим водителям, среди которых множество «иностранцев», не дается никаких установок в плане пресловутой клиентоориентированности. Отсюда такие казусы как курение за рулем, громкая музыка, отсутствие в салонах информации о перевозчиках, хамство водителей и кондукторов, отклонение от маршрута в целях экономии бензина, «зависания» на остановках с надеждой на новых пассажиров и так далее.

Еще один нюанс — ситуация на дорогах. Количество пробок с каждым годом только увеличивается, и время проезда на автобусе, естественно, растягивается. Чтобы сократить это время, теоретически можно доехать до остановки, где можно сесть на более-менее «быстрый» автобус, или же до метро. Например, если вам надо срочно попасть из центра города в Сормово, придется сначала доехать до площади Свободы и сесть на 71-й маршрут, если же надо на Автозавод — к вашим услугам метро на площади Горького, до которого надо еще как-то добраться.

Увы, сегодня не у всех жителей спальных районов есть возможность добраться без пересадок до «быстрого варианта». А это уже не 20 рублей «в один конец» и даже не 40.
Последние 2−3 года муниципальные власти упорно говорят, что стоимость проезда не повышалась уже пять лет, что пора повышать — и тогда решатся обозначенные проблемы. Однако общественность до последнего времени воспринимала эти «намеки» в штыки: проезд-то подорожает, а вот смогут ли власти и «опекаемые» ими перевозчики взяться за решение проблем — это еще неизвестно. Где гарантия того, что после повышения наступят долгожданные перемены?

Собственно говоря, сегодня Александр Голофастов и пытается предоставить нижегородцам определенные гарантии. Обещаний, к сожалению, пока что больше. Однако все идет к тому, что именно в такой обстановке, причем в самое ближайшее время, тарифы на проезд все-таки повысятся.

Меньше маршрутов и маршруток

Комплексная транспортная схема, которая уже утверждена городскими властями и которая будет реализована к 2018 году (частично к осени этого года), предполагает прежде всего избавление от так называемых дублирующих маршрутов. Всего предполагается сократить 31 линию. Это делается, во-первых, с целью уравновесить положение маршруток и социальных автобусов на рынке пассажирских перевозок (сегодня, как известно, первые выигрывают), а во-вторых, с целью избавить горожан от гонок и подрезаний.

По сути, этот первый этап перехода на муниципальный транспорт — начинание само по себе здравое. Если от частных перевозчиков как правило невозможно добиться социальной ответственности, то НПАТ на эту ответственность обречен. Другое дело, что вводить эти изменения надо разумно и поэтапно — чтобы после сокращения линий было вовремя увеличено количество муниципальных автобусов, чтобы у пассажиров была хотя бы возможность быстро добраться до пункта назначения, как сейчас.

Согласно КТС, маршруты теперь будут делиться на магистральные (то есть более-менее длинные и не зигзагообразные, как сейчас) и «подвозящие» (с помощью которых можно добраться до магистральных). При этом возможность «подвоза», как уверяют чиновники, будет практически у всех жителей всех микрорайонов. Предполагается, что вариант «подвоз-магистраль» окажется быстрее сегодняшних длинных маршрутов, по которым автобусам приходится заезжать в несколько спальных районов.

В качестве альтернативы магистральному маршруту может быть метро, «подвоз» к которому также обещают сделать более удобным.

Сама по себе данная идея также не вызывает особых возражений — при условии достаточного количества необходимых магистральных маршрутов и достаточного количества автобусов на них. При этом надо понимать, что сеть метро в Нижнем Новгороде недостаточно развита, поэтому в некоторых случаях после «подвоза» и проезда в метро пассажирам опять придется садиться на автобус. Впрочем, чтобы люди не совсем уж сильно переплачивали, чиновники готовят сейчас так называемое тарифное меню: просто прокатиться на автобусе можно будет по одной цене, использовать вариант «подвоз-магистраль» по другой, купить «единый» на все виды муниципального транспорта — по третьей. Что будет почем — этого директор депранса журналистам не сообщает: видимо, «меню» будет сюрпризом для нижегородцев. Как бы то ни было, все эти варианты невозможны без системы АСКОП, а вот с ее внедрением у муниципалитета большие проблемы. Поэтому первое (и думается, не единственное), что нас ждет, — это не разнообразие удобных вариантов, а примитивное повышение стоимости проезда в автобусах.

Селекция перевозчиков

В настоящее время, как мы уже написали выше, идет конкурс среди перевозчиков на право обслуживания линий по новым условиям. Среди этих условий — новые и более вместительные маршрутки и оборудование транспортных единиц системой ГЛОНАСС, чтобы все отклонения от маршрута фиксировались и карались. Рынок, по сути, уже начал переделываться, потому что не все перевозчики способны теперь принять участие в конкурсах. Да и те, кто способен, понимают, что теперь сложно будет экономить на пассажирах, а эксплуатировать несколько параллельных линий вообще невозможно.

Поэтому некоторые предприниматели взбунтовались. Один из них, господин Ковалев, так и вовсе митинг устроил против повышения проезда. Однако на акцию пришли от силы 200 человек, среди которых много было работников соответствующего предприятия. Пассажиры в массе своей митинг не поддержали, ибо было понятно, что бизнесмен не за 20-рублевый проезд ратует, а за отнимаемые у него маршруты и за свои «пазики».

После этого достаточно провального мероприятия попыток собрать народ против коварных планов городской администрации больше не было. Да и вряд ли такие попытки будут — и в этих условиях чиновники могут более-менее безбоязненно повысить стоимость проезда.
Вместе с тем, целый ряд проблем, обозначенных выше, после повышения вряд ли исчезнет. Одномоментно обновить (а тем более расширить) парк муниципальных автобусов не получится — правда, появится, как нам обещают, ГЛОНАСС, и это частично избавит пассажиров от «хулиганства» водителей. Обратная связь между пассажиром и транспортным предприятием останется на прежнем уровне (тут изменений даже не обещают), а в АСКОП — после болезненных неудачных попыток внедрить данную систему — верится с трудом.

Что точно будет — так это сокращение маршрутов. Но положительный от этого будет эффект или отрицательный — сказать пока сложно.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ