18+
пятница, 22 сентября
Общество

Проезд дороже, но удобнее ли?

Нижний Новгород на пороге транспортных сюрпризов

  
1363
Проезд дороже, но удобнее ли?
Фото: Роман Яровицын/ТАСС

В транспортной сфере Нижнего Новгорода грядут лихие перемены. Директор муниципального департамента транспорта Александр Голофастов обещает в корне изменить маршрутную сеть, сократить количество линий, разбить их на магистральные и «подвозящие», а также обновить парк автобусов. Определенные шаги для этого уже сделаны — например, утверждена комплексная транспортная схема (КТС), а в конкурсную документацию для частных перевозчиков внесены изменения, согласно которым далеко не все прежние игроки останутся на маршрутах. Вместе с тем, некоторые метаморфозы не понравятся не только прежним перевозчикам, но и вообще всем нижегородцам. В частности, мэрия собралась повысить стоимость проезда (то ли до 28, то ли сразу до 30 рублей — пока непонятно), причем сделано это может быть в самое ближайшее время.

Все пора менять

Перемены назрели давно — в этом не надо убеждать нижегородцев, которые каждый день катаются в маршрутных такси. Обозначим вкратце неприятные нюансы, которые удручают, мягко говоря, пассажиров на протяжении вот уже более десяти лет.

Прежде всего — это, конечно же, изношенный парк маршруток и социальных автобусов. Они (за исключением новых, но их не так много, как старых) скрипят, вибрируют, частенько пахнут жженой резиной и, конечно же, ломаются. Особенно это бросается в глаза в первые теплые (после холодной ранней весны) дни, когда чуть ли не половина частных маршруток Нижнего Новгорода одновременно закипела и образовала коллапс на городских магистралях. Впрочем, закипание — это, как говорится, семечки: где-то раз в год у той или иной маршрутки отказывают тормоза, в результате чего происходит ДТП с пострадавшими.
В общем, ездить на таком транспорте пассажирам некомфортно и рискованно. Причина в том, что далеко не все коммерсанты, которым позволено возить людей, могут позволить себе элементарно обновить парк.

При этом количество «пазиков» явно превышает количество муниципальных автобусов.
Далее, перевозчики в массе своей не озабочены комфортом пассажиров и «обратной связью» с ними. В связи с этим водителям, среди которых множество «иностранцев», не дается никаких установок в плане пресловутой клиентоориентированности. Отсюда такие казусы как курение за рулем, громкая музыка, отсутствие в салонах информации о перевозчиках, хамство водителей и кондукторов, отклонение от маршрута в целях экономии бензина, «зависания» на остановках с надеждой на новых пассажиров и так далее.

Еще один нюанс — ситуация на дорогах. Количество пробок с каждым годом только увеличивается, и время проезда на автобусе, естественно, растягивается. Чтобы сократить это время, теоретически можно доехать до остановки, где можно сесть на более-менее «быстрый» автобус, или же до метро. Например, если вам надо срочно попасть из центра города в Сормово, придется сначала доехать до площади Свободы и сесть на 71-й маршрут, если же надо на Автозавод — к вашим услугам метро на площади Горького, до которого надо еще как-то добраться.

Увы, сегодня не у всех жителей спальных районов есть возможность добраться без пересадок до «быстрого варианта». А это уже не 20 рублей «в один конец» и даже не 40.
Последние 2−3 года муниципальные власти упорно говорят, что стоимость проезда не повышалась уже пять лет, что пора повышать — и тогда решатся обозначенные проблемы. Однако общественность до последнего времени воспринимала эти «намеки» в штыки: проезд-то подорожает, а вот смогут ли власти и «опекаемые» ими перевозчики взяться за решение проблем — это еще неизвестно. Где гарантия того, что после повышения наступят долгожданные перемены?

Собственно говоря, сегодня Александр Голофастов и пытается предоставить нижегородцам определенные гарантии. Обещаний, к сожалению, пока что больше. Однако все идет к тому, что именно в такой обстановке, причем в самое ближайшее время, тарифы на проезд все-таки повысятся.

Меньше маршрутов и маршруток

Комплексная транспортная схема, которая уже утверждена городскими властями и которая будет реализована к 2018 году (частично к осени этого года), предполагает прежде всего избавление от так называемых дублирующих маршрутов. Всего предполагается сократить 31 линию. Это делается, во-первых, с целью уравновесить положение маршруток и социальных автобусов на рынке пассажирских перевозок (сегодня, как известно, первые выигрывают), а во-вторых, с целью избавить горожан от гонок и подрезаний.

По сути, этот первый этап перехода на муниципальный транспорт — начинание само по себе здравое. Если от частных перевозчиков как правило невозможно добиться социальной ответственности, то НПАТ на эту ответственность обречен. Другое дело, что вводить эти изменения надо разумно и поэтапно — чтобы после сокращения линий было вовремя увеличено количество муниципальных автобусов, чтобы у пассажиров была хотя бы возможность быстро добраться до пункта назначения, как сейчас.

Согласно КТС, маршруты теперь будут делиться на магистральные (то есть более-менее длинные и не зигзагообразные, как сейчас) и «подвозящие» (с помощью которых можно добраться до магистральных). При этом возможность «подвоза», как уверяют чиновники, будет практически у всех жителей всех микрорайонов. Предполагается, что вариант «подвоз-магистраль» окажется быстрее сегодняшних длинных маршрутов, по которым автобусам приходится заезжать в несколько спальных районов.

В качестве альтернативы магистральному маршруту может быть метро, «подвоз» к которому также обещают сделать более удобным.

Сама по себе данная идея также не вызывает особых возражений — при условии достаточного количества необходимых магистральных маршрутов и достаточного количества автобусов на них. При этом надо понимать, что сеть метро в Нижнем Новгороде недостаточно развита, поэтому в некоторых случаях после «подвоза» и проезда в метро пассажирам опять придется садиться на автобус. Впрочем, чтобы люди не совсем уж сильно переплачивали, чиновники готовят сейчас так называемое тарифное меню: просто прокатиться на автобусе можно будет по одной цене, использовать вариант «подвоз-магистраль» по другой, купить «единый» на все виды муниципального транспорта — по третьей. Что будет почем — этого директор депранса журналистам не сообщает: видимо, «меню» будет сюрпризом для нижегородцев. Как бы то ни было, все эти варианты невозможны без системы АСКОП, а вот с ее внедрением у муниципалитета большие проблемы. Поэтому первое (и думается, не единственное), что нас ждет, — это не разнообразие удобных вариантов, а примитивное повышение стоимости проезда в автобусах.

Селекция перевозчиков

В настоящее время, как мы уже написали выше, идет конкурс среди перевозчиков на право обслуживания линий по новым условиям. Среди этих условий — новые и более вместительные маршрутки и оборудование транспортных единиц системой ГЛОНАСС, чтобы все отклонения от маршрута фиксировались и карались. Рынок, по сути, уже начал переделываться, потому что не все перевозчики способны теперь принять участие в конкурсах. Да и те, кто способен, понимают, что теперь сложно будет экономить на пассажирах, а эксплуатировать несколько параллельных линий вообще невозможно.

Поэтому некоторые предприниматели взбунтовались. Один из них, господин Ковалев, так и вовсе митинг устроил против повышения проезда. Однако на акцию пришли от силы 200 человек, среди которых много было работников соответствующего предприятия. Пассажиры в массе своей митинг не поддержали, ибо было понятно, что бизнесмен не за 20-рублевый проезд ратует, а за отнимаемые у него маршруты и за свои «пазики».

После этого достаточно провального мероприятия попыток собрать народ против коварных планов городской администрации больше не было. Да и вряд ли такие попытки будут — и в этих условиях чиновники могут более-менее безбоязненно повысить стоимость проезда.
Вместе с тем, целый ряд проблем, обозначенных выше, после повышения вряд ли исчезнет. Одномоментно обновить (а тем более расширить) парк муниципальных автобусов не получится — правда, появится, как нам обещают, ГЛОНАСС, и это частично избавит пассажиров от «хулиганства» водителей. Обратная связь между пассажиром и транспортным предприятием останется на прежнем уровне (тут изменений даже не обещают), а в АСКОП — после болезненных неудачных попыток внедрить данную систему — верится с трудом.

Что точно будет — так это сокращение маршрутов. Но положительный от этого будет эффект или отрицательный — сказать пока сложно.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ