18+
среда, 20 сентября
Общество

Общественный транспорт для выгоды чиновников

Городские власти подготовили нижегородцам реформы на транспорте

  
1056
Общественный транспорт для выгоды чиновников
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Мэрия Нижнего Новгорода никак не может до конца определиться, во что именно хочет превратить общественный транспорт. Задача, видимо, стоит такая: выжать из транспорта максимум доходов, приложив минимум усилий. Решая эту задачу, транспорт в Нижнем перманентно «оптимизируют» — чаще всего на бумаге, но за большие деньги. Забывая, вероятно, что общественный транспорт задуман и существует для горожан, а не для мэрии. Прежде всего он должен возить людей, а уж потом наполнять городскую казну.

40 млрд причин для транспортных реформ

В работе общественного транспорта Нижнего Новгорода грядут большие перемены. На них уже потрачены большие деньги, а планируют потратить еще на порядок больше.

Последние новинки транспортной оптимизации были презентованы на прошлой неделе. Разработчик (НПО «Транспорт») представил общественности так называемую Комплексную транспортную схему (КТС) Нижнего Новгорода.

Идея выработать такую схему появилась у городских властей еще пять лет назад — в 2012 году. Через три года, в декабре 2015-го было заявлено, что компания «Строй Инвест Проект» завершила разработку КТС — за это бюджет заплатил немалые деньги. Стоимость контракта по разработке новой схемы городского транспорта составила 61 млн руб.

Читайте также

При этом разработчики подчеркивали, что в рамках исследования анализ транспортной системы Нижнего был «глобальным». То есть, деньги потрачены не абы на что — люди работали.

Вообще любопытно: вроде бы власти хотят сэкономить, сделать городской транспорт менее расходным. Однако на реформаторских подрядах никто, видимо, экономить не хочет: согласно информации разработчика, которая была озвучена год назад, в мае 2016-го, Комплексная транспортная схема Нижнего Новгорода до 2030 года предполагает работы аж на 40 млрд руб.

Меньше едешь — меньше ждешь

На сегодняшнем этапе руководитель отдела транспортного планирования «НПО «Транспорт» Алексей Майоров в своем докладе о том, каким представляется будущее нижегородского транспорта, определил болевые точки.

Разработчики полагают, что в Нижнем слишком много маршрутов, что ведет к недозагруженности транспорта. В первую очередь — метрополитена. Кроме того, имеет место быть «снижение качества перевозок в ущерб безопасности», а графики транспорта постоянно меняются. Наконец, еще один недостаток — отсутствие повременной тарификации.

Сделав на этом акцент, разработчики невзначай словно дают понять: реформы транспорта задуманы не для пассажиров. Иначе с чего бы мимоходом заглядывать пассажиру в карман?

Сами реформы начинают обрисовывать вокруг метрополитена. По мнению аналитиков, возможности у метро большие, а вот ездят прискорбно мало: «Особенно это заметно в дневное время, после того, как „часы пик“ прошли», — говорит Майоров.

В том, чтобы спустить пассажиров под землю, в общем, нет ничего плохого. Другой вопрос — что город большой, а нижегородское метро — не слишком. Полностью решить проблемы нижегородцев оно не может.

Тем не менее, не дожидаясь, пока метро придет под землей ко всем, наверху уже начинают зачищать улицы от наземного транспорта. Количество маршрутов на земле, считают аналитики, в Нижнем Новгороде «на ряде участков» избыточно. Их уже меняют и сокращают. Как именно можно подробно прочитать в сети Интернет, информация доступна всем.

Только через Московский вокзал, говорят эксперты, проходит 31 маршрут общественного транспорта, что кажется им чрезмерным. Об этом заявил научный руководитель направления «Организация и управления транспортными процессами» Института транспортных систем НГТУ Александр Липенков.

Но ведь Московский вокзал — это крупнейший в городе транспортный узел, соединяющий верхнюю часть города с нижней. Множество маршрутов здесь должны пересекаться по определению.

К слову еще об одном подводном камне, о котором не говорят вслух: борьба с «чрезмерностью» маршрутов на деле оборачивается борьбой с частными перевозчиками. Ведь в первую очередь сокращают именно их маршруты. Негласная монополизация городских перевозок — еще одна забота мэрии, о чем мы уже писали.

Так или иначе, Алексей Майоров разделяет концепцию «избыточности». Он отмечает, что новая комплексная схема транспорта предусматривает сокращение количества транспорта на улицах. И затем делает неожиданный вывод: такое сокращение парадоксальным образом должно привести… к «снижению периода ожидания на остановках».

Больше туристов, хороших и разных

В планах разработчиков также — прирост числа пассажиров, от которого ждут увеличения доходов. Ведь первым делом — именно доходы, а удобство — судя по всему, потом.

Представитель разработчика КТС заявил, что постоянно пользуются транспортом 60% жителей города, периодически — около 20%. Доходы вырастут, если эти 20% перевести из «периодических» пассажиров в постоянные, «привлечь их к поездкам на общественном транспорте».

Отчего-то разработчики уверены, что в ближайшее время все больше нижегородцев начнут отдавать предпочтение именно ему. Хотя практика показывает иное: все больше людей пересаживаются на собственные колеса. Надеюсь, что речь не идет о «привлечении» автовладельцев в пассажиры принудительным порядком.

Уверены разработчики и в ином: доходы транспорта вырастут за счет туристов. Их вроде бы как должно стать в городе больше. Откуда такой прогноз — непонятно. Может, мы чего-то не знаем, и в Нижнем тайно построят Лувр? А если речь идет о Чемпионате мира по футболу, то он скоротечен, как асфальт на дорогах. Мундиали приходят и уходят, а город с его проблемами остается.

Пересадка доходов

Но это еще не все. Под занавес вновь обнаруживается, что не реформы для горожан, а горожане ради реформ. Разработчики снова заглядывают в карманы нижегородцев.

С одной стороны, на словах они отмечают: «модернизация не должна производиться за счет увеличения финансовой нагрузки на жителей города, население не может платить больше, чем платит сейчас». Но на деле выходит иначе.

Особое внимание разработчики уделяют… пересадкам. Возникает впечатление, что недостаток пересадок их задевает за живое: «Сейчас 70% маршрутов в Нижнем Новгороде беспересадочные, то есть люди просто садятся и едут из начальной в конечную точку через весь город. И это при том, что метро не загружено до конца. Это неправильно», — уверен Алексей Майоров.

Доцент кафедры городского строительства ННГАСУ Станислав Балынин поинтересовался, сколько людей будут вынуждены добираться до нужного им места с пересадками. И получил ответ: порядка 40 тысяч.

То есть ежедневно 40 тысяч пассажиров будут платить за проезд как минимум вдвое больше. Ведь вместо того, чтобы доехать из точки А сразу в точку В, следуя «избыточными», по мнению аналитиков, маршрутами, горожанам придется «неизбыточно» пересаживаться в точке Б — и платить за проезд вторично.

А ведь тем временем в городе, похоже, готовят почву для очередного повышения платы за проезд. Буквально на днях «транспортный гуру» Нижнего, депутат гордумы Алексей Гойхман опубликовал статью с говорящим, хотя и двусмысленным названием «Пока терпим». Здесь он говорит, что хоть рост тарифов на проезд — штука политически чреватая, зато экономически обоснованная.

Читайте также

Разработчики КТС, впрочем, заботливо оговариваются: «Чтобы это не стало дополнительной финансовой нагрузкой для нижегородцев, в городе должны быть введены современные проездные билеты». Однако жизненный опыт показывает: чаще всего именно «современные проездные билеты» и прочие «современные» нововведения как раз и становятся «дополнительной финансовой нагрузкой» для простых людей. Словно именно для этого и задуманы.

Может, чего-то подобного и добиваются городские власти? Ведь первый заместитель главы администрации Нижнего Новгорода Сергей Миронов, оценивая новую Комплексную транспортную схему, отметил, что она «разработана в том объеме, котором администрация и требовала».

То есть, миллионы на разработку «освоены» не зря.

Остается вопрос: сколько будет стоить бюджету ее реализация?

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Погребинский

Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ