18+
вторник, 26 сентября
Общество

Звоним во все колокола

В православную Светлую седмицу это сделать может любой верующий

  
220
Звоним во все колокола
Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

В этом году христиане всего мира отмечали Пасху в один день: даты праздника совпали и у католиков, и у протестантов, и у православных. В последние годы многие в России встречают светлый праздник в храмах: торжественные службы, крестные ходы, звон колоколов. И только немногие знают, что семь дней от Пасхи — она называется Светлая седмица — позвонить в колокола может любой верующий. Лишь одну неделю в году подняться на колокольню может «непосвященный». Прочувствовать, что это такое — колокольный звон из собственных рук — и ощутить веяние давней истории мы отправились в один из древних храмов Нижегородской губернии.

Река жизни

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери села Великий Враг — на высоком правом берегу великой Волги. Словно река жизни, она величаво проносит мимо свои вечные воды. То, что биография этого места переплетается с важнейшими вехами судеб России — не просто громкие слова. С ним связаны и исторические события, и легенды.

Храм этот был построен на месте Великовражской мужской пустыни Московского Симонова монастыря, которая была основана в XIV веке — всего на какую-то сотню лет моложе сердца губернии, Нижнего Новгорода.

2 февраля 1550 года сам царь Иван IV, знаменитый Грозный государь, во время своего второго похода на Казань посетил эту пустынь и в память об этом оставил здесь древнюю икону святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца.

В 1628 году другой государь — основатель новой российской династии Романовых, Михаил Федорович — пожаловал в Великовражскую пустынь храмовую икону Казанской Божией Матери. В нижней части киота по желанию царя было помещено изображение «Избавление Москвы от поляков в 1612 году», которое подтверждало личную признательность самодержца нижегородцам в годину Смуты — благодарность за нижегородское ополчение Минина и Пожарского.

Читайте также

Были в этой истории и свои драматические переломы. В апреле 1724 года по решению Священного Синода храмы пустыни были обращены в приходские, а большая часть имущества и утвари отправлена в Москву.

В 1764 году на месте Великовражской пустыни был образован приход. В 1792 году великовражцы возводят ныне существующий храм, первоначально — с одним престолом, освященным в честь иконы Казанской Божией Матери.

А вот в 1902—1903 годах во время одной из своих поездок по Волге Великовражский храм посетил один из наиболее известных и почитаемых православными святых — святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он совершил здесь богослужение.

В 1937 году после ссылки настоятеля Великовражской церкви протоиерея отца Михаила (Сигрианского) храм был закрыт — «по причине отсутствия культовых служащих». Какого отсутствия?.. Кто знает. Может быть, все они в то время были отправлены в лагеря. Однако сам храм — и это настоящее чудо, — разорению не подвергался.

Богослужения в храме возобновились на Пасху в годы страшной войны — в 1944-м. Приходилось служить здесь и почитаемому нижегородцами местночтимому Григорию Долбунову. Сегодня здесь служит протоиерей Александр (Николаев).

20 февраля 1995 года Великовражской Казанской церкви был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.

Стоит отметить, что храм также несколько раз «снимался» в кино — в советские времена. Больше всего ему везло на экранизации книг великого земляка-нижегородца Максима Горького. Храм села Великий Враг величественно проплывает в кадре в одной из сцен знаменитого фильма Глеба Панфилова «Васса» (1982 г.). А в не менее знаменитом телесериале Виктора Титова «Жизнь Клима Самгина» 1986 года изрядная часть 4-й серии происходит возле этого храма.

Для нас звонит колокол

Семь дней от праздника Пасхи в православной традиции называется Светлой седмицей. Именно тогда любому желающему дозволено побывать на колокольне.

С недавнего времени в этом храме восстановлено «колокольное хозяйство». Сделал это молодой звонарь, несколько лет назад закончивший Нижегородскую школу колокольного искусства при кафедральном соборе во имя св. Благоверного князя Александра Невского при нижегородской Епархии.

Взбираться на колокольню приходится по узкой лесенке, рискуя ненароком споткнуться и опрокинуться вниз. Скрипучие ступени, отполированные поколениями перила. На самой колокольне — достаточно тесное, продуваемое всеми ветрами пространство. Прийти и остаться здесь, на ветру — не просто, словно подняться по ступеням истинной веры.

Отсюда, с колокольни, не открывается, а словно распахивается потрясающий до глубины души, ни с чем не сравнимый вид на Волгу, прибрежные леса — и дальше, к вечному покою.

Эти виды куда древнее города. Сотни лет прошли, прежде чем на карте появился «город нефтяников» Кстово, а река по-прежнему несет бесконечные воды и прямо над головой раздается «голос Бога» — торжественное и глубокое звучание благовестника.

Застываешь на мгновение — в руках шнуры, потянув которые, извлечешь в пространство то печальный, то торжественный, то веселый и радостный колокольный звон. Потянуть за эти шнуры боязно. Возникает чувство, которое быстро превращается в уверенность, что это не руки твои будут извлекать из металла звуки — звуки извлечет твоя собственная душа, а колокол же будет здесь не более, чем посредником между нею и миром пространства и бестелесных гармоний. И каков ты, твоя душа, есть на самом деле, — таковы будут и высвободившиеся из нее звуки.

А ну как вместо переливчатой мелодии зазвучишь безобразно? Не жутко ли узнать вдруг о себе такое?..

Поэтому медлишь. Окунуться в колокольный звон, извлеченный самим собою — все равно что — пусть и в самой малой мере — ощутить на себе испытующий взор Божьего Суда. Что ты поведаешь миру? Каким был? Как жил? Что накопил внутри?

Как зазвучит твой колокол?..

Там, где радость — светло

Как и всякое искусство, колокольный звон в православном храме требует труда и навыка.

В православном звоне участвуют несколько видов колоколов, и каждый имеет свое значение. Колоколов три группы — так называемые зазвоны (маленькие колокола), подзвоны (средние колокола) и благовестники (большие колокола). Русский колокольный звон принципиально отличается от, например, западно-европейского, где каждый колокол «заточен» под конкретную ноту. Звон на православной колокольне более разнообразен и неповторим.

При этом, с точки зрения теоретика музыки, в России в колокольном звоне должно звучать четыре доли в такте, а не три, как в европейской традиции .

В этом есть свой глубокий, мистический смысл. Европейские колокола более «нормированы», рассудочны и упорядочены. Русский же звон каждый раз может звучать по-разному. Тягуче колышатся волновые обертоны. Русские колокола, говорят знатоки, «идут от души»: они всегда прекрасны, но в них обязательно есть неуловимая неопределенность, как и в самой душевной жизни человека.

Благовестники «отвешивают» метр. Подзвоны определяют ритм. Три маленьких зазвона украшают и расцвечивают общий рисунок. И они, и подзвоны — каждый добавляет в общий хор что-то свое. Их можно назвать «голосами человека». В то время как благовестник — «голос Господа».

Когда-то здесь «царил» древний благовестник диаметром метра в два в своей самой широкой части. Говорят, голос его раздавался по Волге на многие мили и вверх, и вниз. Этот колокол был утрачен в годы советской власти.

Читайте также

Сегодня в храме Великого Врага благовестников два. Старый, 19-пудовый, самый «заслуженный», изготовлен в позапрошлом веке. С благоговением прикасаемся к древнему «телу» колокола, осматриваемся среди туда-сюда протянутых «приводов» из тросов, благодаря которым звучат на нижегородской земле разнообразные колокольные «голоса» — и пасхальный звон из них является и самым торжественным, и самым радостным.

Ведь православие — это религия не только раздумий и покаяния, но и религия душевной радости.

Вот теперь и вы, уверен, услышав этот звон, придете сюда — где светло, и торжественно.

И радостно.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Виктор Литовкин

Военный эксперт

Александр Пасечник

Глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ