18+
суббота, 27 мая
Общество

Время «Ч» для алкоголиков

Регионы вводят ограничения продажи спиртного, зато растут объемы контрафакта

  
1520
Время «Ч» для алкоголиков
Фото: Максим Шеметов/ ТАСС

На фоне передела мира и угрозы терроризма, к которым мы уже начинаем привыкать, происходят вещи и более локальные, однако не менее насущные. Дорожают продукты и проезд на общественном транспорте, власти с особым старанием не замечают развернувшихся по всей стране протестов целой группы населения, которую уже хомячками и не назовешь. На кухнях не стихают не очень трезвые крики о правде и кривде. А меж тем определенные метаморфозы происходят и с тем, что споры катализирует. Многие регионы взялись редактировать законы, регламентирующие продажу алкоголя.

Лечение отравления

Напомним, что федеральным законом определено время, когда горячительное продавать нельзя: с 23:00 до 8:00. На деле же каждый регион рамки продажи ограничил еще. Из расчета, что страждущий просто не сыщет того, что помешает ему быть на работе огурцом. Парадокс сложился в том, что чистый с одной стороны популизм оказался относительно действенным — пить и правда стали вроде меньше. И расходиться, когда заканчивается, а не бежать за второй-третьей.

С другой стороны: пить дальше не особо-то мешают. Видимо, срабатывает какое-то подобие дисциплины. При желании можно приобрести заранее, да и ночью купить, на самом деле, почти всегда можно. Но с последним уже возможны варианты: либо из-под полы, либо контрафакт. А скорее всего и то и другое разом. А это значит, что потребитель может быть отравлен, а налогов, на которые его нужно лечить — «не уплочено». Также существенно пострадал малый бизнес и значительно сократилось количество торговых точек, работающих круглосуточно или до поздней ночи. То есть, после запрета торговать алкоголем ночью, стало невозможно купить и колбасу с хлебом.

Но особую настороженность все же вызывает увеличившееся количество поддельного алкоголя. Буквально на днях началась «эпидемия» отравлений паленым виски одной из самых раскрученных марок — Jack Daniels. Доходило и до летальных исходов. На момент публикации их девять.

Проблемой заинтересовалась и спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко, которая даже выступила с резкой критикой главы Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна:

— Игорь Петрович, вы с 2009 года возглавляете службу. Многое сделано. Но в то же время нынешнее состояние алкогольного рынка критическое. Скажите, пожалуйста, чувствуете ли вы свою ответственность за это, считаете ли эффективной свою личную работу и вашей команды: не устали ли вы от этой должности? — спросила спикер.

По ее данным, бюджет РФ ежегодно теряет 200−270 млрд рублей. «Мы не знаем, на что идут эти деньги — может быть, на финансирование терроризма или наркотики», — отмечает Матвиенко.

Ее поддерживает и директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, который оценивает рынок контрафакта в 65% от общего объема. «Во всем мире главный принцип регулирования алкогольного бизнеса: доступность качественного легального алкоголя для всех слое населения. На пособие по безработице или минимальную зарплату немец, француз, американец, чилиец может купить порядка 200 бутылок крепкого алкоголя. У нас на пособие — 20, то есть в 10 раз меньше, на минимальную зарплату — 30, на нормальную зарплату — 70 бутылок. И эта проблема решения в России не имеет», — цитирует его «Русская служба новостей».

Новые инициативы

Проблемность вопроса оценили все, только вот разрешать ситуацию все собираются по-разному. Вплоть до диаметрально противоположных логик. Причиной здесь скорее всего служит отсутствие согласия и в «верхах», а стало быть — установки, спущенной по вертикали. Многие регионы взялись реформировать антиалкогольное законодательство кто во что горазд: одни его ужесточают, другие — ослабляют.

Так, в Самарской и Кировской областях обсуждается вопрос об увеличении времени продажи горячительного. Депутат кировского заксобрания Владимир Бакин предложил начинать продавать алкоголь не с 10 часов утра, как это определено местным законодательным актом, а с 8:00.

В Самарской области напротив — обсуждалось время окончания продажи. Там нельзя купить алкоголь с 22:00 до 10:00. Также горячительное нельзя купить в воскресенье — с 17:00. Именно о дне предшествующем началу рабочей недели и заговорили депутаты. Предложено установить время окончания продажи алкоголя в зависимости от его крепости. Так, пиво и другие слабоалкогольные напитки можно будет купить до 22:00, а крепкий алкоголь — по-прежнему лишь до 17 часов.

В Перми же хотят дополнительно ужесточить законодательство и запретить торговлю начиная с 21:00. Притом, запрет будет касаться и заведений общепита, торгующих «на вынос». Помимо этого горячительное, согласно новым нормам, нельзя будет приобрести и в ряд праздничных дней. Планируется, что в списке «трезвых» дней окажутся: Новый год, День Победы, День защиты детей и другие. Также ранее озвучивалось, что алкоголь нельзя будет купить и в дни проведения некоторых фестивалей, проходящих в Пермском крае: «Молебка: миф и реальность» (23 июля в Молебке), «Праздник черники и черничного пирога» (13 августа в Красновишерске), «Небесная ярмарка» (с 25 июня и 2 июля в Кунгуре), «Крылья Пармы» (26 июня на территории поселка Сокол), «Зов Пармы» (с 22 по 24 июля в Чердынском районе) и День металлурга (16 июля в Нытве).

Саратовские депутаты, обсуждая запрет на торговлю возле определенных учреждений посетовали на то, что открытие некоторых фирм возле точек продажи алкоголя заставляет закрываться магазины и точки общепита. Так, замглавы администрации города по экономическим вопросам Елена Ножечкина, привела в пример открытие врачебного кабинета, которое погубило автоматически ставшие вне закона продуктовый магазин и ресторан. Однако каких-либо предложений вслед за этим не последовало.

На федеральном уровне сейчас рассматривается инициатива депутата от «Справедливой России» Олега Михеева, который предложил запретить продавать алкоголь по акциям, купонам и со скидкой. По его мнению, возможность купить горячительное с выгодой развивает ажиотаж и толкает потребителя на употребление большего количества алкоголя.

Есть скандальное предложение, касающееся и cтолицы — полностью запретить продажу алкоголя в пятницу, официально самый пьяный день в неделе. Авторы инициативы заявляют, что отдых в пятницу для многих оборачивается пьянкой на все выходные. Роспотребнадзор инициативу поддержал. А вот общественность восприняла в штыки — желающих расслабиться после трудовой недели оказалось больше, чем поборников здорового образа жизни.

Реакция на современные инициативы в общем всегда предсказуема: предприниматели, да и вообще рыночники по складу ума в большинстве своем против ограничений. Зато ограничительных мер всегда мало тем, кто продвигает антиалкогольную политику и, наконец, получил с федерального плеча возможность вписать в послужной список как минимум приведение регионального закона в соответствие с федеральным.

Например, Общественная палата Кировской области выступила против предложенного смягчения антиалкогольного законодательства. «В корне неправильным, будет отменить местную норму, которая на 2 часа больше чем федеральная, к тому же есть неоспоримые цифры статистики, подтверждающие положительные последствия введения ограничения, резюмировали члены комиссии по общественной экспертизе этике и регламенту», — говорится в заключении, подготовленном ОП.

Статистика

Что же касается статистики, то различных исследований проводится достаточно много. Например, недавно был опубликован «Рейтинг трезвости», подготовленный Центром информационных коммуникаций «Рейтинг». Особое место при вынесении вердикта отводилось именно действию в регионе антиалкогольного законодательства. В нем все субъекты РФ были разделены на три категории. Так, в первую вошли 20 «самых трезвых регионов». Первые три места занимают Чечня, Ингушетия и Дагестан соответственно. Четвертое и пятое места достались Москве и Санкт-Петербургу. Попал в эту категорию и два региона ПФО. Так, на 16 месте расположилась республика Татарстан. Она набрала 113 баллов («алкоголизация» прямо пропорциональна количеству баллов). Для сравнения, Чеченская республика заработала лишь 12 баллов. Позицию чуть пониже — 19 место — занимает Республика Башкортостан (126,5 баллов).

Вышеупомянутые Саратовская и Самарская области оказались на 21 и 24 местах соответственно. То есть — в начале второй группы регионов. Их исследователи характеризуют, как те, в которых антиалкогольная компания неуспешна, а также «последствия чрезмерного потребления алкоголя, выражены довольно явно, что уже ставит под угрозу здоровье и безопасность граждан».

Пермский Край и Кировская область идут друг за другом, расположившись на 64 и 65 позициях. Они находятся ближе в начале третьей группы, в которую социологи отнесли регионы с высокой смертностью от алкоголя, большим числом преступлений, совершенных в алкогольном опьянении. Также в этих субъектах наибольшие продажи алкоголя.

Реакция сверху

Пусть и несколько поздно, но какая-то более или менее официальная позиция все же была «спущена». Так, федеральные антимонопольщики предложили запретить регионам своевольничать. А именно: выступать с собственными инициативами о запрете или ограничении продажи алкоголя. По их мнению, местные власти часто увлекаются обычным популизмом и забывают при этом о том, что вмешиваются в рыночные отношения, внося в них сумятицу и дисбаланс. «Региональные власти вместо развития спорта, культивирования здорового образа жизни, развития культуры употребления алкогольной продукции принимают радикально-популистские меры запрета и ограничения реализации алкогольной продукции», — говорится в отчете.

Также УФАС комментирует и предложения запретить продажу горячительного в магазинах, расположенных на первых этажах жилых домов. Антимонопольщики заявляют, что это только лишь отрицательно скажется на малом бизнесе. Стоит упомянуть, что руководитель Саратовского областного общества трезвости Наталья Королькова недавно предложила вовсе запретить продажу алкоголя в продуктовых магазинах.

Она же недавно высказалась и о документе, опубликованном УФАС. «По их мнению, это нарушение антимонопольного законодательства. Мы посмотрим, кто из нас выиграет», — заявила она. И не одна она собирается бороться с зеленым змием на витринах российских магазинов.

Надстройка и базис

Популистская верхушка всегда понятна. Это здоровый образ жизни, здоровье детей, нации и детей нации. Трезвая молодежь, профилактика пьяных ДТП и преступности. С этим все понятно: тем, что в корне своем верно на 100% легче спекулировать. Но, как и под всякой надстройкой тут имеется экономический базис. Об одной его части говорила Матвиенко, заметившая, что люди скорее всего стали пить не настолько меньше, насколько уменьшились продажи легального алкоголя. А значит, это средства, идущие мимо казны.

Малые и средние заведения в штыки воспринимают инициативу о запрете алкогольных акций. По их словам, в дни, когда люди не склонны посещать питейные заведения, эти акции вроде трех кружек пива по цене двух помогают держаться на плаву. По их словам, подобные предложения не принуждают человека пить, а предлагают ему, при желании, сделать это не дома, а в заведении, где цена в этот день снижена почти до магазинной. Но при этом, руководители небольших заведений считают, что запрет на акции сыграет на руку крупным конкурентам, которые с большей легкостью переносят пустые дни.

Признаки притеснения малого бизнеса в свежих инициативах видят не только самим предприниматели и УФАС, но и часть общественности. Нужно отметить, что та же Общественная палата Кировской области, выступившая против расширения границ времени продажи алкоголя, выступила и против предложенного запрета на продажу алкоголя в малых заведениях (менее 8 столов и 32 посадочных мест). Члены ОП также считают, что это лишь ударит по малому бизнесу.

Знаменатель

Каким будет антиалкогольное законодательство в регионах в ближайшее время пока не ясно. В каждом субъекте оно формируется исходя из индивидуальных особенностей — силы либо лоббистов со стороны крупных игроков на рынке, либо антиалкогольщиков. Интересно, что отклик у общественности в той или иной степени находят обе позиции. Даже пьющие признают некоторую пользу от принятых ранее мер. Что касается ратующих за запреты, они, как им и положено, более бескомпромиссны: чаще всего не готовы ставить интересы малого бизнеса выше ЗОЖ.

Сейчас становится понятно, что в плане регуляции продажи горячительного законодательная база во всех регионах может оказаться настолько разной, что будет складываться ощущения, что переезжая из региона в регион, путешественник пересекает государственные границы. По всей видимости, федеральному центру такой «децентрализующий» расклад не очень нравится. Можно предположить, что отчет УФАС — это лишь первая ласточка, за которой могут последовать другие, более жесткие директивы, которые будут призваны привести законы в субъектах к какому-то общему знаменателю.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ