18+
четверг, 19 октября
Общество

Проспект поражения или пластилиновые чиновники

  
1289
Проспект поражения или пластилиновые чиновники
Фото: предоставлено автором

Тема точечной застройки Саратова настолько навязла в зубах, что кажется, всё уже сказано и понятно. Несмотря на заявления нынешних городских и региональных чиновников, что, дескать, исторический центр уже не застраивается беспорядочными высотками, достаточно прогуляться, чтобы убедиться в «случаях так называемого вранья».

Володин — не указ

На эту проблему обратил внимание даже нынешний спикер Госдумы Вячеслав Володин. Ещё в конце июля он высказался против уничтожения исторического центра Саратова: «Саратов — город с многовековыми традициями, купеческий, много памятников архитектурного наследия, он развивался по-разному. Он уникален тем, что историческая часть города сохранена, и в этой связи нужно сделать всё, чтобы не было точечной застройки. Здесь надо принципиально занимать позицию, потому что те, кто пытается прикрутить какую-то конструкцию, — это их личная выгода, горожанам она ничего не дает». Спустя несколько дней г-н Володин обвинил муниципальные власти Саратова в том, что они проявляют «пластилиновую позицию», когда не ограничивают точечную застройку на территории исторического центра.

Читайте также

В интервью саратовскому телевидению в конце декабря г-н Володин вновь намекнул местным властям, что следует обратить внимание на беспредел застройщиков: «Хотелось бы, конечно, чтобы о городе говорили только хорошее, что там чисто, благоустроено, что это красивый город, что в этом городе есть, что посмотреть. Там, во-первых, нужно многое сохранить, потому что нам оставили наши предки замечательный город. Нигде нет центральной части города, чтобы она так сохранилась. Но для этого нам надо сделать всё, чтобы мы это не разрушили, во-первых, а взяли и сделали всё для сохранения: фасады сохранили, не строили в рамках этих точечных варварских застроек, не уродовали облик города».

Г-н Володин повторил, что считает точечную застройку «чисто рваческими проектами, на карман». «Как правило, это застройка высокой этажности, в исторической части и от этого город ничего не получает — только проблемы. Поэтому нужно всегда думать, что ты делаешь и что, делая, оставишь тем, кто придет. И те, кто осваивают эти участки, понятно, что совесть тоже надо иметь», — раскритиковал застройщиков спикер Госдумы.

Казалось бы, высокопоставленный земляк дал местным столоначальникам чёткий сигнал, который должен восприниматься как руководство к действию, особенно учитывая нравы нашего чиновничества и депутатства считывать месседжи вышестоящего руководства и воплощать их в жизнь. Однако в реальности всё куда сложнее, чем в общих схемах функционирования управленческого аппарата. Оказывается, только на публике и в официозных комментариях местные власти испускают елей и клянутся верности выбранному курсу, а на практике, которая, как известно, генерируется за закрытыми дверями кабинетов, всё совсем иначе, вплоть до противоположностей. Наиболее яркие примеры: высотка напротив Волжского районного суда на ул. Некрасова, уродующая историческую среду 25-этажка на Первомайской и Некрасова, монолитная «глыба» на Мичурина, 45, в связи с возведением которой представители строительного лобби попили немало крови местным жителям и чиновникам регионального Минкульта, а эксперт, который сделал заключение в пользу застройщика, вопреки протестам населения, внезапно оказался под следствием о якобы вымогательстве денег у бенефициаров возведения свечки. Ещё один говорящий пример — строительство многоэтажного дома на Московской между Некрасова и Комсомольской. Примечательно, что квартал, где идёт стройка, был отнесён к охранной зоне И-1, где новые здания можно возводить не выше сложившейся два века назад автохтонной застройки, но ограничительные меры в данном случае не мешают девелоперам «доводить до ума» очередную «башню» в 20 с лишним этажей.

«Последние годы горожане видят, как слова о том, что точечной застройки в городе давно нет, сильно расходятся с делом (утверждение превышения регламентов через публичные слушания, выдача разрешений на строительство, появление 20+ этажных монстров там, где им совершенно не место)», — констатирует тенденцию блогер Денис Жабкин.

В явно небескорыстных своих «пластилиновых» порывах чиновники не только разбазаривают городские земли для дальнейшего уничтожения исторической среды. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на итоги прошедших 30 ноября 2016 года публичных слушаний по проекту изменений в правила землепользования и застройки Саратова.

На слушаниях была масса всего, вызывающего вопросы и критические замечания, но мы хотели бы остановиться на превращении массива частного сектора за стелой «Саратов» на Предмостовой площади, зарезервированного в генплане под территорию общего пользования, в квартал общественно-деловой застройки. Узкий и длинный прямоугольник, ограниченный улицами Хвесина, Соколовой, Большой Горной и Рогожина, ещё в 1970-е годы градостроители (или, как теперь модно говорить, урбанисты) запланировали под часть грандиозного проекта «Проспект Победы» — новой магистрали, которая должна была идти от моста Саратов-Энгельс до Сенного рынка.

Участок между улицами Соколовой, Большой Горной, Хвесина и Рогожина, с советских времён зарезервированный под проспект Победы, в ноябре 2016 года был переведён под общественно-деловую застройку. На снимке проект, выполненный в середине 1980-х годов. (Фото: предоставлено автором)

Убийство последней надежды

Создание проспекта Победы было неотъемлемой частью более глобальных планов реконструкции северной, или, как говорили в старину, нагорной (от её расположения на склоне Соколовой горы) части старого Саратова. Ещё в генеральном плане 1974 года расширение Большой Горной и Соколовой предусматривалось за счёт сноса расположившихся между ними дореволюционных хибар.

«В настоящее время этот жилой фонд в значительной степени износился, а отсутствие крупных опорных зданий сделало возможным приступить вплотную к реконструкции всей заовражной части города. Проектом детальной планировки заложена идея превратить этот район в новый проспект города — проспект Победы. Одновременно будет решена социальная проблема — ликвидация морально устаревшего, неблагоустроенного жилья», — писал в 1984 году в газете «Коммунист» главный архитектор института «Саратовгражданпроект» Валентин Скоробогатов.

Освободившуюся территорию намеревались не хаотично застроить малохудожественными высотками с максимальной плотностью, как это делается сегодня на каждом углу, а превратить в своего рода хайтековую зону с бульварами, развязками и продуманными комплексами зданий.

В частности, планировали превратить дорогу по нынешней Соколовой улице в шестиполосную автомагистраль, пересекающуюся с поднимающимися в гору улицами посредством обеспечивающих непрерывное движение развязок, а не тормозящих трафик перекрёстков со светофорами. Большую Горную собирались сделать магистралью городского значения, расширить за счёт бульвара с севера, который частично создан на отрезке между Некрасова и Мясницкой. Новая застройка между Соколовой и Большой Горной (последняя и должна была стать проспектом Победы) велась с существенным отступом от прежних красных линий в промежутке от улицы Астраханской до Вознесенской. Такое же расширение ждало и Соколовую на том же отрезке, отступ от старых красных линий которой планировался с южной стороны. Этот задел можно обнаружить по выстроенным далеко от дороги девятиэтажкам: их успели возвести между улицами Октябрьская и Радищева до заморозки проекта в начале 1990-х.

А вот на интересующем нас отрезке от улицы Рогожина до Волги проспект Победы должен был идти в створе, образованном «слиянием» Большой Горной и Соколовой, поскольку расстояние от противоположных красных линий двух этих магистралей всего 100 метров. Это всего на 10 метров шире улицы Астраханской, но при том, что по её центру располагается бульвар, а здесь — покосившиеся и требующие расселения трущобы в квартале шириной 70 метров между Соколовой и Большой Горной — по 15 метров каждая (всё это легко просчитать по интернет-картам).

Показатели просто вопиют: 15-метровые улицы в центре почти миллионного города являются не какими-нибудь захолустными проулками, но транспортными магистралями! Но мы-то привыкли к таким условиям существования, ведь в Саратове и не такое встретишь…

В начале 1980-х этот участок уже начали реконструировать — девятиэтажный дом на Предмостовой, известный как «Пентагон», был частью забытого и, похоже, окончательно отправленного в урну проекта проспекта Победы. Старожилы «Пентагона» рассказывают, что когда в начале 1980-х им давали жильё, они выражали недовольство, что под окнами будет проходить оживленная транспортная магистраль. Но власти успокоили их: дескать, весь трафик с моста из Энгельса скоро будет проходить под землёй, якобы между Большой Горной и Соколовой тогда планировали строить тоннель. И где теперь все эти мечты и обещания?

На улице Вавилова, которую собирались расширить ещё в 1940 году, возводятся бизнес-центры от депутата Сергея Курихина. Это на корню зарубило идею устройства здесь зелёной и пешеходной зоны. (Фото: предоставлено автором)

Всё ради «инвесторов»?

Не говоря про советские времена, в генплане 2008 года участок в границах Соколовой, Рогожина, Большой Горной и Хвесина был зарезервирован под общественное пространство. Иными словами — под реконструкцию с последующим образованием здесь транспортно-рекреационной территории с широкими дорогами, тротуарами и, вероятно, бульваром. Все эти благоглупости выгодно вписывались в городской ландшафт. Над бульваром бы возвышались разве что контуры Соколовой горы с «Журавлями» да купола Духосошественского собора — объекты для Саратова не менее топовые и маркерные, чем Консерватория с мостом через Волгу, который, кстати, совсем рядом.

Сию идиллию уже разрушила диссонирующая многоэтажка на Соколовой и Веселой, нависающая силикатным комом над историческим и природным ландшафтом. Теперь, похоже, вместо комплексной застройки склонов среднеэтажными зданиями — взамен хаотичного частного сектора с пробивкой зарезервированного участка, местность окончательно решили «застолбить» какими-нибудь бизнес-центрами, зажатыми в тиски узких и перегруженных транспортом магистралей.

Как пишет блогер Денис Жабкин, после слушаний 30 ноября он поинтересовался у замглавы городской администрации по архитектуре и градостроительству Андрея Гнусина, в связи с чем переводят общественную территорию рядом с Предмостовой площадью в общественно-деловую: «Я предположил, что по причине отсутствия средств у города на расселение жителей и снос ветхой застройки (которые не могут найти 40 лет и вряд ли смогут в ближайшие годы) было решено отдать эту землю коммерсантам под строительство коммерческой недвижимости, т.к. они смогут и выкупить, и расселить этот частник, и видимо какие-то предложения уже поступили. Андрей Гнусин подтвердил мои догадки: поступили предложения по точечным объектам этого частного сектора, что не устраивает город. Поэтому было издано постановление о подготовке проекта планировки территории, где необходимо будет проработать всю территорию с межеванием для комплексной застройки данных участков. Т.е. данный объем будет расселен за счёт инвесторов, которые построят на этом месте коммерческую недвижимость».

Можно предположить, что история с переводом общественного участка возле моста через Волгу под застройку — следствие провала программы расселения аварийного и ветхого жилья.

Стоит напомнить, что в конце ноября заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис отметил Саратовскую область в числе трёх регионов страны — лидеров антирейтинга по выполнению программы расселения. Некоторые полагают, что продавленным на слушаниях проектом Саратов решил улучшить статистику, отдав на откуп неким «инвесторам» судьбы жителей трущоб отдельно взятого квартала. Даже если это не так, картина упадка весьма показательна. Мало того, что лоббирующая проект местная власть действует вразрез с интересами развития города (а значит, и большинства его жителей), так ещё и расписывается в собственной декоративности и бессилии решить вопрос с расселением тысяч своих избирателей, ютящихся в бараках, хибарах и прочих малопригодных для жизни обиталищах.

Существует и другое предположение: чиновники преследуют некие выгоды в «конструктивном диалоге» с девелоперами, которым, как персонажу Аркадия Райкина из комедии «Волшебная сила», «метры нужны, понимаешь, метры, метры, метры, метры, будь они неладны, метры». Крупные застройщики, как известно, сами с мандатами и обладают мощными лоббистскими рычагами, имеют широкий спектр подходов к всевозможным местным столоначальникам. Неудивительно, что в угоду лоббистам продвигаются прожекты, которые интересны главным образом бенефициарам, а городу оборачиваются сгущением урбанистического угара.

Некоторые могут подумать, что вышесказанное — преувеличение. Но ведь «закрытие гештальта» «проспект Победы» — лишь один из этапов «большого пути».

Не рекомендовано к повторению

Если перспективы расширения Большой Горной и Соколовой от моста до Духосошественского собора похоронили пока только на уровне предварительного решения «рекомендательных» слушаний, то освоение улицы Вавилова между Астраханской и Рахова — уже данность. Для тех, кто не в курсе: участок от Мирного переулка до Астраханской начиная с 1940 года планировали расширить и превратить в бульвар, который, кстати, мог быть продолжением пешеходной зоны проспекта Кирова.

Вот что об этом сообщалось в газете «Коммунист» от 16 апреля 1940 года:

«Архитектурно-планировочная мастерская городского коммунального отдела приступила к составлению детального проекта застройки жилых кварталов 125 и 132 по Михайловской улице (так ранее называлась ул. Вавилова.— Авт.) начиная от Мирного переулка до Астраханской, включая Камышинскую улицу от Советской до ул. 20-летия ВЛКСМ.

Эта работа является детализацией генерального плана реконструкции Саратова. Разрабатываемый проект предусматривает превращение Михайловской улицы в широкую магистраль с бульваром в центре. Ширина улицы, которая сейчас составляет 21 метр, будет доведена до 88 метров. Проезжие части будут расположены по обе стороны бульвара, который в конце сольется с посадками по Астраханской улице.

Намечается снос жилых домов, расположенных по правой стороне улицы по направлению к Астраханской. На их месте будут воздвигнуты новые многоэтажные жилые дома".

Несмотря на то, что расширение ул. Вавилова не провели единым махом, от проекта не отказывались даже в самые «голодные» годы. Первая очередь расширения улицы (от Мирного переулка до Рахова) стала реальностью вместе с постройкой единственной в Саратове сталинской высотки, более известной, как «Кассы Аэрофлота». Впоследствии, на протяжении нескольких десятилетий с северной части ул. Вавилова вплоть до конца 1990-х новые здания строили с существенным отступом, как на Большой Горной и Соколовой. Но в начале «стабильных» нулевых депутат-застройщик Сергей Курихин под видом восстановления особняка Виноградова (превратившегося после «реставрации» в сильно отличающуюся по масштабам от прототипа бизнес-галерею) выгодно воспользовался «ничейной» территорией. Будущую зелёную зону заняли несколько бизнес-центров. Произошло это примерно так же, как со слушаниями 30 ноября: городские власти перекрасили в генплане белую зону общественного пространства в малиновый (как модные в 1990-е пиджаки) цвет общественно-деловой застройки.

Против строительства деловых центров выступили жильцы и арендаторы помещений многоквартирного дома № 8/26а по ул. Вавилова, грозившие уличными протестами. В итоге в районе пересечения улиц Вавилова и Пугачёва в 2011 году была разбита небольшая аллея, которую впоследствии, по странному совпадению, попытались уничтожить. В апреле 2014 года неизвестные спилили здесь более 40 молоденьких клёнов. Как сообщали СМИ, в качестве основной версии произошедшего рассматривалась попытка «неизвестных бизнесменов очистить территорию от насаждений, чтобы затем разместить здесь автостоянку, торговое или офисное учреждение».

Партия лоббистов против партии развития

Другой пример явного вреда городу и усугубления транспортно-градостроительного коллапса — это уничтожение с 2001 по 2007 годы Ленинского трамвайного депо, о чём мы подробно рассказывали в статье «Памяти депо № 3» («ОМ» № 6(187), июнь 2015 г.). Напомним, самый современный объект в системе трамвайного хозяйства Саратова, созданный с заделом на обслуживание скоростного транспорта, был банально руинизирован.

На месте депо в Солнечном посёлке должны появиться очередные высотки, которые можно строить где угодно рядом, на близлежащих пустырях, но почему-то (понятно — коммуникации рядом) это делается именно на месте уничтоженного транспортного узла, который мог бы служить городу многие десятилетия. Уничтожение трамваев — отдельная большая тема, которая тоже укладывается в концепцию «урбанистического самоубийства» Саратова — превращение города с уникальной исторической средой в задыхающиеся от пыли и заторов каменные джунгли.

Читайте также

То, что делается с Саратовом в части уничтожения заделов на его развитие — это как если бы управляющая компания в вашем доме сказала: «Горячая вода у нас предусмотрена, но из-за того, что вы платите слишком мало, поставщики не могут починить свои магистрали, и её не будет больше никогда». При углублении кризиса может дойти и до того, что фигурально-глобальная УК войдёт во вкус и вследствие «конструктивного диалога» с «поставщиками» перекроет нам воду, электричество и канализацию, посоветовав «с пониманием отнестись к сложившейся внешней ситуации». А в качестве альтернативы предложить пользоваться свечами, ходить за водой на Волгу и справлять нужду под кустами. Коммуникации при этом предложит сдать в металлолом и расплатиться выручкой за какой-нибудь госдолг.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ