18+
вторник, 24 октября
Общество

Калечащий УАЗ

Как на ульяновском автозаводе лишают здоровья, а иногда и жизни

  
15884
Ульяновский автомобильный завод
Ульяновский автомобильный завод (Фото: Эдуард Ломовцев/ТАСС)

В 2016 году Ульяновская область стала лидером ПФО по уровню профессиональной заболеваемости (восьмое место в России). Такие данные озвучил на декабрьской конференции председатель региональной Федерации профсоюзов Анатолий Васильев. 26% рабочих мест в регионе были признаны вредными и опасными для здоровья. Из них самые вредные и опасные — ООО «УАЗ» с ликвидируемой дочкой ООО «УАЗ-Автокомпонент». На первом в 2016 году зарегистрировали 79 случаев профзаболеваний, 11 травм, на втором — профессионально покалеченных может быть не меньше (точных данных по «Автокомпоненту» нет), один рабочий погиб прямо на конвейере.

Предприятия автохолдинга «Соллерс» в Ульяновске стабильно лидируют в рейтинге самых вредных мест работы по условиям труда. Только в начавшемся 2017 году травмы различной степени тяжести получили уже 6 рабочих. Но, похоже, собственников и непосредственных управляющих автозавода это мало волнует: на смену травмированным и заболевшим рабочим приходят здоровые ноги-руки, а преждевременно отработанных заводчан просто выкидывают с предприятия. Корреспондент «СП-Поволжье» пообщался с теми, кому не поздоровилось на Ульяновском Автомобильном Заводе и кого управляющие отправили на улицу.

Уволить — нельзя оставить?

В 2015 году на грузчика Андрея упали незакрепленные стеллажи. Чудом не убило, но ноги зашибло так, что он и теперь с трудом перемещается по квартире. После травмы Андрей 11 месяцев пролежал на кровати, а когда встал, ему присвоили III группу инвалидности и на следующий же день вызвали на работу. Это с сорока-то процентной утратой трудоспособности! Пришлось написать увольнительную «по состоянию здоровья». Через суд он добился выплаты компенсации морального вреда. Живет мужчина на небольшую пенсию по инвалидности и ежемесячные выплаты из Фонда социального страхования. И мечтает только об одном: нормально передвигаться. Возможно, несколько операций и ортопедическая обувь помогут ему в этом. Мама Андрея надеется, что хоть какая-то работа да найдется для ее сына на том же УАЗе.

Читайте также

Тем не менее закон уже обязывает работодателя «позаботиться» о травмированном работнике: ст. 8 федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» гарантирует право пострадавшего на профессиональное обучение, но на УАЗе — несмотря на рост травматизма и профзаболеваемости — система переобучения так и не появилась. И с такими, как Андрей, работодатель, как правило, расторгает договор.

Ринат С. работал слесарем-ремонтником на чугунно-литейном производстве. В цехе в рабочее время он соскользнул с крутой лестницы и раздробил пятку. Работодатель отказался признать его травму производственной. Только спустя несколько лет работник в суде доказал обратное, оформил инвалидность и добился выплаты компенсации морального вреда. Продолжая работать, он оформил и профзаболевание — 20 лет в цехе Ринат дышал пылью и газами чугунно-литейки (одноразовые респираторы защищают от пыли первые пять минут) и заработался до пневмокониоза (заболевание легких). С профзаболеванием работодатель должен был предоставить ему альтернативное место работы на предприятии — но с опытным специалистом предпочли расторгнуть договор. «Как только начал оформлять профзаболевание — стали смотреть уже косо», рассказал Ринат. То, что от работника с профзаболевание на УАЗе попытаются избавиться любым путем, подтвердил и наш источник на заводе. «Увольняют обычно с двухнедельным выходным пособием, поэтому работник еще несколько раз подумает — стоит ли ему оформлять профзаболевание».

За палец — 200 тысяч, за руку — полмиллиона

А еще на УАЗе рабочим раздробляет пальцы, отрывает кисти, обжигает лица, руки, ноги, срезает ступни, травмирует глаза. Все это происходит с завидной регулярностью. Причиной несчастных случаев становится, как правило, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования и не проведение обучения и проверки знаний по охране труда. Но даже там, где причиной указывают неосторожность пострадавших или нарушение ими производственной дисциплины - работники и тут винят работодателя. «Рабочие постоянно берут сверхурочные, пашут по 12−14 часов в день, чтобы заработать 20 тысяч. От усталости после таких смен некоторые еле на ногах стоят… Как тут не взяться травматизму?» — рассуждает Ринат.

После первого шока травмированные обращаются в суд, хотя работодатель пытается пойти на мировую, предлагает отступные. В ульяновских судах уже сложилась практика определения размера выплат морального ущерба за покалеченные части тела уазовца. Так за самые тяжелые травмы пострадавший получает 700−800 тысяч рублей, за травмы средней степени тяжести — полмиллиона, за пальцы, менее значительные повреждения — 100−200 тысяч. Впрочем, похоже, что работодателя прайс вполне устраивает, и завод продолжает калечить своих сотрудников устаревшим оборудованием и халатным отношением. А рабочие от безысходности и дальше отправляться в эту мясорубку.

«Люди погибают, а начальство лыбится»

И даже несчастные случае со смертельным исходом не побуждают руководство предприятия пересмотреть технику безопасности на рабочих местах. В 2016 году на упомянутом уже чугунно-литейном производств (ООО «Автокомпонент») погиб рабочий. Руку мужчины намотало на барабан ленточного конвейера до самого предплечья. От полученной травмы рабочий скончался на месте до приезда скорой.

В акте расследования указано, что причиной трагедии стала эксплуатация неисправного ленточного конвейера, у которого отсутствовало защитное ограждение с блокировкой. Так же известно, что мужчина находился на рабочем месте уже после окончания своей смены и работал на операции, которую должны выполнять двое. СК по Ульяновской области уголовное дело не возбудил за отсутствием состава преступление, сообщил «СП-Поволжье» старший помощник руководителя управления Александр Сорокин. Работодатель отделался штрафом и даже не компенсировал погребение погибшего. Родственники обратились в суд с иском к заводу о компенсации за нанесенный моральный вред.

Рабочий литейки припоминает другой случай: «Где-то 3−4 года назад к нам в цех во время ремонта кровли провалился рабочий. Погиб на месте. Работал без страховки. Когда начальство прибыло на место происшествия — они всё улыбалась. Я их спрашиваю: вы чего лыбитесь? У вас работник погиб. А они дальше стоят, улыбаются».

Читайте также

Калечьтесь дальше?

Сами рабочие не особо то и верят в улыбчивых начальников и нынешнюю дирекцию. «Они временщики. Работают полгода — год, потом новенькие приезжают. За безопасность и условия труда на предприятии вообще никто никакой ответственности не несет. Им главное стабильно прибыль в Москву отправлять», — считает источник.

Причиной травматизма и высокой профзаболеваемости на заводе рабочие считают и устаревшее оборудование, исчерпавшее свой ресурс. «На заводе только два обновленных цеха — главный конвейер и покрасочный. На остальных производствах работает оборудование, исчерпавшие свой ресурс много лет назад. Функционирует и оборудование времен ВОВ как отечественное, так и трофейное немецкое», вспоминает Ринат. Рабочие также полагают, считают, что у собственника нет намерения модернизировать остальное производство.

Мнение руководства о причинах травматизма и политику компании в отношении травимрованных, профбольных прояснить не удалось. Начальник охраны труда и технической безопасности Олег Чугунов и пресс-служба предприятия на протяжении нескольких дней были недоступны для комментариев.

Но рабочие уверены: пока на заводе будет и дальше господствовать формальный подход к профилактике травматизма, охране труда, калечиться будет все больше. А это значит — количество больных и безработных тоже будет множиться.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Юрий Кнутов

Военный эксперт, директор музея войск ПВО

Дмитрий Полонский

Вице-премьер Республики Крым

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ