18+
четверг, 27 апреля
Общество

Троллейбусы убила мафия маршруточников?

Почему в столице отечественного автопрома так невзлюбили электротранспорт

  
4416
Троллейбусы убила мафия маршруточников?
Фото: Евгений Леонтьев

Весной в Тольятти могут быть закрыты очередные троллейбусные маршруты. В этом случае работа троллейбуса в 700-тысячном городе будет сведена к формальному минимуму и, по мнению экспертов, с большой вероятностью приведет к полной ликвидации пассажирского электротранспорта.

Без электричества

Активное сокращение троллейбусного сообщения в Тольятти началось в 2014 году, когда вступила в силу новая транспортная концепция города, предусматривающая полный или частичный отказ от троллейбусного сообщения. Такие меры объяснялись отрицательной рентабельностью ряда маршрутов и, как результат, — хроническими многомиллионными долгами местного троллейбусного управления перед поставщиками электроэнергии и банками.

«Отсутствие возможности инвестиций в развитие троллейбусного транспорта привело к старению подвижного состава и сокращению его количества, которого явно не достаточно для обслуживания существующей троллейбусной сети», — говорится в концепции. В качестве «мягкого» варианта ее авторы предложили руководству города радикально сократить количество маршрутов и протяженность сети при сохранении количества подвижного состава. Как радикальный вариант — полностью ликвидировать единственный городской вид электротранспорта. В итоге местные власти остановились на консервативном плане: сохранить наиболее рентабельные магистральные маршруты, перебросив на них весь подвижной состав.

Но это не помогло. Например, в конце 2015 года троллейбусы неделю не могли выйти на линию, когда компании-поставщики, ссылаясь на задолженность, отключили подачу электроэнергии в контактную сеть. Причем это была лишь вторая остановка троллейбусного сообщения в Тольятти за 50 лет (троллейбус в городе работает с 1966 года). Первая случилась в 1995 году — в связи с забастовкой водителей и кондукторов.

Сокращения маршрутной сетки продолжились в 2015—2016 годах. Сейчас в городе осталось лишь шесть маршрутов. Ежедневно на улицах работает 51 машина. Для сравнения, в конце 1990-х их было около 250. Из трех депо осталось одно. По данным «СП-Поволжье», в мэрии уже прорабатывают возможность ликвидации еще двух маршрутов. При этом решения о полном закрытии троллейбуса пока никто принять не рискует, а мэр Сергей Андреев утверждает, что лично уговаривал банкиров открыть новые кредитные линии для троллейбусного управления.

Фото: Евгений Леонтьев

Глупость и бандиты

Ряд региональных транспортных экспертов, опрошенных «СП-Поволжье», считают, что основная причина деградации троллейбусного сообщения — «архаичное» представление местных властей о том, как устроена современная городская транспортная инфраструктура и усилия лоббистов коммерческих перевозчиков, направленные на передел рынка.

 — Надо понимать, что городской транспорт становится рентабельным при определенных объемах перевозок, которые надо поддерживать, развивая маршрутную сеть, пополняя парк, повышая комфорт перевозок, «приучая» жителей к цивилизованному общественному транспорту, как это делается во всем мире. — говорит сопредседатель организации «Общественный транспорт Самарской области» Андрей Василенко. — Но в Тольятти до 2014 года, когда при помощи регионального минтранса было закуплено 22 современные машины, двадцать лет не покупалось вообще ничего. Любые инвестиции прекратились в начале «нулевых». Естественно, нишу заняли «ГАЗели», сейчас весь город перемещается на маршрутках. А это вопрос загруженности дорог, экологии, комфорта и безопасности.

По мнению эксперта, такая политика проводится городскими властями в интересах коммерческих перевозчиков сознательно.

С ним согласен один из депутатов тольяттинской гордумы, на условиях анонимности, сказавший «СП-Поволжье», что «в тольяттинской администрации чрезвычайно сильно лобби коммерческих перевозчиков». Причем тенденция на сокращение муниципальных перевозок была «что при прошлых мерах-хозяйственниках, что при нынешнем вроде бы продвинутом мэре-урбанисте», — считает наш собеседник. «Ни для кого не секрет, что до трех четвертей „газелей“ в городе до сих пор контролируют компании, аффилированные местным ОПГ. Большой интерес представляет и имущественный комплекс троллейбусного управления, поэтому многие заинтересованы в его ликвидации», — добавляет источник «СП-Поволжье».

 — На мой взгляд, данные властей о безвыходном финансовом положении троллейбуса много раз преувеличивались. — Говорит транспортный консультант Евгений Леонтьев. — Он может работать в прибыль, и об этом говорит опыт многих городов, не только Москвы и Питера. Есть успешные примеры, например, Екатеринбурга или хотя бы соседней Самары. В Альметьевске, который в пять раз меньше Тольятти, троллейбус генерирует прибыль и развивается. Но в Тольятти дело идет к полному закрытию: практика показывает, что если троллейбусное сообщение сокращается до минимума, то вскоре содержание оставшейся троллейбусной инфраструктуры признается слишком дорогим, и следует ее полная ликвидация. Тогда Тольятти станет самым большим в мире городом без электротранспорта. Ощущение, что этот момент просто оттягивают, поскольку никто не хочет брать на себя таких политических рисков.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Денис Денисов

Директор украинского филиала Института стран СНГ

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Сергей Марков

Политолог

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ