18+
среда, 18 октября
Общество

Троллейбусы убила мафия маршруточников?

Почему в столице отечественного автопрома так невзлюбили электротранспорт

  
4436
Троллейбусы убила мафия маршруточников?
Фото: Евгений Леонтьев

Весной в Тольятти могут быть закрыты очередные троллейбусные маршруты. В этом случае работа троллейбуса в 700-тысячном городе будет сведена к формальному минимуму и, по мнению экспертов, с большой вероятностью приведет к полной ликвидации пассажирского электротранспорта.

Без электричества

Активное сокращение троллейбусного сообщения в Тольятти началось в 2014 году, когда вступила в силу новая транспортная концепция города, предусматривающая полный или частичный отказ от троллейбусного сообщения. Такие меры объяснялись отрицательной рентабельностью ряда маршрутов и, как результат, — хроническими многомиллионными долгами местного троллейбусного управления перед поставщиками электроэнергии и банками.

«Отсутствие возможности инвестиций в развитие троллейбусного транспорта привело к старению подвижного состава и сокращению его количества, которого явно не достаточно для обслуживания существующей троллейбусной сети», — говорится в концепции. В качестве «мягкого» варианта ее авторы предложили руководству города радикально сократить количество маршрутов и протяженность сети при сохранении количества подвижного состава. Как радикальный вариант — полностью ликвидировать единственный городской вид электротранспорта. В итоге местные власти остановились на консервативном плане: сохранить наиболее рентабельные магистральные маршруты, перебросив на них весь подвижной состав.

Но это не помогло. Например, в конце 2015 года троллейбусы неделю не могли выйти на линию, когда компании-поставщики, ссылаясь на задолженность, отключили подачу электроэнергии в контактную сеть. Причем это была лишь вторая остановка троллейбусного сообщения в Тольятти за 50 лет (троллейбус в городе работает с 1966 года). Первая случилась в 1995 году — в связи с забастовкой водителей и кондукторов.

Сокращения маршрутной сетки продолжились в 2015—2016 годах. Сейчас в городе осталось лишь шесть маршрутов. Ежедневно на улицах работает 51 машина. Для сравнения, в конце 1990-х их было около 250. Из трех депо осталось одно. По данным «СП-Поволжье», в мэрии уже прорабатывают возможность ликвидации еще двух маршрутов. При этом решения о полном закрытии троллейбуса пока никто принять не рискует, а мэр Сергей Андреев утверждает, что лично уговаривал банкиров открыть новые кредитные линии для троллейбусного управления.

Фото: Евгений Леонтьев

Глупость и бандиты

Ряд региональных транспортных экспертов, опрошенных «СП-Поволжье», считают, что основная причина деградации троллейбусного сообщения — «архаичное» представление местных властей о том, как устроена современная городская транспортная инфраструктура и усилия лоббистов коммерческих перевозчиков, направленные на передел рынка.

 — Надо понимать, что городской транспорт становится рентабельным при определенных объемах перевозок, которые надо поддерживать, развивая маршрутную сеть, пополняя парк, повышая комфорт перевозок, «приучая» жителей к цивилизованному общественному транспорту, как это делается во всем мире. — говорит сопредседатель организации «Общественный транспорт Самарской области» Андрей Василенко. — Но в Тольятти до 2014 года, когда при помощи регионального минтранса было закуплено 22 современные машины, двадцать лет не покупалось вообще ничего. Любые инвестиции прекратились в начале «нулевых». Естественно, нишу заняли «ГАЗели», сейчас весь город перемещается на маршрутках. А это вопрос загруженности дорог, экологии, комфорта и безопасности.

По мнению эксперта, такая политика проводится городскими властями в интересах коммерческих перевозчиков сознательно.

С ним согласен один из депутатов тольяттинской гордумы, на условиях анонимности, сказавший «СП-Поволжье», что «в тольяттинской администрации чрезвычайно сильно лобби коммерческих перевозчиков». Причем тенденция на сокращение муниципальных перевозок была «что при прошлых мерах-хозяйственниках, что при нынешнем вроде бы продвинутом мэре-урбанисте», — считает наш собеседник. «Ни для кого не секрет, что до трех четвертей „газелей“ в городе до сих пор контролируют компании, аффилированные местным ОПГ. Большой интерес представляет и имущественный комплекс троллейбусного управления, поэтому многие заинтересованы в его ликвидации», — добавляет источник «СП-Поволжье».

 — На мой взгляд, данные властей о безвыходном финансовом положении троллейбуса много раз преувеличивались. — Говорит транспортный консультант Евгений Леонтьев. — Он может работать в прибыль, и об этом говорит опыт многих городов, не только Москвы и Питера. Есть успешные примеры, например, Екатеринбурга или хотя бы соседней Самары. В Альметьевске, который в пять раз меньше Тольятти, троллейбус генерирует прибыль и развивается. Но в Тольятти дело идет к полному закрытию: практика показывает, что если троллейбусное сообщение сокращается до минимума, то вскоре содержание оставшейся троллейбусной инфраструктуры признается слишком дорогим, и следует ее полная ликвидация. Тогда Тольятти станет самым большим в мире городом без электротранспорта. Ощущение, что этот момент просто оттягивают, поскольку никто не хочет брать на себя таких политических рисков.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ