18+
суббота, 27 мая
Общество

Эпохе конец, но зато девушки красивые

Что показал всемирный курултай башкир

  
2567

В социальных сетях не утихает дискуссия, связанная с прошедшим казенно-бюрократическим IV Всемирным курултаем башкир. По словам общественного активиста Валиахмета Бадретдинова — «нынешний Курултай — это зеркало самого народа, пусть и искривленное. Исправить это кривое зеркало уже невозможно, время само его сломает. Вывод один — создавать всебашкирский союз сызнова, на здоровой основе, из современников, готовых пожертвовать многим ради общего блага, фактически — ради будущего».

Как есть

«Курултáй» (еще его называют хурал, цуглаан) это традиционный орган народного представительства у ряда народов Евразии (башкир, казахов, киргизов, ногайцев, тувинцев, венгров и т. д.). Всенародное собрание, исторически созываемое раз в несколько лет для решения важнейших государственных вопросов. Понятие курултай в значении всенародного съезда вошло в употребление на рубеже XII—XIII веков. Именно на нем были приняты такие знаковые вопросы, как вхождении в состав России, участие в войне против Лжедмитриев на стороне ополчения Минина и Пожарского, участие в войне 1812 года в качестве «северных амуров». А, в 1917 году на обломках царской империи провозглашена национальная автономия в составе России.

Об этом же кратко сказал в своей речи и глава республики Рустэм Хамитов: «В народе говорят: корнями дерево сильно. А корни у нас по-настоящему мощные и крепкие. Они уходят вглубь времён, когда наши предки начали обживать земли между Волгой и Уралом. Эти корни вплелись в российскую историю ещё в середине XVI века, когда йейены башкирских родов приняли судьбоносное решение о добровольном вхождении в состав Российского государства. Наш край всегда играл важную роль в военно-политической, экономической и духовной жизни страны».

То, что лестно для глаз

«Я внук знаменитой башкирской писательницы Зайнаб Биишевой. Всю свою жизнь она посвятила башкирскому народу. Теперь пришло наше поколение. Я готов не только свою энергию, но и жизнь отдать на благо своего народа. В наше сложное время мы должны сохранить свою нацию», заявил в ряде СМИ новый председатель Всемирного курултая башкир, доктор биологических наук, профессор, генеральный директор Башкирского научно-исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии Амир Ишемгулов.

На IV Всемирный курултай башкир приехало более 400 делегатов со всей России и многих стран мира. Гости из регионов рассказали о своём опыте: как поддерживают связи с земляками, как подрастающему поколению прививают уважение к родной культуре, пусть и отдалённой географически.

Гульнара Глухарева, представитель Курултая башкир Ямало-Ненецкого автономного округа: «Наша главная задача — конечно, развивать молодёжь, чтобы они не забыли язык».

Амур Хабибуллин, представитель Республики Башкортостан в Челябинской области: «В зависимости от тех мероприятий, которые ежегодно проходят, таких как сабантуй, национально-культурные определённые вечера, олимпиады — это лагеря. То есть с помощью этого башкиры Челябинской области поддерживают взаимоотношения в сохранении и развитии этноса башкир».

Флюза Хайруллина, представительница делегации Эстонии: «В Эстонии живут 114 башкир. Несмотря на это, наши дети знают родной язык и помнят веру предков. У меня трое сыновей. Они играют на курае и кубызе. И я с гордостью приехала на этот съезд».

После окончания пленарных выступлений, обсуждения были продолжены в тематических секциях:

Секция 1. Вопросы развития малого и среднего предпринимательства. Земельный вопрос в условиях современного экономического развития Республики Башкортостан. Туризм в Башкортостане.
Секция 2. Реализация Законов «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании в Республике Башкортостан», «О языках народов Республики Башкортостан». Башкирское национальное образование: состояние и перспективы.
Секция 3. Историческое и духовное наследие как фактор развития башкирского народа в современных условиях.
Секция 4. Вопросы семьи, демографии и здоровья башкирского народа.
Секция 5. Башкирское информационное пространство: проблемы и тенденции.
Секция 6. Молодежь — стратегический ресурс башкирского народа.

Параллельно в эти же дни в государственных культурных учреждениях республики прошли схожие мероприятия. Сидя в актовом зале ИСППИ АН РБ (институт социально-политических и правовых исследований), где проходила научно-практическая конференция «Перспективы развития башкирского народа: осмысление истории, сохранение традиций, модели национально-государственных традиций», я с удовольствием разглядывал наших девушек.

Пока у нас есть красивые девушки, нам есть к чему стремиться.

Завершились все мероприятия этнофорума принятием общей декларации. В этот программный документ, по традиции, были заложены основные векторы национально-культурного развития на ближайшие годы. До следующего Всемирного курултая.

Погрозил пальчиком

На предыдущий курултай башкир, который состоялся пять лет назад, приехало порядка 900 делегатов. То есть на лицо существенное сокращение количества участников нынешнего мероприятия. Так же на форуме отсутствовали представители «независимых» башкирских национальных и патриотических движений, определенная часть этнической интеллигенции. Отличалось и содержание выступлений на IV курултае от предыдущего, который прошел накануне смены власти в Башкирии. Если на прошлом курултае в докладах имели место довольно жёсткие выпады против федерального центра, звучали чрезмерно политизированные выступления, то на нынешнем форуме таких выступлений не было, за исключением ремарки в речи самого главы региона Рустема Хамитова: «К сожалению, иногда появляются группы людей, которые подменяют патриотизм конъюнктурными политическими играми. Политизация национальной тематики — занятие более чем опасное. Недопустимо вовлекать в эти „игры“ молодёжь. Ещё большую угрозу представляет религиозный радикализм. В наши дни международный терроризм, не имеющий ничего общего с религией мира исламом, по сути, объявил войну человечеству. К сожалению, есть факты, что под влияние экстремистских организаций попали некоторые жители республики. Противостояние национальному и религиозному радикализму должно стать важным направлением совместной работы власти, традиционных конфессий, общественных объединений и, конечно, Всемирного курултая башкир».

«Жить-то надо»

В чем отличия предыдущего этнофорума от нынешнего? Предыдущий Курултай башкир обозначил своеобразный конец одной эпохи, и начало другой для республики.

Как часть общей картины заката эпохи «парада суверенитетов», но по-башкирски. Окончание этой эпохи по разному проходило в национальных регионах России. Например, в соседнем Татарстане более мягче. Шаймиев достойно передал бразды правления Минниханову, тем не менее, оставшись «серым кардиналом» в регионе. У нас же было иначе. В Башкортостан из Марийской республики был предварительно переведен новый глава ФСБ (после он был повышен в звании и переведен руководить этой силовой структурой в Крым). В центре Уфы на стадионе «Динамо» дежурил с бронетехникой спецназ, «секретно» прибывший экстренным рейсом из подмосковья на случай народных волнений. В прилегающих к зданию правительства кварталах пряталось модное тогда в России «антикризисное средство» — водометная машина для разгона демонстраций.

Медиапространство республики сотрясало эхо громких преступлений. Это и убийство офицера ФСБ, курировавшего работу нефтянки. Это и найденные московскими журналистами мифические лагеря боевиков в Аскинском и Бурзянском районах Башкирии. Силовыми структурами тогда же был «разработан» председатель молодежного Курултая Фанзиль Ахметшин, у которого после гуманитарной поездки в Сомали, профинансированной турецкими правозащитными фондами, уже после прохождения таможни в уфимском аэропорту, «нашли» наркотики.

Жирной точкой той эпохи, стал передел нефтяной отрасли республики. Переход его из рук Муртазы Рахимова в руки «московских» олигархов.

Соответственно и логичным явился тот факт, что в работе этого Курултая башкир не принял участия, несмотря на то, что он являлся первым президентом республики Башкортостан Муртаза Губайдуллович Рахимов.

Многим в республике запомнились его слова, ставшие впоследствии своеобразным мемом, в которых было охарактеризован итог всех этих изменений: «Жить-то надо».

Тени зазеркалья

В день начала проведения четвертого этнофорума башкир, площадь им. Салавата Юлаева перед Конгресс-холлом, с раннего утра была оцеплена полицией, подтянута спец техника. Почти в каждом закоулке стояли уазиками и автобусы с ОМОНом и СОБРом. Всех заходивших в Конгресс-холл, где проходил сам съезд ВКБ, проверяли строго по спискам и только через металлоискатель. Обязательным условием было наличие паспорта.

Уже к половине девятого, полицией была задержана группа молодежи и без разбирательств увезена в отдел. Сотрудниками МВД РБ на подходах к месту проведения мероприятия были задержаны председатель БОО «Башкорт» Фаиль Алчинов и председатель южного филиала Юлай Аралбаев. Чуть позже они были отпущены.

Стоит отметить, что в период подготовки проведения «всебашкирского вече», в отношении лидеров БОО «Башкорт» было возбуждено уголовное дело, по устоявшейся традиции, с активным участием центра «Э». Таким образом их «дегелитимитировали» в глазах республиканской общественности, как чуть ранее движение «Кук Буре» (переводится как «Небесные Волки» своеобразная калька с турецких «Серых Волков»), до уровня уголовных маргиналов.

Также на этом мероприятии, в отличие от предыдущего, не были представлены и молодежные мусульманские организации республики.

Соответственно этой частью республиканских активистов интеллигенции и сочувствующих им слоев населения, легитимность вновь избранного Курултая не признается.

«Зачистка» независимого общественного национального поля, можно сказать, практически завершена.

Конец эпохи воинствующей архаики?

Подводя итоги Всемирного Курултая башкир, можно сказать, что сегодня закончилась целая эпоха в башкирском национальном движении.

Вслед за фактической ликвидацией легальных молодежных организаций типа СБМ (Союза башкирской молодежи), фактического наследника советской ВЛКСМ, выведены из легитимного поля общественной деятельности его «зеркальные собратья «Кук Буре» и его осколок «Башкорт».

Знаковым фоном прошедшего мероприятия, можно сказать, были протесты шести деревень Салаватовского района республики против разработки промышленного карьера и волнения дальнобойщиков на трассе М5 около Уфы, голос которых естественно услышан никем, кроме полицейских чинов, не был. Никак не затрагивается в материалах форума и то, что за период между двумя курултаями в республике была оптимизирована, или попросту закрыта масса сельских школ и фельдшерско-акушерских пунктов. Ни то, что динамика роста трудовой миграции из республики сохраняет свои показатели.

Вырождение этого консолидирующего народ этнофорума, мобилизующего его самосознание, его лучших людей, в лубочное отчетно-формальное мероприятие, в простую «говорильню» симптоматично. Оно маркирует тенденции, идущие из центра в отношении национальных окраин России. По мнению некоторых оппозиционеров (теперь уже практически маргинальных) «менеджеры» пришедшие на смену клану Рахимовых, свою работу выполнили на отлично.

Именно агрессивная воинствующая архаика, выражаясь языком модного в определенных кругах философа Александра Гельевича Дугина, как «симулякр» объединяющей псевдоидеологии, вскормленной массам элитами постэсэсэровских республик вместо Советского проекта, породила такие безобразные выкидыши как, например «цэ украинскость».

А девушки у нашего народа все-таки красивые.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ