18+
четверг, 23 марта
Общество

Игры мусорных королей

В Нижегородской области перевозчики отходов и ТСЖ борются за право выбирать полигоны

  
770
Игры мусорных королей
Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС

Генеральная схема очистки региона, согласно которой мусор с конкретной территории должен вывозиться на конкретный межмуниципальный полигон и никуда больше, может оказаться ничего не значащей бумажкой. Против нее восстал целый ряд крупных перевозчиков, ТСЖ и управляющих компаний, обратившись в антимонопольную службу. Управление ФАС по Нижегородской области встало на сторону обратившихся и признало в таком обязательстве нарушение закона о конкуренции.

Ближе и дешевле

Появилась эта схема еще в 2012 году в рамках реализации областной программы утилизации отходов. Авторы документа произвели подсчеты, сколько мусора и куда должно поступать, и разбили всю область на девять территорий, за которыми закрепили девять межмуниципальных полигонов.

На сегодняшний день эта схема может быть реализована лишь отчасти, поскольку вместо девяти построены пока что пять полигонов: «МАГ-1», Городецкий, Богородский, Балахнинский и Кстовский.

Но даже в таком усеченном виде схема изначально не работала по той простой причине, что перевозчики отходов — мы сейчас говорим о «белых» перевозчиках, которые не скидывают ТКО в ближайший лесок, а работают в рамках законодательства — ее игнорировали. То есть везли мусор не на те полигоны, на которые пожелало правительство, а на те, которые ближе и где дешевле.

Расклад на сегодняшний день такой: Городецкий полигон принимает мусор по тарифу 300 рублей за кубометр, «МАГ-1» — по 135 рублей за кубометр (1 июля будет 308 руб.), Балахнинский — около 300 рублей за кубометр, а Богородский и новый Кстовский полигоны тарифы еще не получили.

Есть еще старый Кстовский полигон — он на грани закрытия, так как переполнен отходами, но, тем не менее, работает, мусор там принимается по 96 рублей за кубометр.

Нетрудно догадаться, что при таком раскладе наибольшей популярностью пользуются не закрытый пока старый Кстовский полигон и полигон МАГ-1. На эти объекты и везут мусор перевозчики Борского района, тогда как этот район закреплен (согласно схеме) за Городецким полигоном.

При этом в Городец машины гнать не надо: ближайшая мусороперегрузочная станция, которая принадлежит данному полигону и принимает отходы, находится рядом с Бором. Инвестор мусорного комплекса берет транспортные расходы на себя, но популярностью эта станция не пользуется: тариф на ней такой же, как и на Городецком полигоне — 300 рублей за кубометр. Перевозчикам выгоднее ездить на МАГ-1.

Третий вариант

Здесь стоит отметить, что ТСЖ и УК тесно взаимодействует с перевозчиками мусора и рассчитываются с ними не по генеральной схеме, а по фактическим затратам. Они (а вместе с ними и жители соответствующих домов) кровно заинтересованы в том, чтобы мусор вывозился не туда, куда указывает областное правительство, а туда, где дешевле.

При этом Борский район — только один из множества примеров. Из Дзержинска, Горбатова и населенных пунктов, расположенных вдоль Московской трассы, выгоднее вести отходы на «МАГ-1» (туда ближе и дешевле), а по схеме надо везти в Балахнинский полигон. Из Лысковского и Воротынского районов разумно везти в Кстово, а надо — в Городец.

Все это привело к тотальному игнорированию схемы, появившейся в 2012 году.

В результате фирма «Управление отходами-НН», построившая Городецкий полигон, начала терять прибыль. То есть перестала укладываться в тот график по прибыли, который она разработала вместе с областным правительством в рамках концессионного соглашения.

Инициировать снижение тарифа, которое сделало бы объект популярным, данная фирма не стала, а обратилась вместо этого к губернатору Нижегородской области.

У властей региона, соответственно, были на тот момент три варианта решения проблемы: понизить тариф для Городецкого полигона, сделав его конкурентоспособным, изменить генеральную схему вывоза мусора, «подстроив» ее под реалии, или же каким-либо образом заставить перевозчиков, прикрепленных к Городцу, соблюдать схему и ездить на мусороперегрузочные станции Городецкого полигона.

Был выбран третий вариант.

Право на выбор полигонов

Здесь не лишним будет отметить, что Городецкий полигон находится под контролем семьи сенатора Владимира Лебедева — в частности, сын Владимира Альбертовича, Андрей Владимирович, является топ-менеджером ЗАО «Управление отходами-НН», которое и является инвестором данного полигона. Сам же Владимир Альбертович имеет очень большое неофициальное влияние в регионе. Мы уже рассказывали о том, что второй сын сенатора — Иван Владимирович — взял в аренду огромную лесную территорию в Лысковском районе и получил в пользование озеро Ардино, для чего областным правительством были изменены местные нормативные акты.

В результате «проработки вопроса» в 2015 году появляется постановление областного правительства № 393, которое сделало генеральную схему обязательной к исполнению. Параллельно с этим нижегородское заксобрание принимает изменения в КоАП региона. Вводятся штрафы за нарушение установленных в области правил обращения с отходами, в том числе — за отклонение от схемы. Причем штрафы немалые — 200−300 тысяч рублей

для юридических лиц.

Нарушителей начали штрафовать. Прибыль терять начали теперь и они тоже — вместе с господином Лебедевым, чей полигон не стал заметно популярнее даже после введения санкций.

Борские, кстовские и нижегородские перевозчики уверяют, что если они повезут мусор в Городец, они чуть ли не выйдут в ноль. Объясняют они это тем, что на контейнерных площадках, примыкающих к частному сектору и к садам, мусора образовывается в разы больше, чем прописано в нормативах и в договоре с управляющими компаниями. Грубо говоря, ДУК платит за вывоз отходов из одного контейнера, а мусора на площадке — на 2−3 контейнера. Перевозчик вынужден все это забирать и везти на полигон, хозяева которого берут с него по фактическому объему. То есть не за 1 контейнер, а за 2−3.

В такой ситуации прием мусора по 100−200 рублей за кубометр позволяет перевозчикам держаться на рынке. А вот 300 рублей — это уже не выгодно.

Этим объясняется и тот факт, что когда генеральная схема стала обязательной, а за отклонения от нее стали штрафовать, ряд перевозчиков и ТСЖ (те, которых прикрепили к Городецкому полигону) подали жалобу в УФАС.

Антимонопольная служба увидела в такой обязаловке нарушение закона о конкуренции — это четко отражено в решении УФАС № 1390 от 17 марта 2016 года. Как выяснилось, представители бизнеса имеют право выбирать себе партнеров, и указывать, с какими предпринимателями им иметь дело, а с какими нет, региональные власти не уполномочены.

Признав областное правительство нарушившим закон, каких-либо санкций антимонопольная служба не применила — в связи с тем, что постановление № 393, на которое жаловались перевозчики, и которое обязывало их следовать схеме, было отменено.

Отменено оно было постановлением № 21 от 25 января 2016 года. Парадоксальность ситуации состоит в том, что этот новый документ заново сделал генеральную схему обязательной. Представители УФАС это видели (не могли не видеть), но претензий к областному правительству не предъявили.

Тем не менее, позиция антимонопольной службы озвучена: перевозчики имеют право на выбор полигонов. Основываясь на этой позиции, они вышли в суд — уже по поводу статьи в КоАП, по которой штрафуют за отступление от схемы. На сегодняшний день областной суд, куда обратились перевозчики, признал данную статью незаконной.

Монопольно высокие цены

Иными словами, генеральная схема стала бумажкой, не обязательной к исполнению. До 1 июля 2016 года в регионе действует более-менее здоровая конкуренция. Но после 1 июля существенно увеличивается плата за захоронение мусора на полигоне МАГ-1 — со 135 рублей за квадратный метр до 308 рублей. Это серьезно ударит не только по перевозчикам, у которых фактически не останется возможности выбирать полигоны, но и по жителям, для которых плата за вывоз мусора тоже увеличится.

Здесь стоит отметить, что полигон МАГ-1 контролирует второй монополист — ООО «МАН групп». Учредители фирмы — «мусорный король» Олег Жохов, перебравшийся с некоторых пор в Дубаи, и действующий нижегородский депутат Вадим Агафонов. Получается, что для них-то и было издано еще одно постановление областного правительства, в котором предусмотрена инвестиционная надбавка к тарифу на полигоне МАГ-1. Вместе с надбавкой получается как раз 308 рублей за кубометр. Обусловлено нововведение тем, что когда-нибудь на МАГе будет построена станция сортировки мусора. Вот так вот: никакой станции нет, а платить за нее нижегородцы уже должны.

На сегодняшний день ни мусорным олигархам, ни властям региона, которые явно с ними заодно, генеральная схема, по сути, не нужна, ибо в области установлены монопольно высокие цены на захоронение отходов.

Белой вороной выглядит тут старый Кстовский полигон, на котором тариф по-прежнему составляет 96 рублей за кубометр. В последнее время давление на него (в том числе информационное, и в том числе с помощью ОНФ) возросло: и такой-то он, и сякой, и мусор там содержится не так, как надо, и не пускают на него активистов- «фронтовиков».

Причины прессинга очевидны: это последний объект, который мешает окончательному установлению монополии. Все идет к тому, что объект этот закроют, а жители центральной части Нижегородской области — все поголовно — начнут платить за вывоз мусора больше, чем сейчас. Тем более что среди владельцев Кстовского полигона нет ни депутатов, ни сенаторов.

Популярное в сети
Новости партнеров
Федеральный выпуск
Цитата дня
Lentainform
Новости
СМИ2
Медиаметрикс
24СМИ
Жэньминь Жибао
НСН
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

В эфире СП-ТВ
Фото
СП-ЮГ